Осторожный бумеранг
logo

Экономика

Осторожный бумеранг

Петр СОМОВ, фото из открытых источников

Россия и Китай вопреки всем запретам и ограничениям развивают свою экономику.

Чип раздора

Отношения с Поднебесной настолько плодотворны, что в регионе даже родилась поговорка: «Близкий сосед лучше дальнего родственника». Но заботливый житель по лестничной площадке, готовый пойти за вами в огонь и воду, — одно, а страна с почти полуторамиллиардным населением, граничащая с Россией, — совсем другое. Когда под боком такой гигант, возникает мысль, может ли он помочь нам в экономике и обороне.

Правда, Китай, как и Россия, в паутине санкций. И вот уже он поглядывает в сторону наших энергоресурсов, да и стабильность на рубежах в интересах обеих стран. При этом ослабление России, впрочем, как и давление Запада в вопросах безопасности и геополитики, КНР не приемлет. Тем не менее санкционные моменты заставляют действовать осторожно. У китайцев в ходу даже термины: «вверху горячо», «внизу прохладно». Ученые подчеркивают, что эти формы еще работают в практическом экономическом взаимодействии. Деловая активность соседей снижалась, когда в некоторых важных сферах они сталкивались с антироссийскими санкциями. Особенно в высокотехнологичных и финансовом секторах. Китайцы брали вынужденную паузу в инвестиционных и производственных проектах. В частности, приостанавливались переговоры по инвестициям в нефтехимическую и газовую отрасли.

Думается, сосед наращивает силы. Сегодня Поднебесная благодаря запретам США обогнала в развитии весь мир. Запретили поставлять микрочипы — КНР строит свое современное производство. США приказали Голландии, как монополисту, не продавать Китаю технологии, и сделали это зря. Судя по всему, совсем скоро азиатский рынок обретет абсолютную независимость от западных технологий.

Итак, экономический гигант по соседству. Как строятся его взаимоотношения с городом, краем, в целом с ДФО? Согласно статистике растет товарооборот. Ежемесячный показатель увеличивается в среднем на 10 процентов. Правда, макрорегион пока на 12-м месте в списке партнеров, а это всего 2 процента экспорта и 2,8 импорта. Директор «Востокгосплана» Михаил Кузнецов не склонен драматизировать по поводу сырьевой ориентации экспорта. Мы, дескать, не бедные, можем без ущерба для себя продавать углеводороды, металл, сельхозпродукцию.

Но пора бы уже научиться считать деньги — продаем соседу сою по 12 тыс. руб. за тонну, а он умудряется выручить за нее в десять раз больше, переработав на масло, муку, другие побочные продукты.

То же самое и по другим направлениям. Сырой нефти в Китай Россия поставляет больше, чем Саудовская Аравия. Лидируем мы в экспорте древесины и рыбной продукции. Тут нас не подкосила даже пандемия.

Кладовая технологий

В свою очередь и импорт из Китая в ДФО вырос в 1,9 раза, до 5,2 млрд долл. Например, промышленного оборудования поставлено больше в 2,9 раза, чем за тот же период прошлого года. Так, кирпичные заводы в Хабаровске вместо выработавших свой срок итальянских и немецких производственных линий приобрели китайские.

Санкции — штука коварная даже для самой крупной экономики мира, если считать по приоритету покупательской способности, констатирует доцент экономического факультета МГУ Максим Чирков. По ВВП экономика Поднебесной пока вторая, но скоро и по этому параметру станет первой. Дескать, в итоге санкции против Китая, которые затеяли США, затронут весь мир.

Давайте начистоту, от чего бесится Запад? Все очень просто — в США и Европе господствуют товары из Китая, и надо 10 лет упорного труда, чтобы их заменить. Даже если будут построены новые фабрики и заводы, то «всемирная мастерская» выдаст такую порцию изделий, которая сведет на нет все усилия западного мира. Многие экономисты мира уверены, что санкции против Китая — это самоубийство для Запада.

Оказывается, за всю историю международных отношений в мире произошло больше ста попыток введения ограничений, но санкции практически никогда не работали. Подобные меры результативны лишь в случае их применения очень крупным государством против страны с микроскопической экономикой. Однако в данном случае ситуация полностью противоположная. Поэтому перспектив здесь вообще никаких.

Наши экономики себя покажут

У города и края хорошие отношения с КНР, особенно с соседней провинцией Хейлунцзян. Очевидно взаимодействие экономических потенциалов. Годовой товарооборот региона с Китаем достигает 1,3 млрд долл. и продолжает расти. Важная точка взаимодействия — доставка грузов по Амуру из порта «Хабаровск» в порты «Фуюань» и «Тунцзян». Большие перспективы в освоении двумя государствами Большого Уссурийского острова. Здесь построят грузопассажирский пункт пропуска через границу.

Руководители китайских провинций призвали свой бизнес активно занимать ниши, оставленные западными компаниями. Сегодня в бизнес-кругах двух стран рассматривается идея создать на Дальнем Востоке международную территорию опережающего развития, которая бы на 100 процентов отвечала запросам иностранных инвесторов.

Но кое в чем санкции действительно причинили боль. Евросоюз фактически запретил ввоз лесопродукции из России. А потенциал нашего внутреннего потребления еще очень низок. Выручает Китай, хотя проблему предстоит решать кардинально. Сегодня лесопромышленники края нацелены на полную местную переработку сырья. Первыми взялись за дело крупные предприятия. Региону предстоит развернуть деревянное домостроение.

Стоит признать, что сосед, конечно, опора, но и он не всесильный. Ряд китайских поставщиков опасается нарваться на неприятности при обходе антироссийских санкций. К примеру, при ограничении поставок полупроводников, газового оборудования. Зато резко активизировалась ситуация в энергетическом секторе. Были месяцы, когда КНР закупала рекордное количество нашей нефти, до 1,9 млн баррелей в день. Любой коммерсант спит и видит, как бы купить дешевле, китайский — не исключение.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)