Овощная альтернатива
logo

Экономика

Овощная альтернатива

Илья АВЕРИН

Кооперация с местными сельхозпроизводителями сегодня способна дать ощутимый толчок для развития предприятий-переработчиков.

IMG_2427.JPG

Такое мнение высказал Сергей Прокопьев, генеральный директор компании «Балтимор—Амур» — одного из крупнейших на Дальнем Востоке производителей овощной консервации. При этом, по словам предпринимателя, здесь не обойтись без помощи государства, особенно на фоне непростой ситуации, вызванной коронавирусом.

Выполнимая задача

— Принятые нами планы на 2020 год предполагали прирост производства по сравнению с 2019-м на 10—15 процентов, — рассказывает Сергей Прокопьев. — Однако пандемия, падение курса рубля подкорректировали эти показатели. Да, если брать финансовый аспект, то рост есть: по состоянию на весну плюс 5 процентов по отношению к прошлому году. К концу 2020-го надеемся выйти на 10 процентов. Происходит это в том числе за счет инфляции, повышения цен. Но мы все-таки производственная компания, для которой важен реальный объем выпускаемой продукции. А этот показатель пока остается на прежнем уровне.

Несмотря на то, что денежная масса фактически растет, вкладывать средства в реальное развитие не получается, так как параллельно увеличиваются расходы на закупку сырья, транспортную логистику и т.д.

— Сырьевая база — очень важный фактор, по сути, основа всей нашей работы, — продолжает руководитель предприятия. — Сложность в том, что бо́льшую часть продуктов, которые используются при переработке, мы завозим с запада России или из-за рубежа. К примеру, практически вся томатная паста идет из Китая. Именно эта страна сегодня лидер по ее выпуску — обеспечивает около 80 процентов мирового рынка. Я как переработчик могу сказать, что китайская паста очень качественная, она превосходит иранскую и даже итальянскую. В Поднебесной высокотехнологичное масштабное производство. К сожалению, в России ничего подобного пока нет.

Однако, по словам Сергея Прокопьева, если конкретно по этому продукту найти альтернативу у нас крайне сложно, то с овощами ситуация куда более обнадеживающая.

— Надо идти к тому, чтобы все, что позволяет климат, выращивалось рядом, внутри региона, — объясняет он. — Конечно, это непросто и сделать в одночасье не получится. Никто не говорит о моментальном и полном переориентировании на местных сельхозпроизводителей. Нужно постепенно наращивать объемы закупок — 20, 30 процентов и так далее. Задача выполнимая, главное — объединить фермеров и перерабатывающие предприятия. Я уверен, что это даст возможность снизить себестоимость конечного продукта, а значит, сделать его более конкурентоспособным.

Финансовая инъекция

У бизнеса в сфере переработки сельхозпродукции своя специфика. Основной фактор — сезонность. То есть фермеру нужно раз в год вырастить урожай, собрать его и передать предприятию, которое сделает из полученного сырья продукцию, упакует, поставит на склад, а потом небольшими партиями в течение года будет реализовывать.

— Чтобы запустить весь этот процесс, необходимо сделать этакую финансовую инъекцию, так как собственных оборотных средств у участников процесса в нынешних условиях не хватит, — делится предприниматель. — Еще в феврале этого года мы встречались с представителями краевого минсельхоза, сейчас готовим специальную программу, чтобы четко определить план действий. Если говорить о крестьянско-фермерских хозяйствах, то деньги нужны на закупку семян, подготовку к посевной, ГСМ и т.д. А у нас, как у производителей, средства пойдут на модернизацию оборудования. К примеру, на следующий год мы запланировали приобретение и установку двух вакуум-выпарных машин. Они удаляют влагу из овощей, делают концентрированное пюре.

Таким образом создается база для работы с местными фермерскими хозяйствами.  

— Сейчас ведем переговоры с двумя сельхозпроизводителями, — рассказала коммерческий директор «Балтимор—Амур» Анастасия Ковех. — В декабре-январе они должны сделать заказ на семена, поэтому до осени необходимо подготовить проекты, чтобы с ними уже прийти за господдержкой. Вообще, мы готовы работать со всеми, кто способен обеспечить необходимые объемы. Нам нужны баклажаны, кабачки, тыква, морковь, огурцы, лук. Да, есть ограничения по сортам, так как не любой годится для промышленной переработки. Конечно, в целом процесс связан с определенными рисками, и мы идем на них осознанно. Цель — выстроить единый производственный цикл внутри региона. Это пойдет на пользу и сельхозпроизводителю, и переработчику, и конечному потребителю.

Кстати

ООО «Балтимор-Амур» — ведущий производитель овощной консервации в Хабаровске и Хабаровском крае. Предприятие выпускает томатную пасту, кетчуп, овощную икру, уксус, готовые салаты и закуски, а также широкую линейку соков. Реализация товара производится через дистрибьюторскую сеть в Иркутскую, Читинскую, Амурскую, Магаданскую, Сахалинскую области, Хабаровский, Приморский, Камчатский края, Республику Саха (Якутия) и ЕАО.