Горячая линия
Включите хорошее настроение!
В редакции «Хабаровских вестей» прошла горячая телефонная линия с Алексеем ДЕМЕНКОМ, директором МУП г. Хабаровска «ХПАТП № 1». Сегодня мы публикуем его ответы на вопросы читателей.
Наша справка:
Алексей Алексеевич Деменок родился 2 февраля 1962 года.
Окончил политехнический институт по специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта». После вуза в 1984 году пришел работать в ХПАТП. Прошел путь от инженера-технолога производственного отдела до директора предприятия.
— Надо ли повышать стоимость проезда в муниципальном транспорте?
Егор Панов
— Однозначно да. И это не наше желание, а вынужденная необходимость. Действующий тариф был установлен еще в январе 2011 года. За это время произошли изменения, которые повлияли на условия нашей транспортной работы. В 2011-м прошла реформа налогового законодательства, увеличились отчисления в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования. Закон о страховании ответственности перевозчиков за жизнь, здоровье и багаж граждан увеличил наши расходы еще на 8,5 млн рублей за год. Ввели акцизы на топливо. Все в сумме влияет на себестоимость наших услуг! Фактически произошло повышение стоимости на все товары и услуги, которые составляют себестоимость перевозки пассажиров, только не повысился проезд в общественном транспорте. А у нас другого источника доходов кроме повышения стоимости проезда нет. И рано или поздно это произойдет. Главное, чтобы не было поздно. Многие перевозчики прекращают работать, потому что разоряются.
— Есть ли занятия по культуре обслуживания у ваших кондукторов? Проедешь в автобусе, нахамят, аж портится настроение…
Виктория Сергеевна
— Надо сказать, что количество жалоб за последние годы уменьшилось. По всем подтвержденным фактам мы принимаем меры к кондукторам. Это может быть выговор и замечание, либо лишаем премии, что при небольшой зарплате кондуктора довольно чувствительно. На предприятии есть психолог, который работает с сотрудниками, разбирает конфликтные ситуации, чтобы они не повторялись впредь. Чаще всего жалобы приходят от пенсионерок, которые считают, что кондуктор не должна требовать у них проездной билет, объясняя это тем, что по внешнему виду и так уже ясно, что они дожили до льготного проезда. Конечно, в автобусе вежливость должна быть взаимная, но кондуктор работает в сфере обслуживания пассажиров, и требования к нему повышенные. Просьба к пассажирам: если в салоне произошел конфликт по вине кондуктора, в каждом автобусе указаны телефоны, по которым можно позвонить и сообщить об этом.
— В районе рубероидного завода останавливается пригородная электричка. Мы, дачники, в большинстве своем пенсионеры. Выходим — 33-й стоит на остановке, но, завидев нас, тут же уезжает! Ну почему такое отношение? Почти все время так! Как будто нарочно они это делают, лишь бы льготников не возить!
Павел Александрович
— Вряд ли здесь есть злой умысел водителя. Мы одно время пытались ориентироваться на электрички, но в отличие от нашего транспорта они могут запоздать. Автобус же не может выбиться из графика. Но ваш сигнал принят, мы обязательно проведем инструктаж со своими водителями, и я передам информацию в управление транспорта города для проработки с водителями коммерческих автобусов. Через неделю на рабочий телефон позвоните мне, пожалуйста, я вас проинформирую о принятых мерах.
— Ездили с женой в Таиланд, там ходят автобусы в два этажа. Почему бы в Хабаровске не пустить двухэтажные автобусы тоже? В час пик они бы себя оправдали, мне кажется.
Олег Петров
— Таких автобусов для городских перевозок в России нет. В городских условиях двухэтажную махину на дороги не выпустишь — оборвешь все контактные сети. Если менять как-то политику в качестве подвижного состава, то правильней было бы говорить об автобусах особо большой вместимости. Раньше в Хабаровске были 17-метровые икарусы, помните, наверное, в народе их называли «гармошки». Сегодня для Хабаровска разрабатывается программа «Развитие системы городского общественного транспорта». По ней будут проводится обследования и определяться наиболее эффективный подвижной состав. Вполне возможно, что от науки появится предложение использовать в краевом центре автобусы особо большой вместимости.
— Собираются ли что-то делать с остановочными карманами? Они разработаны по старым стандартам, и часто маршрутки занимают всю площадь, тогда как муниципальные автобусы вынуждены высаживать пассажиров на проезжей части. Это неудобно и опасно.
Анна Витальевна
— Это проблема Хабаровска. Правила дорожного движения не запрещают сегодня останавливаться на остановках, если транспортное средство не мешает автобусу. Этим пользуются не только маршрутки, часто легковые машины используют остановку как место стоянки. А маршрутный автобус вынужден маневрировать между машинами, подвергая опасности и транспортное средство, и пассажиров. Надо ужесточать контроль, это функции ГИБДД, и нарушителей привлекать к ответственности, тогда на остановках станет свободнее. А полностью проблему можно решить, проведя оптимизацию маршрутной сети города. Сегодня на маршруты города ежедневно выходят 507 автобусов большой вместимости, 183 автобусов малой вместимости, 58 трамваев и 35 троллейбусов, всего 783 единиц подвижного состава. Общее количество действующих маршрутов 68. Очевидно для всех, что есть маршруты и направления, где избыточное количество работающих автобусов и, как правило, по этим же маршрутам и сложности по автобусным остановкам их размерам и вместимости. Вторая задача, которую должны решить в результате реализации программы «Развитие общественного транспорта» — определить достаточное количество автобусов и оптимальную маршрутную сеть. Уберите лишние автобусы, свободнее будет на остановках.
— Я пенсионерка и пользуюсь муниципальными автобусами. Сажусь на остановке МЖК, где таких, как я, много — рядом поликлиника. Не раз попадала в такую ситуацию: долгожданный муниципальный автобус высаживал пассажиров в нескольких метрах от остановки и быстро уезжал, чтобы мы, льготники, не успевали добежать до него. Кто-нибудь контролирует посадку-высадку пассажиров? Может, хоть ваш ГЛОНАСС это фиксирует? Это же просто издевательство над людьми!
Наталья Дмитриевна
— Он не может намеренно так делать. Автобус обязан останавливаться в кармане. Но если остановка занята, пассажиры просят открыть пораньше, чтобы не ждать очереди, а кто-то стоит в кармане и не успевает дойти до автобуса. Если водитель делает это намеренно, то это серьезное нарушение. Если подобное будет доказано, его ждет наказание. Премии лишим однозначно. Но вы обязательно сообщите нам номер автобуса, дату и время. Будем разбираться.
— Переезд через железнодорожные пути в районе ТЭЦ-2 — это испытание для пассажиров автобусов маршрута № 8! Неужели нельзя пустить их в объезд вдоль трамвайных путей официально?
Ольга Любимова
— Два проблемных места: «Первый магазин» на втором Хабаровске и этот переезд. Город живет своей жизнью, люди спешат по делам, и вдруг врывается поезд! По 40 минут может быть перекрыт, потому что железнодорожники формируют состав! Почему не согласовывают свои действия с администрацией города? Ведь они мешают полноценной жизни Хабаровска! Не такая уж большая необходимость перекрывать путь в дневное время, просто РЖД так экономит, хотя вполне могли проводить работы ночью, не прерывая движение на трассе. Сегодня, чтобы идти на поводу у пассажиров, коммерсанты едут в объезд, а муниципальные автобусы стоят. Но что же делать? Мы обследовали возможный маршрут мимо стадиона «Нефтяник», но он не соответствует предъявляемым требованиям. Даже как аварийный его нельзя открыть для автобусов. Я считаю, что Хабаровск должен заявить о своих правах и установить четкий регламент на перекрытие дороги. Хотите перекрыть больше чем на 5 минут — получите согласование!
— Увидел ваш «Автобус хорошего настроения», но мне с ним было не по пути. Но меня все мучает вопрос: что это? Я больше таких не встречал, он один по городу ездит? И чем он отличается от других, кроме надписи на борту?
Андрей
— Советую вам, Андрей, обязательно зайти в него. Мы ищем новые формы обслуживания пассажиров, и на маршруте № 1 у нас четыре экспериментальных автобуса: два «хорошего настроения», один — «Хабаровск — город воинской славы», и один «Хабаровск — город здоровья». Мы стараемся предоставлять позитивную информацию о жизни города, чтобы поднялось настроение у пассажиров. Интересные факты, истории города в целом и конкретной остановки, ответы на разные вопросы — обо всем расскажут автоинформаторы, установленные в салонах автобусов. Если население воспримет этот эксперимент положительно, мы готовы его продолжать и развивать.
— У меня вопрос по поводу маршрута № 13. Утром плохо уехать, а вечером стою на вокзале и вижу, что по два автобуса подряд едут на ужин.
Н. П. Власова
— Сегодня мы не можем обслуживать пассажиров в тех объемах, которые необходимы. Не хватает водителей, случается неисправность, автобус не выходит на линию, от этого получается увеличенный интервал. Усугубляется ситуация еще и тем, что автобус должен уходить с линии на период обеда водителя и кондуктора. Исключить такие факты можно, организовав подмену экипажа. Но для этого необходимо чтобы на конечных остановочных пунктах были оборудованы пункты питания. Фактически на 90% маршрутов нет сегодня не только пунктов питания, но и самих конечных автостанций как объектов транспортной инфраструктуры. Мы обязаны предоставить обеденный перерыв и организовать питание, коль привязаны ко времени. Когда обед настает, водитель едет в гараж, где столовая. И с этим ничего сделать невозможно, так будет продолжаться и далее. Что касается больших интервалов в случаях невыхода на линию автобуса, то в октябре ситуация изменится к лучшему, мы сокращаем пригород, переходим на «зимние» расписания и будем обеспечивать на маршруте № 13 равный интервал.
— Отразится ли повышение стоимости ЕСПБ на льготниках?
Игорь Марков
— Однозначно нет. Люди заслужили свои льготы, которые им гарантирует государство. Они пользуются ЕСПБ столько, сколько им надо. Это спор перевозчиков с государством. Речь о том, сколько государство должно нам компенсировать.
— Какие проблемы есть у вашего предприятия и что надо решить в первую очередь? Повышение заработной платы работникам или, может, ремонт зданий?
Иван Аверин
— Сегодня наша главная проблема — зарплата. Работники предприятия устали ждать повышения зарплаты и не желают мириться с этой социальной несправедливостью. Средняя заработная плата на предприятии — 27 000, а по городу идет уже за сорок. Мы видим, какая сегодня «стоимость жизни», какие заработки по смежным отраслям и по профессиям равной интенсивности труда. Такая большая разница, а ведь действует государственное регулирование тарифов. Мы не можем решить эту проблему, все остальное решаемо и, как говорится, терпит. Из-за низкой заработной платы большая текучесть кадров, огромный недостаток специалистов, и в первую очередь водителей. У нас сегодня есть автобусы, но нет экипажей.
Ирина ТРОЦЕНКО,
фото Александра ГОСТРЕНКО