Обращайтесь в регулятор
logo

Экономика

Обращайтесь в регулятор

Подготовил Валентин СОЛОВЬЕВ

Бывают случаи, когда мы считаем, что банк, микрофинансовая или страховая компания нарушили наши права. Например, платежи по кредиту оказались выше обещанных или вместо вклада нам навязали другой финансовый продукт.

Наталья Вьюгина.jpg

Что делать в этой ситуации и куда жаловаться, рассказывает заместитель управляющего Отделением Банка России по Хабаровскому краю Наталья Вьюгина.

Действенный инструмент

— Наталья Владимировна, на кого можно пожаловаться в Банк России?

— На лицензированные и зарегистрированные регулятором финансовые организации, в том числе банки, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, страховые и брокерские компании, негосударственные пенсионные фонды, бюро кредитных историй. Списки компаний с действующими лицензиями и государственные реестры опубликованы на официальном сайте регулятора www.cbr.ru (12+).

Также Банк России рассматривает обращения в отношении акционерных обществ, если они нарушают права акционеров, и обществ с ограниченной ответственностью, когда они ущемляют интересы своих участников.

Обратиться в Банк России уместно и в том случае, если вы столкнулись с мошенниками, финансовыми пирамидами или черными кредиторами. Регулятор сможет заблокировать их сайты, направить информацию о них операторам связи для блокировки телефонных номеров, а также передать данные в прокуратуру.

— Чтобы подать обращение, необходимо лично прийти в Банк России?

— Есть несколько способов, в том числе это можно сделать и лично. В Хабаровске Отделение Банка России расположено по адресу: ул. Муравьева-Амурского, 42, там примут все документы и зарегистрируют обращение. Для удобства граждан предусмотрены и дистанционные способы: например, подать жалобу можно через интернет-приемную Банка России (www.cbr.ru/Reception/) или по почте.

Кроме того, информация справочного и рекомендательного характера доступна в контактном центре по номеру 8-800-300-30-00 или в чате мобильного приложения «ЦБ онлайн».

По итогам 2021 года Хабаровский край вошел в топ-5 субъектов Дальневосточного федерального округа по доле образовательных организаций-участниц онлайн-уроков финансовой грамотности, организованных Банком России. В прошедшем году к трансляциям подключились 211 школ региона, из них 46 — в Хабаровске.
Ответные меры

— Есть какие-то требования к формату обращения?

— Чтобы регулятор мог быстрее дать обратную связь, опишите все как можно более подробно. Сохраняйте хронологию событий, указывайте все значимые даты, имена, реквизиты. Рекомендую также приложить переписку с организацией, если таковая имеется, и другие документы, которые могут подтвердить обоснованность жалобы. В случае подачи обращения в бумажном виде его необходимо заверить личной подписью заявителя.

— Долго ли ждать ответ от Центробанка и как он мне поможет?

— Стандартный срок рассмотрения обращения — 30 дней со дня регистрации. Если у финансовой организации нужно запросить дополнительные документы, срок может увеличиться до 60 дней. Вместе с тем на некоторые типичные вопросы ответ реально получить в течение нескольких часов или даже минут.

Если подтвердится, что финансовая организация или акционерное общество нарушили ваши права, компании может быть направлено предписание, ее могут оштрафовать или применить в отношении нее другие меры — в ответе на обращение это будет прописано. Если окажется, что компания действовала по правилам, вам объяснят все нюансы финансовой услуги или продукта и дадут рекомендации, как действовать дальше.

Узнать подробнее о том, как правильно составить обращение, можно на сайте «Финансовая культура» fincult.info (12+).

В декабре прошлого года был проведен онлайн-опрос жителей края для оценки уровня их финансовой грамотности. Участие в исследовании приняли более 15 тысяч человек. Согласно результатам, большинство участников (84%) ведет учет своих доходов и расходов. Финансовой подушкой безопасности располагают 66% респондентов. При этом большинство знают, на какие условия договора следует обращать внимание при оформлении кредита (99%) и страхового полиса (63%). 77% опрошенных уверены, что сотрудники банка не вправе ни при каких обстоятельствах запрашивать у них ПИН-код карты, а 82% считают, что для того, чтобы защитить себя от мошенников, важно никому не сообщать данные банковской карты. 83% участников опроса владеют информацией о признаках «финансовых пирамид».

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)