Экономика
ФНС обновила список автомобилей, попадающих под налог на роскошь, в него вошли Audi, BMW, Mercedes Benz и российский Aurus. Осенью 2024 года владельцы 449 моделей дороже 10 млн руб. получат соответствующие налоговые уведомления за 2023 год.
В перечень также попали Aston Martin, Bentley, Ferrari, Jaguar, Lamborghini, Land Rover, Maserati, Porsche, Rolls-Royce, Cadillac, Bugatti.
Цена на качестве не сказалась
Ряд марок западных и азиатских производителей еще не доросли до статуса роскошных, но уверенно к нему стремятся. Так, Audi Q3, Lexus GX и Kia Rio за три года стали рекордсменами по росту цены. По данным аналитиков, больше всего в премиальном сегменте выросла стоимость Audi Q3. Машины этой модели подорожали на 48%. Если в 2020 году немца можно было купить за 2,4 млн руб., то сейчас он обойдется в 3,6 млн руб. На втором месте в этом же сегменте оказался Lexus GX. Он подорожал на 46% — с 4,8 млн руб. до 7 млн. Тройку лидеров замыкает Toyota Land Cruiser Prado 150. Спустя три года ее средняя цена увеличилась на 45%, достигнув отметки в 5,4 млн руб.
Среди бюджетных авто пальму первенства по подорожанию забрал Kia Rio. Сейчас корейца можно приобрести за 1,4 млн руб., в то время как три года назад средняя цена была меньше миллиона — 976 тыс. руб. Вердикт — увеличение стоимости на 45%. А в среднем сегменте примерно одинаково подорожали сразу три модели: Toyota RAV4, Hyundai Creta и Changan CS35 Plus. Модели сейчас продаются на 44% дороже. Подержанная Toyota RAV4 в среднем за 3,1 млн, Hyundai Creta — за 1,8 млн, а Changan CS35 Plus — за 1,7 млн руб.
— Подержанные автомобили подорожали на 20-23% по сравнению с прошлым годом. Еще сильнее выросли в цене бывшие в употреблении машины без пробега по России — приблизительно на 30%. Отдельные модели также подорожали. Стоимость некоторых повысилась настолько, что их вовсе перестали покупать. Из-за этого средневзвешенная цена нового автомобиля уменьшилась на 5%, — рассказал представитель пресс-службы автомобильного сайта «Дром».
По его словам, стоимость б/у авто в мае 2022 года в среднем составляла около миллиона рублей, сейчас — от 1,3 до 1,4 миллиона рублей. Цена подержанных машин без пробега по России в прошлом году колебалась в районе 1,5 млн руб., а сегодня превысила 1,8 млн.
Что-то будет
Эксперты считают, что падение цен на новые автомобили — неклассическое. Стоимость европейских и японских иномарок выросла настолько, что они стали люксовыми. На замену им пришли более дешевые китайские авто. Основной спрос остался в прежних ценовых категориях, и средняя цена новых автомобилей немного упала.
Аналитики уверены, что хотя цены на автомобили растут, растет и спрос — преимущественно на подержанные машины и бюджетные новые. Дилеры и перекупщики вынуждены перестраиваться и переходить на новые для них схемы работы: либо становиться дилерами китайских автомобилей, либо перепродавать машины, уже завезенные в Россию, либо заниматься параллельным импортом. С начала 2023 года дилеры увеличивают предложение подержанных автомобилей, новых и даже «новых», ввезенных «параллельно». Поэтому из-за дефицита авто с заводов активно выкупаются машины с пробегом. Особенно заметна эта тенденция в европейской части России, менее на Дальнем Востоке и в Сибири. Наверное, поэтому доля китайских машин здесь у продавцов увеличилась с 10 до 50%, а российских марок — с 18 до 25%. При этом количество новых корейских машин заметно сократилось: с 25% в начале 2022 года до 15% в марте 2023 года. Количество авто японских марок у дилеров на востоке страны снизилось с 18 до 10%.
По словам экспертов, на вторичном рынке по сравнению с 2022 годом доли пробежных иномарок и отечественных автомобилей в 2023 году остались без изменений: у российских машин 14%, японских — 49%, корейских —11%, китайских — 2%, европейских —18%, американских — 5%.
Соседи ждать не стали
По данным Дальневосточного таможенного управления, число грузовых машин производства КНР, ввезенных в РФ через таможни Дальнего Востока, с начала года выросло в восемь раз в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом — с 340 до 2 759 авто.
В свою очередь Япония и страны Европейского союза выступили против предложения США о введении тотального эмбарго в отношении России. Ранее Южная Корея запретила поставки в Россию автомобилей стоимостью более 50 тыс. долл. и запчастей к ним. При этом в будущем планируется обсудить возможность полного запрета экспорта машин на рынок России.
А японцы тоже ввели некоторые ограничения на экспорт машин на российский рынок. Так, к ввозу в Россию запрещены модели стоимостью выше 6 млн йен (примерно 3,6 млн руб.).
В случае принятия новых торговых санкций помимо подержанных автомобилей ограничения могут распространиться и на бюджетные машины, покрышки и другие товары. Введение эмбарго может оказать серьезное влияние на японские компании и региональную экономику. Только за 2022 год поставки подержанных автомобилей из Японии в Россию увеличились на 34%. Всего экспортировано 205 тысяч машин. Самым популярным на рынке стал внедорожник Toyota Land Cruiser.