Экономика
Уход иностранных брендов нанес серьезный удар по российскому авторынку. Ему пришлось быстро перестраивать работу в новой реальности — теперь акцент сделан на отечественные и китайские машины, а европейские марки ввозятся в страну по программе параллельного импорта.
Такое положение дел не могло не сказаться на работе станций технического обслуживания и прочих автосервисов, ориентированных на то, чтобы облегчить жизнь автомобилистам. Но в свете последних событий это делать стало проблематично.
А чужое лучше
Во-первых, заметно вырос спрос на дополнительное оборудование, так как основные его поставки шли из-за рубежа.
— Производители предпусковых подогревателей Webasto ушли из России, но мы нашли аналогичный по функционалу товар. Конечно, есть отличие и по цене, и по качеству, но не критичное, работать можно, — делится руководитель сервисного подразделения одной из хабаровских компаний Дмитрий Усов.
Хуже обстоят дела с автомобильными аудиосистемами, их у нас делать никогда не умели и до сих пор не научились. Приходится обходиться параллельным импортом. С электронными и механическими противоугонками несколько проще: основная их часть уже несколько лет выпускается под российскими брендами. Да и сами сигнализации давно перестали отвечать только за сохранность машины, они больше ориентированы на выполнение сервисных функций: дистанционного запуска двигателя и предпускового подогревателя, определения места расположения и состояния авто, а также многих других. Кстати, для установки дополнительного оборудования обращаются в основном владельцы машин, выпущенных не более пяти лет назад.
Выгоду ищут все
Что касается поставщиков запасных частей и материалов, то какая-то их часть покинула рынок, но многие остались. При этом сложившаяся ситуация стала поводом для их развития, расширения ассортимента, улучшения свойств и увеличения сроков эксплуатации производимых товаров.
— В Хабаровске есть шесть крупных компаний, торгующих расходниками для автомобилей большинства имеющихся в городе марок. Они достаточно быстро сориентировались и восстановили линейки, ранее поставляемые европейскими, американскими и японскими концернами. В большинстве случаев это китайские аналоги, есть оригинальные запчасти по параллельному импорту, а что-то научились делать и у нас в стране, — рассказывает Дмитрий Евгеньевич.
Конечно, рынок в самом начале заметно лихорадило. Это сказалось и на стоимости автотоваров, и на предложениях. Во многом ситуацию спасли складские запасы крупных игроков на этом рынке. Замещение шло медленно, что позволило почти безболезненно стабилизировать цены и проработать выгодные каналы поставок.
— За последний год на основные группы запчастей и расходных материалов ценник менялся раз восемь, но в итоге не превысил разумного порога. А то, что ушли некоторые производители, послужило хорошим стимулом для других компаний, — считает эксперт.
Начни сначала
Уверенно занимает освободившиеся ниши российская марка SUFIX. Это отечественный бренд автомобильных запасных частей и расходных материалов для станций технического обслуживания. Он создан для обеспечения максимального импортозамещения за счет производства деталей в России или дружественных странах. В ассортиментном предложении автозапчастей более 2 000 позиций: фильтры, амортизаторы, подвеска, подшипники, ступицы, щетки стеклоочистителя, пружины и так далее. При этом цены на все товары очень доступные.
— Активизировались поставщики из Южной Кореи — везут масла, наполняют рынок новыми брендами, которых здесь раньше не было. Стоит отметить и рост предложений от российских производителей. Но они, к сожалению, проигрывают корейским аналогам по соотношению цены и качества, — сообщил Дмитрий Усов.
По его мнению, сегодня напрягает не отсутствие достойных предложений, а то, что приходится методом проб и ошибок заново формировать связи, каналы поставок и создавать складские запасы. Ведь все это требует значительных средств. А конкуренция на рынке автоуслуг в Хабаровске просто огромная — более семисот действующих компаний. При этом больше ста предприятий можно отнести к разряду крупных, имеющих свыше восьми постов. Поэтому, выбирая, кому доверить своего железного коня, клиент опирается на ряд критериев: наличие профессиональных кадров, репутацию сервиса, его местоположение, набор услуг и, естественно, цену.