Горячая линия
В редакции газеты прошла горячая линия с мэром города Хабаровска Александром Николаевичем Соколовым. Сегодня мы публикуем его диалоги с читателями «Хабаровских вестей».
Здравствуйте, меня зовут Сергей Хохлов. Я автомобилист, поэтому меня очень заботит состояние дорог нашего города. Каждый год собираем транспортный налог, и наверняка получается солидная сумма, назначение которой очевидно. Однако наши дороги оставляют желать лучшего.
— Хабаровск по уровню оценки дорожной сети стоит намного выше многих других городов. Хотя, должен сказать, что и мы не удовлетворены состоянием наших дорог. Недовольны и объемом средств, которые приходится выкраивать на развитие дорожной сети. Посредством транспортного налога в 2014 году планируется собрать около 700 млн руб. Из этой суммы в городе остается 10 процентов, то есть 70 млн. Но что такое 70 миллионов, когда на содержание всей дорожной сети города по нормативу нужно 3,7 млрд? Сюда входит и ремонт, и создание газонов, и бордюры, и организация освещения, и уборка улиц. Давайте сравним то, что имеем, и то, что надо, и поймем, какие у нас перспективы. Спасибо, помогает правительство края. В этом году поддержат нас 200 млн. Небольшие деньги, но они позволят нам продолжить строительство и реконтструкцию дорог.
Несмотря на дефицит средств, последние годы десятки крупнейших улиц построены, восстановлены, реконструированы. Расширены участки дорог на улицах Ленина, Серышева, Тургенева, Запарина, Дзержинского, Волочаевской, Восточном шоссе, Промышленной, Карла Маркса и других. При поддержке краевого бюджета завершен капитальный ремонт Матвеевского шоссе, продолжается строительство второй очереди дороги на улице Дикопольцева. Ежегодно на тысячах квадратных метрах дорог проводится ямочный ремонт, многие перекрестки оборудованы автоматизированными системами управления транспортными потоками. Вы как автомобилист должны были это заметить. Поэтому «оставляет желать лучшего» — процесс бесконечный.
Моя фамилия Колобова, зовут Зинаида Васильевна, живу в доме 45 по улице Панфиловцев. В нашем дворе из одного тополиного корня выросло три ствола. Дерево буквально разрывается, опасно нависает над детской площадкой. Нужно что-то делать, пока не случилось беды, но управляющая компания бездействует.
— То, что находится на дворовой территории, — общая собственность, в том числе и этот тополь. Перечень работ и услуг по содержанию общего имущества утверждается решением общего собрания собственников. Ваша управляющая компания будет бездействовать, пока вы ее не озадачите этой работой. Ваш адрес обслуживает ООО «ДВ-Союз», оно должно по вашей заявке обратиться к соответствующим специалистам. Омолаживающая и санитарная обрезка деревьев проводится на основании акта оценки зеленых насаждений, согласованного с управлением по охране окружающей среды и природных ресурсов Хабаровска. Именно этот орган выдаст разрешение на снос дерева. Но вы должны помнить, что бесплатно вам никто ничего не сделает, деньги на эти цели управляющая компания заплатит из средств, собранных на ремонт и содержание жилья.
Я Алексей Гриднев, у меня такой вопрос: железнодорожный переезд в районе НПЗ — головная боль и администрации города, и простых горожан. Живу в Северном округе и даже не вспомню, сколько раз приходилось терять время в долгой пробке. Причем перекрывают движение без всякого расписания, не угадаешь, когда попадешь. Как решается вопрос с нефтяниками и есть ли надежда на добрые перемены?
— Да, этот вопрос долго не мог решиться. Последние три года мы много раз обращались к руководству ДВДЖ и Хабаровскому НПЗ с требованием упорядочить движение маневровых составов на железнодорожном переезде «Ветка-пристань — 4 км». Только сейчас дело сдвинулось с мертвой точки. Разработан график движения вагонов, установлено предельно допустимое время задержки на переезде — не более 15 минут в течение дня. Будем вместе контролировать его соблюдение.
— Но это не решит проблему полностью!
— Не решит. К 2015 году на НПЗ обещают завершить работы по подключению к нефтепроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан», и начиная с 2016 года нефть будет поступать на завод по трубопроводу. Рассматривается также возможность строительства дополнительного железнодорожного пути с заводской территории до станции Хабаровск - 1. А сейчас администрация города направила в дирекцию управления движением ДВЖД требование о максимальном использовании переезда в ночное время и прекращении движения составов в утренние и вечерние часы пик.
Вам звонит Татьяна Ивановна Ларионова. Проживаю в аварийном доме по адресу: ул. Аврора, 6. Наш дом обещали снести еще в 1990-х г., мы собрали все документы, но до сих пор живем в своем бараке. Лестница в доме ветхая, подъезд облезлый, ступеньки шаткие. Какова наша судьба? Разве мы не попадаем под программу сноса ветхого жилья?
— Какой-то особой программы по сносу ветхого жилья нет. Есть небольшие деньги, которые выделяются на ремонт аварийного жилья. Их, конечно, на все не хватает. Решение же о сносе принимается на основании заключения городской межведомственной комиссии. Только она может признать дом аварийным и подлежащим сносу. Решение по сносу дома № 6 по ул. Авроры не принималось.
Меня зовут Мария Забелина. Мой вопрос касается незаконного строительства в черте города. Администрация с этим борется, многие постройки собираются сносить. Скажите, почему получается так, что незаконные строения попадают в поле зрения лишь тогда, когда уже выросли на десять этажей? Неужели их нельзя застать на этапе вырытого котлована или хотя бы фундамента?
— Немного не так. Начинаем борьбу сразу, как только затевается стройка. Но выходит, что нарушитель имеет больше прав, чем администрация, ведь нам приходится соблюдать все юридические тонкости. Нужно обратиться в федеральные органы власти, которые возбуждают дело, передают его в суд. И пока все это крутится, нарушитель, как говорится, включает скорость и строит днем и ночью, чтобы быстрей закончить процесс. У него за сутки вырастает этаж. Бумажное дело движется гораздо медленнее. А наш «самый гуманный суд в мире», как говорилось в известном фильме, часто становится на сторону нарушителя: ну да, ты все нарушил, но так потратился, нам тебя жалко, живи. Постройку узаконили. А ведь нет никакой гарантии, что объект не создаст никакого ЧП. Где потом искать виновных?
Благодаря такому попустительству ущемляются права остальных горожан. Вот сейчас планируем строить развязку на улицах Воронежской — Большой, а на месте будущей дороги самовольщики построили торговый центр. Говорят нам: выкупайте и сносите, потому что стройка узаконена судом, есть свидетельство на собственность. Почему жители города должны тратить бюджет на чье-то самоуправство?
Слабое законодательство и бесправие органа местного самоуправления — вот вам и незаконные постройки. Но мы не опускаем руки, продолжаем борьбу. Из 46 незаконно построенных объектов на 17 подготовлены иски о признании их незаконными и подлежащими сносу, семь дел находятся в судах. Очень нуждаемся в поддержке общественного мнения.
— Что же мы можем сделать?
— Общественное мнение — большая сила. Если вы, например, подготовите обращения в правительство края, в городскую, законодательную думы, в прокуратуру, в СМИ, соберете подписи неравнодушных людей, то от такого мнения невозможно будет отмахнуться. Покажите, что вы озабочены проблемой. У нас в стране народовластие, но это не означает, что кому-то можно самоуправствовать. Все должно быть законно. Давайте вместе возьмем наведение порядка в городе в свои руки, помогайте муниципальным властям!
Вас беспокоит Сергей Дмитриевич Нартов. Звоню от имени жильцов дома № 20 по улице Волочаевской. Стройка дороги на Дикопольцева идет под окнами нашего дома, колышек буквально в метре от стены. Дом двухэтажный, 22 квартиры. Хотелось бы знать, будут ли нас сносить?
— В районе стройки более 40 квартир попадали под снос, половину мы уже расселили. Дорога должна выходить на ул. Волочаевскую в районе трамвайного кольца. К сожалению, финансирование идет туго, нет гарантии, что в этом году дорогу закончим. При этом часть вопросов находится на стадии решения.
Меня зовут Евгений Юрьевич Козаков. Живу в частном секторе в доме № 18 по ул. Докучаева. Сосед устанавливает вместо дома 24 блок-комнаты, это будут кооперативные гаражи. Ставит их впритык к моим грядкам. На мои претензии отвечает, что он на своей территории хозяин. Я написал заявление в комитет по управлению Южным округом, в департамент архитектуры, строительства и землепользования. Что еще можно сделать, чтобы прекратить беззаконие?
— Вы действуете правильно. Уверен, что в установленный законом срок получите ответ и из комитета, и из департамента. Но все споры граждан рассматривают правоохранительные органы, поэтому от нас рекомендации, от вас обращение в суд.
— Я боюсь, что время уйдет, узаконят все эти гаражи, а ведь у нас практически красная линия — дома выходят на ул. Краснореченскую. Потом его вообще с места не сдвинешь. Да еще вместо одного собственника будет 24, со всеми придется иметь дело.
— Спасибо вам за хозяйский подход, обязательно разберемся в этом вопросе.
От редакции. По поручению мэра ответ на этот вопрос подготовил его заместитель, председатель комитета по управлению Южным округом С.А. Кравчук. В ответе в частности говорится: «В связи с самовольной установкой некапитальных гаражей в индивидуальной жилой застройке на земельном участке, предоставленном под индивидуальный жилой дом по адресу: ул. Докучаева, 16 и нарушение Земельного законодательства РФ комитетом по управлению округом направлено обращение в отдел государственного земельного надзора управления Росреестра по Хабаровскому краю о проведении проверки по нецелевому использованию земельного участка. Проверка включена в план проверок физических лиц текущего квартала 2014 года».
Мы живем на ул. Стрельникова, рядом с парком «Северный». Я молодая мама Елена Кочуркина. Хочу сказать вам спасибо за чудесный уголок, теперь есть, где гулять с ребенком. Мы с нетерпением ждем лета. Вопрос у меня такой. Я прочитала в газете, что в парке будут строить Диснейленд. На картинке-схеме фигурка Микки Мауса, да и само название парка удивляет. Почему «Дисней», почему американские мультяшки? Разве нет у нас своих узнаваемых героев?
— Правильно мыслите, не нужны нам американские названия. Никто и не планировал заграничных имен, мы говорим только «по типу американского Диснейленда». Что же касается детского игрового городка, к сожалению, там не настолько большие инвестиции и не такие территории, чтобы строить большой парковый аттракцион. Средств и места хватит лишь на элементы парковой зоны, зато они будут такие же эффектные, как в мировых парках. Сейчас с потенциальным инвестором прорабатывается вопрос по виду и наполнению территории. Есть две идеи. Первая — парк динозавров за крепостными стенами и с различными аттракционами, вторая — парк аттракционов «В гостях у сказки» с тематическим оформлением под русские народные сказки. А вообще работы в «Северном» еще очень много, можно сказать, что пока сделана лишь половина от запланированного. Предстоит построить центр работы с подростками, малый ледовый комплекс, парковку. Дел хватит еще на и 2015 год. В перспективе нужно расширять ул. Даниловского с выходом на ул. Воронежскую. Планы большие, но не все сразу. Но я с вами согласен, сделано уже много, и спасибо вам за оценку.
Вам звонит Раиса Королева. У меня свой бизнес — салон-парикмахерская. В этом году подняли стоимость аренды и, похоже, придется дело свернуть. Почему так сильно выросла плата?
— У меня встречный вопрос. Почему претензии по аренде именно к муниципалитету? В Хабаровске есть федеральная недвижимость, краевая, есть коммерческие ставки. Почему бизнесмены не берут площади в аренду у них или других предпринимателей? Потому что у них дороже, чем у города! Все давно сдают помещения по коммерческим ценам. Более того, умудряются брать помещения в аренду у города по одной цене, а сдавать в субаренду по другой, более высокой. Это у них бизнес такой!
Краевое имущество с 2005 года сдается в аренду по рыночной цене. Хабаровск же довольно долгое время оставался одним из немногих российских городов, где сохранялись привлекательные арендные ставки. Но изменения закона и юридические условия коснулись и арендной политики. Центр инновационных технологий (ЦИТ), даже если и захочет, не сможет сохранять низкие арендные ставки, хотя они и сегодня на 30 процентов ниже рыночных. При этом переход на новые условия осуществляется постепенно и дифференцированно. Но порядок в этом вопросе нужно наводить. Где находится ваше предприятие?
— У меня маленькая парикмахерская в Южном округе. Это же не центр, посетителей немного, доход небольшой.
— ЦИТ, основываясь на предложениях экспертов, разработал документ, в котором предусматривается почти четыре десятка зон расположения сдаваемых в аренду помещений. Мы считаем, несправедливо, что стоимость помещений, скажем, в Березовке, равна стоимости в центральной части города. Более того, муниципалитет требует к каждому арендатору применять индивидуальный подход для поддержания и сохранения арендных отношений, который предусматривает применение льготных арендных ставок для социально значимых организаций.
Но нужно помнить, что муниципалитет не благотворительная организация. Каждый метр городских площадей должен работать на город, на его жителей.
Здравствуйте, я пенсионерка Лидия Алексеевна Кудрявцева. Хочу пожаловаться: у нас наставили множество частных гаражей. Соседние дворы облагораживаются после наводнения, и все гаражи свезли к нам, на Кубяка. Захламили, заставили, дорога стала практически непроезжей. У нас нет двора, на детской площадке множество коробок.
— Сегодня читатели уже задавали подобные вопросы. Администрация в борьбе с самоуправством некоторых граждан часто проигрывает, поэтому нам нужна поддержка общественности. Самоволие людей органами местного самоуправления пресечь невозможно. Хозяина гаража сначала нужно найти, потом подать на него в суд. Мы однажды попробовали убрать самовольно установленный гараж. Тут же нашелся собственник, и нам пришлось оправдываться перед прокуратурой, что мы покусились на чужое имущество.
От редакции. По поручению мэра ответ на вопрос Л.А. Кудрявцевой подготовил его заместитель, председатель комитета по управлению Южным округом С.А. Кравчук. Из ответа: «Некапитальные гаражи в районе дома № 3а по ул. Кубяка установлены без нарушения норм СНиП 2.07.01-89, находятся на расстоянии более 10 м от жилого дома. Самовольная установка гаражей ведется владельцами автотранспорта, проживающими в данном квартале. Земельный участок, на котором установлены гаражи, входит в границы придомовой территории жилого дома № 3а по ул. Кубяка и находится в долевой собственности. Жильцам необходимо провести общее собрание собственников, чтобы решить вопрос об использовании их дворовой территории. Решение общего собрания необходимо направить в управляющую компанию ООО «Дебют — Сервис» по адресу: ул. Кубяка, 7, которая, исходя из средств, полученных от жильцов за содержание и ремонт многоквартирного дома, включит выбранные работы в план благоустройства дворовой территории с освобождением участка от самовольно установленных гаражей».
Меня зовут Малых Юрий Сергеевич. Из вашего интервью по телевизору узнал, что скоро на перекрестке ул. Карла Маркса и Дикопольцева будет построен переход. Как он будет выглядеть и какие еще есть планы по борьбе с пробками?
— В Хабаровске зарегистрировано 228 тысяч автомобилей, и каждый год их становится больше на 20 тысяч. Дорожная инфраструктура изначально была рассчитана на меньший объем транспорта. Сегодня нам нужно строить шесть узловых развязок. Хотелось бы сделать все и сразу, но у нас нет таких средств. В ближайших планах строительство нескольких надземных и подземных переходов, в том числе и тот, о котором вы спрашиваете. Заранее знаем, насколько это будет проблематично, ведь движение там придется ограничивать. Есть и другие трудности: плотная застройка, обилие подземных коммуникаций и прочее. Вопрос о том, как будет выглядеть переход, пока решается. Надземные переходы дешевле, но нужно помнить об эстетике центра города, поэтому этот будет подземным.
— Его начнут строить уже в этом году?
— Нет, в этом году только предусмотрена разработка проектно-сметной документации подземных переходов на пересечении ул. Карла Маркса с Дикопольцева и с Пушкина. К строительству этих двух переходов планируем приступить в 2015 году. В нынешнем (ориентировочно в сентябре) начнется строительство подземного перехода на пересечении ул. Муравьева-Амурского и Калинина, в 2015 году он будет сдан в эксплуатацию.
Всего же в Хабаровске уже действуют семь надземных и четыре подземных перехода. В соответствии с долгосрочной целевой программой по развитию улично-дорожной сети запланировано строительство еще шесть пешеходных переходов. В перспективных планах, я бы даже сказал, пока в мыслях, экспериментальные надземные переходы со строительством в них торговых точек. Первый — в Южном микрорайоне. Это будет круговой надземный переход с эскалатором и лифтом. Второй хотели бы сделать на ул. Союзной, третий — в Первом микрорайоне. Но эти планы могут быть реализованы только при условии участия инвесторов.
Вам дозвонилась Ирина Игоревна Барсученко. Я недавно была в командировке за границей и видела, как берется проба нового дорожного полотна. Специальный агрегат в нескольких местах протыкает прозрачным цилиндром дорогу и вытаскивает слоеный пирог полотна. По формуле легко просчитываются расход и структура материала. Гарантийный срок дороги — 20 лет. Проверяется ли качество у нас?
— Конечно! Его ведут специалисты управления дорог и внешнего благоустройства с привлечением специалистов Тихоокеанского государственного университета. И делается это так. В дорожном полотне производится выемка. Материал отвозят в лабораторию, там проверяются толщина и качество асфальта, щебенчатого строя, подстилающего слоя. Так же качество проверяется и во дворах, где идет работа по благоустройству территорий. Известно, что подрядчик часто старается удешевить работы, чтобы получить максимальный доход, поэтому контроль необходим.
— А что происходит, если нормативы нарушены?
— В таком случае объект не подлежит приемке, оплата работ не производится, пока не будут устранены все недостатки, а качество работы не удовлетворит комиссию.
Меня зовут Анатолий Владимирович Людиншин, живу в Первом микрорайоне. Еще при советской власти построили у нас подземный переход, там вечно капало с потолка. Переход закрыли. На этом участке дороги сложная ситуация, пробки жуткие. Есть ли в планах города ремонт нашего перехода?
— Отремонтировать и починить этот переход нельзя, он находится в аварийном состоянии и не эксплуатируется уже 18 лет. Сейчас он законсервирован и в дальнейшем будет ликвидирован. Но мы планируем в этом месте построить новый переход — надземный. Средства не позволяют сделать это в 2014—2015 годах. Но если найдется инвестор, мы с готовностью включимся в работу.
Я Алексей Королько, коренной хабаровчанин. Каждое лето идет борьба с теми, кто купается в неположенных местах. А положенных нет. Когда-то на Амуре была чудесная зона отдыха в районе центральной набережной. Неужели нельзя ничего сделать? Живем на берегу великой реки, а в воду войти не можем. Где искупаться летом? Бассейны не всем доступны, очень дорого.
— Да, вопрос есть, и мы недавно обсуждали его на коллегии. Нужно находить средства на организацию зон отдыха у воды, бизнес не в состоянии развивать эту индустрию без помощи властей. И не потому, что не хочет. Предпринимателя один налог на землю разорит. А мы не можем ему помочь, законодательно не можем. Горожане недовольны, но как объяснить, что это сегодня вне рамок наших полномочий и, значит, зоны ответственности? Организация отдыха людей на водных объектах в городе осуществляется в соответствии с постановлением правительства края, согласно которому купание разрешено только в местах, оборудованных спасательными постами. Сейчас таким требованиям отвечает только база отдыха «Аризона» в районе п. Березовка. Но по мере сил и средств мы готовим и другие базы, всего их в городе пять. Это «Дельфин» — сегодня эту зону приводят в порядок после наводнения, 6-й км в Железнодорожном районе сейчас обустраивается. Есть зона отдыха в районе «Амуркабеля».
Подготовила Елена ТИХОНОВА
От редакции. Читатели имели возможность задать вопросы А.Н. Соколову предварительно, позвонив по телефону редакции. Поступило более 60 звонков. Все вопросы переданы мэру, ответы на них будут опубликованы в следующих номерах газеты.