Внимание на знаки
logo

Экономика

Внимание на знаки

Евгений НИКОЛАЕВ, фото автора

Как предпринимателю обезопасить себя от посягательств на бренд своей компании? Или, наоборот, не стать тем, кто намеренно или по незнанию сам использует чужой товарный знак?

Ответы на эти вопросы получили участники вебинара на базе центра «Мой бизнес».

— Сегодня немало случаев, когда предпринимателям приходится защищаться от недобросовестной конкуренции, — рассказал руководитель хабаровского представительства федеральной сети агентств по защите интеллектуальной собственности BEBRAND Леонид Михайлов. С другой стороны, бывает даже так, что люди попросту не знают, что работают, используя чужой товарный знак. Естественно, когда они сталкиваются с иском от правообладателя, для них это становится неприятным сюрпризом — приходится тратить большие деньги, силы, время. После они вынуждены придумывать что-то новое, развивать с нуля, это очень болезненно. Наша задача — дать предпринимателям необходимые знания, позволяющие избежать подобных ситуаций.

Степень смешения

В нашей стране правообладатель может требовать с того, кто незаконно использует его товарный знак, компенсацию от 10 тыс. до 5 млн руб., выплату в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права на его использование.

— Кейс этого года, — продолжил Леонид Михайлов. — Предприниматель из Уфы выиграл дело против компании из Улан-Удэ, которая владела сетью магазинов «Сто тысяч мелочей». Он подал два иска и требовал взыскать 10 млн руб. за использование принадлежащего ему товарного знака «1000 мелочей». Арбитражный суд посчитал, что название магазина схоже с товарным знаком до степени смешения. То есть даже если вы используете в своем наименовании не тождественное, а схожее название, это в принципе не ограждает вас ответственности.

Более того, за незаконное использование товарного знака может грозить и уголовная ответственность. Статья 180 УК РФ предусматривает исправительные работы или лишение свободы на срок до 6 лет.

Между тем товарные знаки не ограничиваются названием и логотипом. Они бывают объемными. К примеру, форма бутылки известного газированного напитка или оригинальная упаковка конфет. Мало того, есть еще и звуковые товарные знаки, когда регистрируется конкретная мелодика, скажем, для заставки телепередачи или рингтона смартфона.

— Основная цель Роспатента, когда он регистрирует товарный знак, — исключить возможность возникновения путаницы в головах потенциального потребителя относительно того, кто именно ему продает товар или оказывает услугу. Свидетельство на товарный знак избавляет от необходимости доказывать права на ваш бренд, — заключил Леонид Михайлов.

Небыстрый процесс

— Сейчас во главу угла при создании бизнеса ставится правильное оформление юридической стороны, в том числе защита от копирования, воровства интеллектуальной собственности, — рассказал учредитель и руководитель центра образования школьников «Отличник» Кирилл Басов. — Как оказалось, это не такой быстрый процесс. У нас он занял около года. Столько требуется, чтобы получить имя, причем далеко не каждое можно зарегистрировать. И самое главное, что это срочный вопрос, то есть ты получаешь права не на всю жизнь. Очень много подобных нюансов и аспектов.

Среди слушателей семинара оказались предприниматели, которые уже столкнулись с тем, что их бренд «заимствуют».

— Мы работаем на рынке три года, — поделилась основательница детского клуба Wonderland Оксана Кулунчакова. — Зарегистрировались в 2018 году, заняло это примерно 9 месяцев. В итоге получили право использования товарного знака на 20 лет. Для нас это особая история, так как мы упаковываем франшизу. То есть передаем право использовать свой товарный знак, что является обязательным условием. Плюс ко всему сейчас отслеживаем, что происходит на рынке франчайзинга. Есть компании, которые пытаются дублировать нас и даже использовать наши название и описание в своей рекламе. Один из примеров — развлекательный центр в Казани, который назвался, как мы. И конечно же, у них нет товарного знака. Сейчас хотим понять, как правильно на это реагировать.

Полная запись вебинара на тему «Разработка и защита бренда бизнеса» доступна на YouTube-канале «Мой бизнес» Хабаровский край».

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)