Общество в отражении прилавка
logo

Экономика

Общество в отражении прилавка

Петр СОМОВ, фото Андрея ВОЛОШЕНКО

Новая реальность, возникшая в результате санкций, сказалась и на рынке ритейла. В целом по стране внутренний спрос на продовольственные товары за прошлый год вырос на 5 процентов.

Покупать свое

В торговле и общепите Хабаровска за прошлый год появилось более 40 новых компаний. На 15 процентов стало больше отделов с отечественными товарами. При этом, по данным Росстата, в 2022 году рост цен в стране составил 11,9 процента. Больше всего увеличилась стоимость молока и молочной продукции — 15,9 процента. Бытовая техника подорожала на 15,3 процента. Разрушение ряда прежних логистических цепочек отразилось и на ассортименте. После закрытия границ появились сложности с заменой импортных продовольственных товаров отечественными. Здесь во многом хабаровчан выручили крупные местные сети, имевшие большие товарные запасы.

С начала этого года ритейлеры отмечают, что с учетом инфляции средний чек растет не сильно, но количество позиций в нем сокращается. Словом, сохранить качество потребления покупателю все труднее и труднее, ибо тратить приходиться меньше.

Ощущение выбора

Потрясения последних трех лет не обошли стороной и хабаровские магазины. Местный рынок впрягся в очень большое логистическое плечо, остро почувствовал отдаленность основных поставщиков и дефицит местной продукции.

К примеру, одной из дальневосточных сетей, по словам ее создателей, пришлось увеличивать долю товаров собственной торговой марки, расширить ассортимент за счет поставок из Китая и Кореи.

Эксперты оценили дальновидность торговых организаций, заранее сформировавших складские запасы. К удивлению западных специалистов, в городе и регионе осталось приличное количество товаров исчезнувших с рынка игроков. Во многом благодаря этому хабаровчане дождались, когда наши предприниматели стали активно замещать ушедших поставщиков местными товарами. Так, например, с точки зрения представителя сети «Реми» Максима Шатырова ассортимент газированных напитков отечественных производителей радует и глаз, и кошелек. Новая экономическая реальность подталкивает к развитию магазинов низких цен. Число торговых точек хорошо известных в городе хард-дискаунтеров ГК «Невада» за два года увеличилось с 9 до 90.

Конечно же, на Дальнем Востоке своя специфика развития, и потому городские районные центры торговли имеют более широкий ассортимент товаров, в отличие от западных. Потребитель быстро к этому привык. Вынуждены тянуться к такому разнообразию и другие сети. По словам эксперта Романа Яншина, новый формат заслуженно занял свободную нишу среди относительно небольших по площади магазинов в спальных районах.

Падения цен не будет

Последние статистические данные свидетельствуют о включении у многих хабаровчан режима экономии. Процент граждан, сокративших ежедневные расходы, уже больше, чем тех, кто тратит как и прежде. Склады затоварились, построенные квартиры реализуются со скрипом. Да что там говорить, меньше покупают детское питание, на треть сократилась продажа кормов для домашних животных. А бытовая техника, заказанная в период ажиотажного спроса в марте 2022 года и прибывшая только сейчас, осела на складах. Одно радует: наших людей, как говорится, голыми руками не возьмешь. Ежегодный мониторинг ВЦИОМ показал, что счастливых россиян как было 82 процента, так и осталось. Недовольных же судьбой всего 14 процентов.

В последнее время сложилось мнение, что в макрорегионе такие же высокие цены, как и по всему Дальнему Востоку, только из-за слабой конкуренции и небольшого числа федеральных игроков. В марте ситуация вроде бы должна была поменяться: в край и город зашла «Пятерочка». Некоторые эксперты усмотрели в этом экспансию дальневосточного рынка. Но прошел месяц, и все мы смогли убедиться, что цены и ассортимент товаров новичка не сильно отличаются от того, к чему привыкли дальневосточники. Да, появились какие-то новые бренды. Да, стоимость ряда продуктов собственных торговых марок чуть ниже среднестатистических. Но большого отличия нет. Да и местные продавцы стали внимательнее к покупателю — там акции, там скидки, где-то реально снизились базовые цены.

Неизвестно, собиралась ли федеральная сеть перекроить рынок, но повлиять на него она точно смогла. Да и неудивительно, ведь Х5 GRUP очень мощный игрок. В 2022 году его выручка увеличилась до 2,6 трлн руб., чистая прибыль превысила 52 млрд руб. Поставщики таких обожают и предоставляют лучшие условия, отсюда возникает возможность демпинга. Так что местным продавцам за клиента придется побороться, и выстоят только лучшие модели бизнеса. А выигрывать должен потребитель. Ибо, как отмечают эксперты, федералы могут дать фору в стратегии розницы.

Несомненно, крупные игроки допускают некоторое снижение цен, а кто-то предвидит и слияние, и поглощение. Рынок требует развития, и он его получит. Ждать хороших перемен или нет — покажет время. Очевидно одно сколько бы ни было торговых точек и сетей, выживут только те, которые поддержит рублем покупатель. По мнению основателя «Самбери» Юрия Егорова, проблемы есть, но рынка должно хватить на всех.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)