Горячая линия
Горячая линия
Владыка Игнатий: «Паводок сделал нас ближе»
В редакции «Хабаровских вестей» прошла горячая телефонная линия с митрополитом Хабаровским и Приамурским Игнатием. Сегодня мы публикуем ответы на вопросы читателей.
— Владыка, хочу узнать, почему на крещение такие высокие цены?
Анна Князева
— «Даром приняли от Меня благодать, — говорит нам, священнослужителям, Господь, — даром и отдавайте ее людям». Потому нельзя требовать платы за крещение, венчание, исповедь. Нельзя устанавливать на них цену. В храмах нашей Хабаровской епархии их и не устанавливают. Речь идет о суммах возможных пожертвований для содержания храма, для людей, которые в нем трудятся, убирают его и благоукрашают, в нем поют. Для тех многих, что приходят в храм с просьбой о пище, одежде, денежной помощи. Не каждый знает и помнит о нуждах храма и прихода. Потому требовать деньги, конечно, нельзя, а напомнить о возможности пожертвовать — не грех. Сможете пожертвовать столько или больше — будем благодарны. Нет — внесите, сколько сможете. Не сможете вовсе — без стеснения скажите об этом батюшке, он с радостью совершит крещение и вас, и деток ваших. С радостью, ибо к тому призван, чтобы жить для людей, заботиться о них, содействовать их спасению. Справедливо, если и люди не станут забывать о нем и его нуждах.
— В 1914 году начался геноцид армянского народа. Как относится Русская православная церковь (РПЦ) к этому и почему в истории христианства это не преподают?
Рафаэль Георгиевич
— Мне доводилось быть в Армении и слышать от самих армян о трагедии своего народа.
Помню, с какой болью они рассказывали, как в 1909 году младотурки устроили резню в Киликии, унесшую жизни несколько десятков тысяч человек. Как в течение 1915—1918 годов властями Турции был организован и осуществлен страшный Мец Егерн — геноцид армян. Его жертвами стали 1,5 млн людей. А сотни тысяч, спасаясь от физического уничтожения, вынуждены были эмигрировать в разные страны. Государство потеряло большую часть своей территории, и знаменитый Большой Арарат перешел во владение турок.
Армянская апостольская церковь — одна из древнейших. Государственные отношения между нашими странами не всегда были простыми, но Русская православная и Армянская апостольская церкви с уважением друг ко другу относились всегда. Армянская церковь в прошлом, и особенно, в настоящем, считает важнейшей задачей воспитание своей паствы в любви к Русской православной церкви, которая является для нее самой дорогой и близкой среди всех сестер-церквей. Ответно и наша Церковь, несмотря на различия в богословских вопросах, поддерживает народ и Церковь Армении в стремлении к независимости, осуждая насилие в любых формах.
Что же касается преподавания — в наших духовных учебных заведениях читается отдельный курс, посвященный инославным церквям, в том числе и армянской.
— Владыка, а вы можете стать крестным у моей дочери?
Юлия В.
— Благодарю вас за такое доверие. Я священнослужитель и, конечно же, имею право крестить и становиться крестным, в том числе и вашей доченьки. Но сам совершаю таинство крещения редко, в тех случаях, когда посещаю отдаленные поселки, где долгое время не было священнослужителя. Крестным не становился ни разу.
Дело в том, что по принятии таинства крещения я ушел в монастырь, а иноческие уставы запрещают монахам становиться крестными. И будучи архиереем тоже придерживался такого правила, но уже по другим причинам: не желал вводить людей в соблазн. Согласишься взять в крестники одного ребеночка — захотят духовного родства с владыкой родители другого, и третьего, и четвертого, и многих-многих: чем, мол, мы-то хуже? Исполнить желание всех не смогу, отказаться — значит обидеть.
Советую вам найти глубоко верующую женщину, их сейчас в городе немало, побеседовать с ней. Стать крестной матерью — большая радость. А наши священники помогут и научат ее, что для этого надо сделать, как подготовиться.
— Владыка, во время наводнения вы совершили облет над Амуром и города с иконой Божьей Матери. Видимо, это должно было спасти Хабаровск от наводнения. Но ведь этого не произошло, неужели не помогла молитва?
Александра Кузовлева
— Мы действительно совершили такой крестный ход по воздуху, каждый день молились в храмах. А начали с молебна, который совершается в исключительных случаях, во время особо опасного разгула стихии. И — я тому свидетель — с этого дня количество и продолжительность дождей очень заметно снизились.
Конечно, все мы просили Господа об избавлении хабаровчан от такого бедствия. Да и не только хабаровчан — всех, кому оно грозило. Просили, но в итоге полное упование, надежду возлагали все-таки на волю Божию, добрую и совершенную.
Ведь Господь ничего не совершает бесцельно, бесполезно для человека: экономические кризисы, социальные потрясения, природные катаклизмы для того, чтобы нам «обратиться и в разум истины прийти». Что-то очень важное понять, переоценить, переосмыслить. Себя, свое отношение к людям и место в жизни, например.
Что я вынес из этого испытания? Мы стали ближе друг к другу, трудясь бок о бок на строительстве дамб, жертвуя своими силами, временем, подчас здоровьем. Не требуя денег, специальной одежды, особой пищи. Что Бог наказует, то и милует: ведь поразившее три субъекта федерации наводнение обошлось практически без жертв.
Что вынесли другие… человек не царь природы, он беззащитен перед ней, царь — Господь, могущественный, заботливый и близкий. Именно поэтому столь многие просили наших священнослужителей совершить над ними таинство крещения.
А молились мы также о том, чтобы обращавшиеся к Богу во время опасности не забыли о Нем после.
— Зачем в школах изучать религиоведение? У современных школьников и так достаточно нагрузок, зачем им лишний предмет? Я своих правнуков учу по советской системе, и они растут добрыми людьми и без религиоведения.
Юрий Сергеевич
— Религиоведение в школах, действительно, ни к чему: зачем ребенку глубоко и во всех подробностях изучать тонкости той или иной религии. А вот то, чем столетиями жили его деды и прадеды, что ценили, во что верили, знать нужно. Недостойно быть Иванами-не-помнящими-родства, позорно. Вера наших предков — это главная часть нашей истории и культуры. Нужно ее уважать, почитать, беречь. Без этого воспитать человека добрым просто невозможно.
Школьный предмет «Основы религиозных культур» — большое подспорье родителям в воспитании их детей, учителям в воспитании учеников. Разве плохо, если на уроке детям рассказывают о христианских заповедях «не убивай», «не кради», «не лги», о красоте иконы и храма? Если знакомят с самой читаемой в мире книгой — Библией. Если объясняют, как не стать жертвой тоталитарной секты. Ответ, думаю, очевиден. А сорок минут в неделю — нагрузка небольшая. Тем более что все подобные уроки проводятся в интересной, увлекательной форме. После них зачастую детей невозможно оторвать от учителя — масса вопросов, предложений, просьб.
— Почему христианство в учебниках представлено лишь православием?
Ирина Ф.
— Само название «Основы религиозных культур» говорит о том, что предмет этот культурологический и раскрывает он культурный аспект той или иной религии. Цель его воспитательная. А смысл в том, чтобы школьники больше узнали об основах религий тех конфессий, которые для России являются основными: православии, исламе, буддизме, иудаизме.
Именно эти религии оказали мощное влияние на формирование менталитета, духа россиян, нашей культуры. Если дети не будут знать, к примеру, религиозных основ православия, Пушкин и Достоевский, Чайковский и Рахманинов, Шишкин и Суриков не раскроются им во всей своей полноте. Значит, не затронут детских умов и сердец, значительно меньше сообщат им духовного и прекрасного, чем могли бы. А если будут знать, в любом произведении русской культуры смогут найти источник любви и добра. Чего всем нам ныне так не достает.
Католицизм не оказал заметного влияния на культуру народов России, потому и не имеет смысла изучать его в обязательной школьной программе.
— Мы с мужем хотим стать крестными родителями одного ребенка, возможно ли это?
Елена М.
— Согласно православным канонам муж и жена не могут быть крестными родителями одного ребенка. В крайнем случае, если нет крестной, можно ограничиться одним крестным отцом для мальчика. Пусть им станет ваш муж. Или одной крестной матерью для девочки — ею можете стать вы.
— Я живу в Первом микрорайоне. Говорят, что хотят строить у нас мечеть. Я против этого, считаю, что краевой центр должен быть православным.
Тамара Николаевна
— Время учит нас быть осмотрительными. И меня в том числе. Когда я нес свое послушание на прежней, камчатской кафедре, у тамошних мусульман возникло желание построить в Петропавловске мечеть. Ничего плохого в этом не было: все во благо, что ведет к миру и согласию. Не было до тех пор, пока не выяснились более чем странные обстоятельства. Во-первых, совершенно неожиданно, неизвестно откуда возникла идея строительства мечети громадной, самой большой на Дальнем Востоке. С медресе (исламской школой) более чем на сто человек и большой гостиницей. И это в регионе, где количество мусульман не превышало одного процента. А молельное помещение, существовавшее в городе много лет, вполне удовлетворяло весьма немногочисленных верующих.
Во-вторых, глава мусульманской общины, будучи до этого человеком миролюбивым, вдруг в одночасье совершенно изменился. Часто он позволял себе оскорбления в адрес русских и православных, живущих на полуострове, начал активно интересоваться политикой, делая при этом провокационные заявления. Вскоре он был осужден за торговлю наркотиками.
Ныне у нас мусульманской общиной управляет уравновешенный и умный имам Хамза-Хазрат. Мудро управляет, противодействует исламскому фундаментализму и ваххабизму. Дай Бог, чтобы и дальше так было: недопустимо, чтобы реакционные религиозные лидеры несли раздор государству и обществу.
Строительство любого конфессионального помещения, будь то православный храм или мусульманская мечеть, не должны нарушать мир в обществе. А чтобы этого не случилось, надо опросить людей, которые будут жить рядом с мечетью, согласны они на это или нет.
— Так почему в нашем микрорайоне не поставить хотя бы маленькую церковь? Ведь у нас много православных!
— Будем строить еще храмы, не переживайте! Общими усилиями.
— Хотим крестить ребенка. Но ни родителям, ни крестным не хватает времени ходить на огласительные беседы. Что нам делать?
Елена
— Время для своего дитя можно найти всегда. Если будущим крестным не хватает времени узнать о своих обязанностях, как правильно духовно воспитывать крестника, смогут ли они потом вообще уделять ему внимание? Исключение может быть только в одном случае, если крестные родители — глубоко верующие, церковные люди. Тогда им нет необходимости посещать такие занятия.
— В Москве состоялся Русский национальный собор. Какие цели он преследует и по какому принципу туда приглашались светские люди?
Софья Е.
— Всемирный русский народный Собор (ВРНС) является российским общественным форумом. Он существует с 1993 года и на протяжении этих лет является общественной площадкой и местом встречи людей, которые, независимо от политических взглядов, объединены единой целью — заботой о настоящем и будущем России, играет немалую роль в формировании гражданского общества.
— По стране идет эстафета олимпийского огня, побывал огонь и в Хабаровске. Почему в ней не участвовали священнослужители и нет ли в этом действе языческих мотивов?
Андрей Казаров
— В свое время, возможно, он и был выражением языческих ритуалов. Сейчас нет. Кто нынче верит в Зевса или Аполлона? Олимпийский огонь символизирует чистоту, стремление к совершенствованию и борьбу за победу, а также мир и дружбу. А насчет участия… В следующий раз непременно примем.
Наша справка
Митрополит Игнатий
Родился 25 марта 1956 года
Окончил в 1978 г. физический факультет Иркутского государственного университета.
1978—1980 гг. — служба в Вооруженных силах.
1980—1983 гг. — инженер электронно-вычислительного центра Восточно-Сибирского энергетического института.
1983—1990 гг. — заведующий лабораторией медицинской кибернетики во Всесоюзном научном центре хирургии.
1988 г. — принимает крещение в о. Байкал.
1990 г. — рукоположен в сан диакона.
1992 г. — пострижен в монашество с именем Игнатий.
1998 г. — возведен в сан архимандрита. В этом же году рукоположен в епископа Петропавловского и Камчатского.
2007 г. — возведен в сан архиепископа.
2011 г. — назначен архиепископом Хабаровским и Приамурским.
Подготовила Ирина ТРОЦЕНКО,
фото Александра СТУДЕНИКОВА