Горячая линия
В редакции «Хабаровских вестей» состоялась горячая линия с начальником управления транспорта Андреем Владимировичем Слободенюком. Сегодня мы публикуем ответы на вопросы читателей.
Андрей Владимирович СЛОБОДЕНЮК
Родился в 1961 году. 1983 год — закончил ХАБИИЖТ.
Работал на руководящих должностях более 17 лет. В 1995—2001 годах возглавлял отдел железнодорожного, воздушного и водного транспорта управления транспорта и связи администрации Хабаровского края.
В администрации города Хабаровска работает с октября 2012 года в должности заместителя начальника управления транспорта, начальника отдела перевозок.
С 09.01.2013 возглавляет управление транспорта.
— Почему не стало автобусного маршрута № 5? Так удобно было добираться на нем от поселка Горького до железнодорожного вокзала!
Владимир Николаев
— Он закрыт, потому что стал невыгоден перевозчикам. В связи со снижением пассажиропотока предприниматели прекратили работу. На данном маршруте основной пассажиропоток складывается в утренние и вечерние часы, при этом вывоз пассажиров осуществляется в одном направлении, нет сменяемости пассажиров как в межпиковое время, так и в часы пик. На сегодняшний день нет ни одного перевозчика, желающего работать на этом маршруте. Есть маршрут № 54, который, в принципе, дублирует пятерку. На 54-м в будние дни планируется четыре коммерческих и один муниципальный автобус с плановым интервалом движения 10—20 минут.
— На трамвайной остановке на улице Шеронова появилось электронное табло, но на нем лишь объявления о приеме на работу, хотя обещали, что они будут информировать о прибытии трамваев и задержках на линии. Изменится ли содержание текстов на табло и когда?
Михаил Крылов
— Табло, размещенные на остановках «Муравьева-Амурского» и «Железнодорожный вокзал», работают в тестовом режиме. В настоящее время на них размещается информация о расписании движения маршрутов трамваев, проходящих через данные остановки, а также оперативно размещается информация о задержках движения трамваев.
— Почему нельзя сократить кондукторов? В некоторых городах перевозчики отказались от них, пассажиры заходят в переднюю дверь и платят за проезд водителю. Средства, сэкономленные на зарплате кондукторов, можно пустить на доплату водителям.
Дмитрий Селин
— Конечно, такой вариант позволил бы нам выручить дополнительные средства — почти 70% всех трат предприятий это зарплата. Но отказаться от кондукторов мы не можем, потому что перевозим льготников. Водитель по технологии не в состоянии проверять единые социальные проездные билеты. Тем более в последнее время обострилась проблема с увеличением количества фальшивых проездных билетов.
— Раньше маршрут № 50 очень выручал. Мы живем в Южном, а на работу надо было добираться до Трехгорной, что в Северном округе. Но давно не видели его, хотя в расписании этот маршрут значится в числе прочих. Какова его судьба?
Светлана Комар
— 50-й маршрут с точки зрения экономики себя не оправдал. При большой протяженности — 48,6 км и расчетном времени оборота по маршруту 2 часа 14 мин. он является одним из самых низкодоходных, так как пассажиропоток односторонний: утром из Южного, вечером из Северного. За 9 месяцев 2011 года убытки от работы автобусов на маршруте составили более 1,1 млн руб.. В связи с этим перевозчики отказались от работы на данном маршруте. На сегодняшний день 200 брошенных графиков.
— Читал, что ветераны военной службы могут ездить в общественном транспорте бесплатно. Я участник боевых действий. Почему в муниципальном транспорте я езжу бесплатно, а в коммерческом — нет? Ведь это тоже общественный транспорт!
Юрий Васильевич
— Порядок предоставления льгот на территории края регламентируется постановлением губернатора № 122. Там написано, что на основании предъявления ЕСПБ льготникам предоставляются бесплатный проезд.
ЕСПБ действует на транспортных средствах тех транспортных предприятий, у которых есть договор с министерством социальной защиты. Коммерсанты такие договоры не заключили. Почему? Ответ лежит на поверхности: в том же постановлении указано, что транспортникам компенсируются затраты в пределах средств, предусмотренных в бюджете края. Видимо, их недостаточно. На добровольных условиях коммерсанты предоставляют право бесплатного проезда инвалидам 1-й группы и ветеранам Великой Отечественной войны.
— Кто контролирует водителей коммерческого транспорта? Они носятся наперегонки, диктуют пассажирам свои правила! Меня провезли мимо остановки, потому что я не нажал на кнопку! Разве я обязан ее нажимать? Автобус должен останавливаться на всех остановках.
Игорь Чурин
— С водителями и кондукторами на предприятиях постоянно ведётся работа по культуре обслуживания пассажиров, но, к сожалению, случаются разные ситуации. Пассажирам надо записать номер автобуса, дату и время, когда произошел конфликт, и сообщить об инциденте в управление транспорта. Единственный рычаг воздействия на частников, который есть у администрации, это конкурс перевозчиков. Естественно, что плохо зарекомендовавшие себя предприниматели уже не смогут претендовать на популярные маршруты. Мы будем эти конкурсы проводить как можно чаще, чтобы хоть так влиять на ситуацию и повышать культуру обслуживания.
— Почему автобус № 71 не видно на сайте bus27.ru? В перечне маршрутов он есть, а на интерактивной карте не отражается. Неужели на нем не установили ГЛОНАСС?
Яна Ж.
— При заключении договора на организацию пассажирских перевозок перевозчик обязан предоставить документ, подтверждающий наличие на принадлежащих ему автобусах системы спутниковой навигации ГЛОНАСС. На сегодняшний день все автобусы, работающие на городских маршрутах по договору с администрацией города, оборудованы ГЛОНАСС. Но иногда могут возникать сбои в получении данных, они могут поступать со спутника на сервер со значительной задержкой. Это зависит от типов приборов, установленных на автобусах. Все это тоже будет учитываться при распределении мест на предстоящем конкурсе перевозчиков.
— Автобусные остановки в районе института культуры мешают движению транспорта, нет ли плана по их переносу?
Максим Карлов
— Данная проблема известна. В настоящее время находится в стадии проработки. Скорее всего, он будет решен после проведения реконструкции улицы Краснореченской.
— Когда придет партия автобусов, работающих на газе?
Анна Власова
— Планируется открыть две газонаполнительных станции на территории ХПАТП № 1 в головном предприятии, и в автоколонне «Южная». К моменту завершения строительства в городе должно быть приобретено 80 автобусов, работающих на газе. Первую партию автобусов рассчитываем привезти в конце 2014 года.
— Всегда стоимость проезда в электротранспорте была в два раза дешевле, чем в автобусе. Почему бы и сейчас не сделать проезд в трамвае, к примеру, 12 рублей? Тогда бы к ним пошел платный пассажир.
Сергей Осипов
— Предельно максимальный тариф устанавливается правительством Хабаровского края и напрямую зависит от цен на ГСМ, энергоносители, коммунальные услуги, запасные части, шины и т.д. Согласно расчетам по существующим нормативам на 2013 год плановая себестоимость перевозки одного пассажира на городских маршрутах при нулевой рентабельности на электротранспорте составляет 28 рублей 46 копеек, на автобусе — 21 рубль 85 копеек. В расчет себестоимости по горэлектротранспорту включаются расходы на путевое и энергохозяйство, удельный вес которых в доперестроечные времена был гораздо ниже и которых нет в себестоимости автомобильного транспорта. Чтобы установить тариф на проезд в трамвае ниже, чем в автобусе, необходимо возмещать разницу в тарифах. Но на это в бюджете города не предусмотрено финансирование.
— Я автомобилист. Каждое утро езжу на работу по улице Шеронова, и меня удивляет, почему автобусы самовольно меняют маршруты и устраивают заторы на Шеронова, мешая другим участникам движения и трамваю?
Олег К.
— За нарушение схемы движения общественного транспорта перевозчиков штрафуют на 3 тысячи рублей. Также это скажется при распределении маршрутов на конкурсе. О подобных случаях можно сообщать в управление транспорта с указанием места, времени и бортового номера нарушителей.
— Какие цели ставит перед собой администрация города в сфере транспортного обслуживания населения? Что является приоритетом на данный момент?
Петр Балагуров
— Городской пассажирский транспорт является одним из важнейших элементов социально-экономической инфраструктуры города. Согласно статистическим данным, более 65% населения пользуется общественным транспортом. Сегодня в городе Хабаровске 61,5% общего объема перевозок пассажиров осуществляют два муниципальных унитарных предприятия пассажирского транспорта: автобусное предприятие МУП г. Хабаровска «ХПАТП № 1» и МУП г. Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление».
Мэр города, администрация и депутаты Хабаровской городской думы уделяют самое пристальное внимание поддержанию и дальнейшему развитию общественного пассажирского транспорта.
Для улучшения пассажирских перевозок в период с 2008 по 2012 год за счет городского бюджета приобретено 54 автобуса, 15 троллейбусов и 17 трамваев.
Приобретенные в 2011—2012 годах администрацией города по программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Хабаровске на 2010—2015 годы» 2 трамвайных вагона и 2 троллейбуса имеют повышенный уровень комфортности. Пониженный уровень пола, просторные накопительные площадки позволяют увеличить скорость посадки и высадки пассажиров и создать комфортные условия проезда пассажиров с ограниченными возможностями.
Ежегодно из бюджета города выделяются субсидии на приобретение запасных частей и выполнение капитально-восстановительного ремонта подвижного состава, что продлевает срок его эксплуатации на 6—8 лет.
В 2012 году из бюджета города выделены 36,1 млн руб. на ремонт путевого хозяйства и контактной сети. Отремонтировано 2,0 км трамвайных путей, заменено 110 опор с заменой 2,7 км контактной сети. В текущем году на ремонт путевого и энергетического хозяйства горэлектротранспорта выделено из городского бюджета 18,0 млн руб.
В соответствии с принятой в 2012 году ведомственной целевой программой «Развитие и поддержка городского наземного электрического транспорта в городе Хабаровске на 2013—2015 годы», подлежит ремонту ежегодно около 2 км трамвайного пути и около 6 км контактной сети на сумму более 40 млн руб..
В настоящее время решается вопрос о разработке городской целевой программы, направленной на поддержание и развитие пассажирского автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта города Хабаровска до 2020 года.
— Как решаются проблемы кадровой политики на муниципальных предприятиях?
Никита Васильченко
— Вопрос нехватки водителей автобусов в транспортных предприятиях, как муниципальных, так и коммерческих, стоит достаточно остро. В МУП Хабаровска «ХПАТП № 1» на 1 июня недокомплект водительского состава составлял 88 человек! Данную проблему предприятие пытается решить собственными силами. С 2007 года заключаются договоры с учебными центрами на переподготовку водителей с категории В и С на категорию Д за счет собственных средств. Обучение длится от 3 до 6 месяцев. Курсанту выплачивается стипендия в размере 8 тыс. руб. После окончания обучения курсант должен отработать на предприятии 2 года. Обучение одного водителя обходится предприятию в 23,5 тыс. руб. В 2010 году прошел обучение 41 водитель, в 2011 году — 30, в 2012 — 20. Всего с 2007 года обучение прошли 187 человек. Однако в связи с низкой заработной платой прошедшие обучение водители увольняются с муниципального предприятия и уходят на более высокооплачиваемую работу, в настоящее время в предприятии осталось работать только 33 водителя.
Опыт работы с «Центром занятости населения города Хабаровска» положительного результата не принес. Для обучения через центр занятости претендент должен был сначала получить статус безработного, затем дождаться укомплектования групп, проведения торгов.
Для решения кадрового вопроса в 2008 году на базе МУП г. Хабаровска «ТТУ» был открыт учебный центр по подготовке водителей трамвая и троллейбуса. Обучение курсантов проводится за счёт средств предприятия. Срок обучения 5,5 и 6 месяцев соответственно. Во время обучения курсантам выплачивается стипендия в размере 6 тыс. руб. Набор курсантов проводится 4 раза в год. Открытие собственного центра на территории предприятия позволило практически решить проблему нехватки водителей. В настоящее время в МУП г. Хабаровска «ТТУ» не хватает 27 водителей трамвая и 15 — троллейбуса.
Подготовила Ирина ТРОЦЕНКО, фото Александра СТУДЕНИКОВА