Три шага в Азию
logo

Экономика

Три шага в Азию

Петр МАЗУР

На состоявшемся недавно Санкт-Петербургском экономическом форуме Хабаровск и в целом регион вышли с предложением стать «воротами» в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Что в основе такой смелости? Растущий энергетический потенциал территории, портфель крупных проектов, транспортные пути, способные обеспечить большой поток грузов на восток. Как подчеркивалось на форуме, это главные условия, позволяющие региону стать надежным мостом страны в рынок Азии, емкость которого зашкаливает за 50 трлн долл. Вокруг него и начинает формироваться новая мировая экономика.

Угольный ренессанс Европы

Западный рынок мелеет, и во многом по вине США. Все правила устанавливает единственный регулятор, меняет их как хочет в собственных интересах. В итоге — разрушение рынка. От российских нефти и газа Европа отказывается и превращается в регион с самой высокой стоимостью энергии в мире. Даже внутри Европы специалисты называют этот процесс губительным. Энергетическое самоубийство будет иметь долгосрочные последствия. Угольный ренессанс можно расценивать как бегство от возобновляемых источников энергии. В прошлом году, к примеру, ветер не «обогрел» Европу. Специалисты предрекают «удар» погоды и в предстоящую зиму. Антироссийские санкции, по сути, покончили с «зеленым переходом».

Россия с ее энергетическим потенциалом, крупнейшими проектами, такими как «Восток Ойл», может обеспечить долгосрочные потребности мира в доступных энергоресурсах и, безусловно, является спасительным ковчегом.

В АТР мы идем не с протянутой рукой. Мы не зависим критически от западных стран по сырью, механизмам и машинам. Аналоги есть отечественные, белорусские, китайские. Экономисты региона считают преимуществом то, что Запад закрылся. Началось возрождение отечественных промышленных систем.
Энергия Хабаровска

В портфеле краевого центра и региона действительно много солидных проектов по развитию энергетического потенциала. В Хабаровске строится новая ТЭЦ-4. По данным правительства края, стоимость объекта превышает 57 млрд руб. Работы запланированы в два этапа — до 2024 и до 2025 годов. Стройка рядом с ТЭЦ-1, достигшей серьезного износа. Основным топливом для новой станции станет природный газ. ТЭЦ-4 запроектирована на базе четырех энергокотлов. Использование дизельного топлива предусмотрено в качестве резерва.

А пока самая крупная и самая молодая теплоэлектростанция Хабаровска — ТЭЦ-3. По своей мощности она вторая на Дальнем Востоке. Реконструируется участок 1,5 км теплотрассы ТМ-31. Во всех районах города идет присоединение к сетям новых энергообъектов. Инвесторы участвуют в строительстве газонаполнительных станций. Добавим, что энергетическая мощь позволила краевому центру развиваться, несмотря ни на пандемию, ни на санкции. В городе разворачивается около десятка крупных проектов. Из них семь ключевых. В их числе «Большой Уссурийский остров», «Городская набережная», «Дальневосточный художественный музей», «Транспортная реформа» и другие.

Хабаровчане вообще сильны нестандартными проектами, на которые не замахивался ни один дальневосточный регион. Возьмем лишь некоторые, озвученные губернатором края Михаилом Дегтяревым. Это, к примеру, новый порт Эльга на 30 млн тонн в год в районе мыса Майорского и частный железнодорожный путь к нему — Тихоокеанская железная дорога. 500 км на север через тайгу. 20 км пути уже проложено. Продвигаются быстро. На все про все два года. Частный капитал работает эффективно. Ожидается, что новая ветка высвободит провозные мощности по БАМу и Транссибу. 20—30 млн тонн грузов пойдут на экспорт по новой дороге. Будут и новые порты, и электростанции.   

У региона настоящий прорыв в развитии транспортной инфраструктуры, все потоки пошли на восток. Провозная способность на пределе. Порты работают круглосуточно. Высокими темпами строится второй путь БАМа, реконструируется Транссиб. Занятость в транспортной отрасли зашкаливает.  

Хабаровский край предложил позиционировать себя как ворота на Азию. Этот вектор в экономике региона уже просматривается. Идет активный поиск новых товарных рынков и рынков инвестиций в АТР. И это не просто поиск. Идет нешуточное соперничество между регионами за эффектный показ своей базы для развития новых производств, ориентированных в Азию. Недавний национальный форум «Сильные идеи для нового времени» стал чрезвычайно богатым на деловые предложения. Жители края подали 160 идей по 7 номинациям, больше всего среди субъектов ДФО. Понравиться инвестору непросто.

Рынок любит достаток

Инвесторы очень четко анализируют рынок: как живут на конкретной территории люди, каков их потребительский уровень, настроение, в конце концов.   

В экономику и социальную сферу Хабаровска в прошлом году вложено 135 млрд руб. инвестиций, или 108,1 процента от уровня 2020 года, в 1,7 раза больше введено жилья. Сдано 26 многоквартирных домов, 511 индивидуальных, 7 домов малоэтажной комплексной застройки. Более удобным становится транспорт. По результатам индекса качества городской среды Хабаровск второй год подряд признается самым комфортным среди городов ДФО. Только за минувший год значения показателя улучшены на 11 баллов — до 202. Усилиями губернатора края Михаила Дегтярева, мэра Хабаровска Сергея Кравчука стала довольно ощутимой поддержка федерального центра по решению многолетних проблем.

К примеру, сегодня город как никогда активно «сбрасывает» ветхое жилье. Бельмом на глазу были бараки на проспекте 60-летия Октября. Годами к ним не могли подступиться. Пять бараков из 67 снесены. Настрой — расселить всех в ближайшие годы. Решается проблема обманутых дольщиков. Доводятся до ума недострои.

Что в итоге? Три составляющих региона — энергетический потенциал, портфель крупных проектов и транспортные пути, подкрепленные повышением качества жизни населения, открывают краю и в целом стране путь в бездонный рынок Азии.



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)