Городская администрация ежегодно увеличивает объем субсидий для состоявшихся и начинающих предпринимателей. По нынешней программе финансовая поддержка продлится до 2030 года. О категориях выплат и их суммах, а также условиях получения мы побеседовали с начальником отдела развития предпринимательства управления экономического развития Сергеем Павленко.
— С какого года муниципалитет помогает представителям бизнес-сообщества?
— Сейчас это уже седьмая по счету муниципальная программа, финансирование которой начато в 2019 году и продлится до 2030 года. В текущем году прием заявок на финансовую поддержку по пяти из шести категорий начался 4 августа. Подача документов на субсидию, в которую включены краевые деньги, открылась 11 августа. Речь идет о предпринимателях социальной направленности. В этом году эти процедуры проходят в цифровом формате в системе «Электронный бюджет».
— Какие категории субсидий существуют на данный момент?
— У нас шесть видов субсидий. Для субъектов малого и среднего предпринимательства — на открытие своего дела. Они могут получить до 100 тыс. руб. Для самозанятых граждан — до 50 тыс. руб. на открытие своего дела. Предприятия-производители и бытового обслуживания могут возместить затраты на электроэнергию до 200 тыс. руб. И в этом году мы ввели новую субсидию для предприятий, которые производят продукцию на территории Хабаровска: для расширения своей деятельности, им положено до 300 тыс. руб. Необходимо доводить качественные товары местных производителей до потребителя. Уверен, что продукция наших бизнесменов будет все больше и больше наполнять полки магазинов, попадая на новые рынки и за рубеж. К слову сказать, в промышленной, строительной, цифровой и других отраслях происходит замещение привозных материалов, запчастей, деталей, и немаловажную роль в этом процессе играют предоставленные городом субсидии. Для социальных предприятий у нас еще две категории поддержки. Для возмещения затрат на ведение деятельности — до 200 тыс. руб. и по оплате труда для отдельных категорий граждан — до 150 тыс. руб. Речь идет о социально уязвимых горожанах, это лица с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеры, выпускники детских домов, иждивенцы, малоимущие и многодетные, ветераны боевых действий и другие группы населения, нуждающиеся в социальном обслуживании. Проще говоря, если на предприятии работают более 50 процентов таких тружеников оно имеет право получить статус социального предпринимателя и возместить расходы на зарплату сотрудникам. При этом он должен предоставить все необходимые документы о тратах на данную категорию граждан.
— Как разъясняете соискателям нюансы подачи заявок на субсидии?
— Регулярно встречаемся с представителями бизнес-сообщества перед тем, как начать прием документов. Подробно рассказываем о том, какие в этом году будут предоставлены категории субсидий и на каких условиях их можно получить. Каждый год мы находим площадки для информирования населения. Плюс мы озвучиваем этот момент на заседаниях городского совета по предпринимательству при мэре Хабаровска. Плотно работаем с объединениями предпринимателей «Деловая Россия», «Опора России», Дальневосточным объединением промышленных предпринимателей и торгово-промышленной палатой. Работа в этом направлении ведется на регулярной основе.
Специалисты доводят информацию до заинтересованных лиц, используя все современные ресурсы и технические возможности. Кроме различных рассылок и объявлений, наши работники отправляют информацию и адресно. По интересующим вопросам о муниципальных субсидиях можно проконсультироваться по телефонам: 41-94-99, 41-94-65, 41-96-69.
— Представим, что мы с вами компаньоны и хотим получить субсидию на открытие своего дела. Что мы для этого должны сделать?
— Сразу подчеркну, что мы можем рассчитывать на сумму до 100 тыс. руб., если являемся субъектом малого и среднего предпринимательства. То есть мы с вами должны зарегистрироваться, и с этого момента должно пройти не более 24 месяцев. Также мы имеем право с помощью муниципалитета возместить затраты за предыдущий год и за текущий 2025 год. Еще необходимо заполнить анкету, представить бумаги в цифровом виде, подтверждающие затраты. Это могут быть договор аренды, чеки, платежные поручения и прочие документы. Дать согласие на обработку персональных данных и подтвердить, что мы ведем деятельность здесь, на территории Хабаровска.
— Сколько примерно соискателей, учитывая ограниченного городского бюджета в этом году получат финансовую поддержку?
— По программе поддержки малого и среднего предпринимательства общий объем финансирования в 2025 году составляет 16 млн руб., из них 15,4 млн руб. предусмотрено на все субсидии. Эта сумма на 18,5 процента больше, чем в прошлом году. Более 80 заявителей должны получить финансовую поддержку. Также программой предусмотрено проведение конкурсов «Лучший предприниматель города Хабаровска», «Хабаровская марка».
— А если мы состоялись в бизнесе и хотим расширить свое дело. Что нам еще полагается?
— Так, на ведение деятельности предусмотрена сумма в 300 тыс. руб. В рамках этой субсидии можно возместить затраты на процентную ставку по коммерческим кредитам, на поставку своей продукции в другие регионы или за рубеж, а также можно покрыть траты на поставку сырья в Хабаровск. Приобрести оборудование и технику. Те предприятия, у которых энергоемкая деятельность, могут рассчитывать на возмещение затрат на электроэнергию либо на техническое присоединение к сетям города. Здесь речь идет об одной еще субсидии до 200 тыс. руб. Социальные предприниматели в рамках свой деятельности могут возместить затраты до 200 тыс. руб. на аренду нежилого помещения, приобретение техники, оборудования, оплату медосмотра работников и другое.
— У многих соискателей, особенно почтенного возраста, могут возникнуть трудности с подачей документов в цифровом виде. Как вы решаете этот вопрос?
— Электронный бюджет в этом году — новшество как для представителей бизнес-сообщества, так и специалистов муниципалитета. Для этого на официальном сайте «Электронный бюджет» есть техническая поддержка. Можно обращаться как по телефону, так и в письменном виде, также можно проконсультироваться у специалистов отдела развития предпринимательства.
— Люди уже не первый год пользуются финансовой поддержкой от муниципалитета. Это одни и те же или приходят новые?
— Конечно, есть новички, в основном те, кто решил открыть свое дело. Они берут одну категорию субсидии, развиваясь, претендуют на следующую и так далее. Есть, конечно, люди, которые уже понимают, как это делается, которые постоянно мониторят не только наши сайты, но и краевые и федеральные. Власти всех уровней идут навстречу предприимчивым людям. Подчеркну, что по каждой категории субсидий консультацию даст отдельный специалист.
— Как специалист как вы оцениваете активность молодежи в вопросах бизнеса? Насколько молодым людям интересно связать свою жизнь с предпринимательством?
— Сейчас вся молодежь в интернете, она с реальным сектором экономики, к сожалению, не очень разбирается. Больше, наверное, видит развитие своего дела именно в интернет-индустрии. Но, тем не менее, есть молодые ребята, которые приходят к нам, молодые ребята, начиная свое дело. Например, к нам обратился предприниматель, у которого креативная индустрия, он пытается сейчас начать свое дело. Занимается культурой, театром он может организовать видеосъемку, — в общем, двигает свою креативную деятельность в массы.
— А еще кто за помощью обращался?
— Например, учредитель ООО «ЖИВОХЛЕБ». Речь идет о пекаре, которая выпекает хлебобулочные изделия без глютена, его еще клейковиной называют. Вот она в том году обратилась к нам за финансовой поддержкой на открытие своего дела. В результате покрыла затраты на аренду. Сейчас она рассматривает возможность снова взять субсидию, чтобы продолжать радовать горожан и представлять хлеб на городских ярмарках и конкурсах. Подчеркну, что программа выдачи выплат для ведения бизнеса — вещь очень гибкая. Предприниматели вносят предложения, мы их рассматриваем на заседаниях городского совета по предпринимательству при мэре города. Если предложения конструктивные, Сергей Кравчук дает соответствующие поручения, и специалисты вносят изменения в программу, чтобы отвечать запросам бизнеса. На этих встречах предприниматели имеют возможность без посредников общаться с представителями власти для оперативного решения актуальных вопросов, связанных с логистикой, рекламой, разрешительной документацией и прочими направлениями предпринимательской деятельности. Администрация города всегда идет навстречу представителям бизнес-сообщества, предоставляя им весь объем необходимой поддержки.
— И напоследок расскажите, кто решает, кому выдать субсидию, а кому отказать?
— Для этих задач у нас утверждена комиссия. Ее возглавляет председатель — начальник управления экономического развития администрации горда Виктория Валова. Также в состав комиссии в обязательном порядке включены члены городского совета по предпринимательству при мэре Хабаровска. То есть решение принимают не только муниципальные служащие, но и представители бизнес-сообщества.
Наш телеграм-канал
@khabvesti (16+)