Трава на любой вкус
logo

Экономика

Трава на любой вкус

Валерий ВОЛЬКЕ, фото автора

Микрозелень содержит высокие дозы витаминов, минералов и антиоксидантов. С каждым годом увеличивается ее популярность среди хабаровчан.

Обеспечить всех желающих полезным продуктом взялся индивидуальный предприниматель Степан Крымков. Его ферма «Зеленая жизнь» с осени 2022 года поставляет к столу жителей краевой столицы дайкон, редис, кинзу, подсолнечник, горох, проростки бобов маш и пшеницу.

Из хобби в бизнес

— Хотелось сделать свежую микрозелень доступной для людей с разным уровнем достатка, чтобы даже студенты и пенсионеры могли себе позволить ее приобрести, поэтому остановился именно на этих семи наименованиях, — говорит Степан Константинович. — Бизнес начинался как семейное хобби. Вместе с супругой прогуливались по магазину и увидели семена в пакетиках, решили попробовать, закупили горшки и почву. Вырастили первую партию и стали продолжать. Осенью 2022 года взялись за дело уже профессионально. Купили специальные стеллажи и лампы для микрозелени. Я занялся изучением маркетинга, пошли продажи.

За неполные два года объемы производства фермы увеличились с 40 до 600 пятидесятиграммовых боксов в неделю. Всего на выращивание зеленого товара уходит от семи до двадцати дней. Из них первые четыре растения стоят в темноте, далее они переносятся на специальные стеллажи под лампы цветовой температурой 6 500 К. Вместо грунта Степан Крымков использует технологию гидропоники — агровата орошается очищенной водой, разбавленной специальными минералами для микрозелени с помощью системы автоматического полива.

— Сейчас закупаю семена у поставщиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска и других городов западной части страны. Раньше приходилось отбирать их методом проб и ошибок. К сожалению, не все из них поставляли качественный товар. Например, с редисом была очень большая проблема. Несмотря на соблюдение всех необходимых условий для проращивания, у нее были маленький процент всхода, скрученные листья и в целом нетоварный вид, — делится Степан Крымков. — Пока работаю один, иногда в экстренных случаях помогают друзья. В марте заключил договор аренды, в апреле уже въехал сюда с рассадой. Недавно снял еще четыре помещения. Общая площадь всех цехов 270 кв. м. Одни планирую использовать под склады, другие — под производство сока из ростков молодой пшеницы (витграсс).

Эликсир здоровья

На данный момент это новый, уникальный для Хабаровского края продукт, набирающий популярность среди приверженцев здорового образа жизни.

— Он богат витаминами и хлорофиллом, многие используют его как биологически активную добавку к пище для поддержания иммунитета и профилактики болезней желудочно-кишечного тракта, — объясняет Степан Константинович. — В магазины поставляю наборы стоимостью от 450 руб., в которые входит семь емкостей по 30 мл. Витграсс нужно пить по одной упаковке каждый день. Из-за того, что у пшеницы достаточно тугие волокна, не каждая соковыжималка с ними справится. Например, электрические инерционные устройства сразу выходили из строя, поэтому теперь использую ручную шнековую. На 100 мл напитка нужно около 500 г сырья.

Степан Крымков наглядно демонстрирует процесс производства пшеничного сока. После десяти минут работы руками небольшая чашка до половины заполняется зеленоватой жидкостью. Бизнесмен предлагает попробовать результат его трудов и протягивает 30 мл для дегустации. Первое, что чувствуется, — концентрированный травянистый вкус. Но затем он переходит в сладковатое послевкусие, и уже хочется добавки.

За помощью к специалистам

IMG_3007.jpg

Компания «Зеленая жизнь» поставляет продукцию на прилавки розничных магазинов и мини-маркетов Хабаровска, Николаевска-на-Амуре и Биробиджана. В планах выход на рынок соседнего Приморского края — предпринимателю уже поступило предложение о сотрудничестве от крупных приморских поставщиков овощей и зелени.

Чтобы не потеряться на полках среди конкурентов, Степан Крымков обратился за помощью в создании упаковки в краевой центр «Мой бизнес». Его сотрудники помогли придумать дизайн и оплатили печать брендированных этикеток на упаковку.

— С этой компанией сотрудничаем с прошлого года. На сегодня она получает комплексную услугу по разработке полиграфической продукции. Это порядка 1 000 наклеек, — отмечает руководитель центра «Мой бизнес» Ксения Вязникова. Любой бизнес нуждается в продвижении. Особенно тяжело начинающим предпринимателям и самозанятым: еще не создан бренд, нет свободных денег, нет опыта работы в соцсетях и со СМИ. Наша организация бесплатно предлагает предпринимателям разнообразные комплексные услуги по продвижению своего дела: создание сайта, брендбука, фото- и видеоконтента, полиграфия и размещение наружной рекламы на цифровых экранах и билбордах, вывод на маркетплейсы и электронные торговые площадки, регистрация товарного знака. С 1 августа планируем размещать рекламу на телевидении и радио. Обратиться к нам за помощью можно через цифровую МСП-платформу. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте https:мсп.рф через учетную запись на портале «Госуслуги».

Кроме того, начинающие предприниматели, специализирующиеся на производстве, могут получить в центре «Мой бизнес» и финансовую поддержку — микрозаймы на возвратной основе до 3 млн руб. под 9,5 процента годовых. Поддержка оказывается в рамках президентского нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)