Горячая линия
Первый заместитель мэра Хабаровска по инвестиционному развитию Валерий Лебеда посетил редакцию «Хабаровских вестей» и ответил на вопросы журналистов и читателей.
Важно успеть
— Валерий Федорович, в этом году в Хабаровске создано управление инвестиционного развития. Какие задачи ставятся перед новой структурой и какова стратегия ее работы?
— Начну с того, что федеральные и краевые власти уже переформатировали свою работу в этом направлении. Созданы различные институты развития, корпорации, агентства. Администрация города тоже идет по такому пути. В новом управлении работают 16 специалистов, большая часть из которых переведена из других подразделений администрации.
Главная задача управления — привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики. Среди основных направлений работы развитие муниципально-частного партнерства и концессии, участие в градостроительном и территориальном планировании, внедрение пилотных инвестиционных проектов, взаимодействие с краевыми органами власти.
— Каковы основные трудности в привлечении инвесторов?
— Для того чтобы шли инвестиции, нужно обеспечить три составляющих. Первая — безопасность. Это значит, что инвестор должен быть уверен в том, что его деньги не пропадут, а будут работать и приносить прибыль. Второе — прозрачность. То есть все процедуры должны быть гласны и открыты. Кстати, в сентябре в Хабаровске запустим инвестиционный портал, который позволит отслеживать каждый этап прохождения конкретного проекта в реальном времени. И третье — эффективность — подразумевает, что все ответственные структуры работают не каждая сама по себе, а решают вопросы в комплексе.
По каждому направлению у нас разработаны целевые модели, дорожные карты, созданы рабочие группы. И определенные результаты уже видны. К примеру, по итогам прошлого года Хабаровский край поднялся сразу на 33 позиции и занял 40-е место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах. Во многом это заслуга администрации города.
Что касается сложностей, то в основном они связаны с несовершенством российского законодательства. Везде в мире есть нормативы. Например, если ты заходишь на стройку, то должен понимать, что обязан за дороги городу заплатить. Это нормально. У нас такого нет. И подобных ситуаций очень много. Поэтому мы вышли с предложением на федеральный уровень внести изменения в пять законов, которые бы четко прописали все необходимые процедуры. Это позволит нам куда эффективнее выстраивать свою работу.
Бухта перспектив
— Давайте поговорим о конкретных проектах. Руководство предприятия «Хабаровскводранс» заявило о том, что найден крупный инвестор из Китая, готовый вложиться в строительство нового речного вокзала в Хабаровске. На каком этапе находится этот проект в настоящее время?
— Такие переговоры действительно ведутся, но пока заключен лишь договор о намерениях, и окончательного решения о том, каким будет новый речной вокзал, нет.
Рассматриваются два варианта. Первый предусматривает реконструкцию имеющегося здания вокзала на Уссурийском бульваре и строительство стеклянной галереи, через которую туристы будут попадать в пункт пропуска. В соответствии со вторым планируется с нуля возвести многофункциональный комплекс с гостиницей, офисами, кафе, туристическими центрами и новыми причалами. Конечно, для города именно этот вариант более предпочтителен.
— В 2015 году крупный хабаровский инвестор заявил о намерении возвести двухэтажный надземный переход с торговыми площадями в Индустриальном районе. Почему работы заморожены?
— Этот пешеходный переход уже имел готовый проект и разрешение на строительство. На пересечении улиц Суворова и Ворошилова должна была появиться двухэтажная конструкция высотой 14 м. В ней предусмотрены лифты, эскалаторы, туалеты. Часть площадей перехода отводится под торговые точки.
Но, к несчастью, скончался якорный инвестор, и процесс приостановился. Сегодня исполнители уже закупили металлоконструкции более чем на 100 млн руб. и обратились к нам за помощью в поиске нового инвестора. Мы изучаем ситуацию, но делать точные прогнозы в текущих условиях затруднительно.
Зарубежный опыт
— Какова ситуация с расселением ветхого жилья в городе? Насколько инвесторы заинтересованы участвовать в подобных проектах?
— Сегодня в Хабаровске 793 многоквартирных неблагоустроенных дома с квартирами общей площадью более 238 тыс. кв. м, у которых физический износ составляет более 60%. В них проживают 5 694 семьи. В настоящий момент в городе снесено 18 жилых домов (122 квартиры), в стадии расселения еще 16 домов (137 квартир).
Конечно, силами бюджета решить проблему сноса и расселения невозможно, поэтому мы крайне заинтересованы в привлечении инвесторов. Работа эта важна и с той точки зрения, что свободная земля в городе заканчивается. Думаю, в следующем году ее вообще может не быть. Плюс ко всему при освоении застроенных площадок складывается совершенно иная ситуация с инфраструктурой — не надо организовывать протяженные пассажирские перевозки, тянуть сети и коммуникации. А это совершенно другая экономика.
На данный момент мы заключили договоры по 41 застроенной территории общей площадью 175 га. Там проживает 1 036 семей. По закону застройщик должен снести все дома, после чего он получит право собственности на землю. Далее можно приступать к реализации проекта в рамках градостроительной политики.
Кстати, здесь нам можно было бы использовать зарубежный опыт. К примеру, в Харбине местные власти сами сносят ветхие дома, проводят инфраструктуру, а затраты потом вкладывают в стоимость земельного участка. У нас это пока невозможно опять же по причине несовершенного законодательства. Да, сегодня стали появляться отдельные полезные законы, но механизмов их применения еще нет. Как только эти вопросы будут решены, процесс пойдет гораздо быстрее.
Привлекательная площадка
— Инвесторы из Поднебесной в начале июня посетили наш город и рассмотрели возможность размещения на территории индустриального парка «Хабаровский завод строительной керамики» производства сжиженного газа. Каковы результаты переговоров?
— Индустриальный парк на базе «ХЗСК» является для нас перспективной площадкой, и мы готовим ее для признания масштабным проектом. Сейчас здесь работают четыре резидента, еще 10 заявок поступили от компаний, которые хотят там разместиться.
Что касается завода по производству сжиженного газа, то все необходимые условия и инфраструктура для этого имеются, и вероятность положительного исхода очень высока. Но люди, которые вкладывают деньги, всегда все просчитывают, поэтому сейчас китайские инвесторы оценивают предоставленные возможности.
Кроме этого, китайцы очень заинтересованы в логистических проектах. Они стараются выстроить логистику под транспортировку своей продукции и готовы вкладывать в это серьезные деньги. Поэтому мы предложили им использовать территорию индустриального парка и под эти цели. Еще один перспективный проект с привлечением китайского капитала — строительство мукомольного завода.
Хочется сказать, что этой площадкой заинтересовались не только китайские инвесторы. Возможность размещения здесь рассматривают также компании из Японии и Южной Кореи, работающие в области производства строительной и промышленной продукции.
— А что с будущим парком развлечений, который китайцы хотят построить в Краснофлотском районе? Каковы шансы, что этот проект будет реализован?
— Уже заключено соглашение с компанией «Хайсум» из КНР. Кстати, именно она проектировала и строила Диснейленд в Шанхае. В настоящее время мы передали зарубежным партнерам все исходные данные для подготовки концепции, бизнес-плана и эскизного проекта будущего парка развлечений. Разработанные документы китайская сторона должна предоставить к ноябрю этого года.
В поисках бизнес-ангелов
— В 2015 году в городе при участии администрации создано Агентство содействия инвесторам и разработчикам. Как вы оцениваете текущие результаты его работы?
— Основная задача агентства — поиск перспективных проектов в Хабаровске и инвесторов, готовых в них вложиться. В 2016 году АНО «АСИР» привлекло за счет частных инвестиций 23,7 млн руб. для реализации девяти бизнес-проектов. Всего в прошлом году агентство подготовило к инвестированию 44 проекта, шесть из них направлены для участия в федеральных программах на получение грантов и субсидий. Работа ведется, надеемся, что с каждым годом серьезных проектов и заинтересованных инвесторов будет все больше.
— В скором времени Хабаровск должен войти в зону свободного порта Владивосток. Что это даст нам на практике?
— Этот процесс запустился еще в 2016 году. В Минвостокразвития направлен перечень из 16 потенциальных инвестиционных проектов, которые должны реализоваться в рамках свободного порта. Планируемый общий объем инвестиций — 56,1 млрд руб.
Режим свободного порта предоставит бизнесу ряд дополнительных преференций. Среди них снижение в течение 10 лет страховых взносов до 7,6%, освобождение в течение пяти лет от уплаты налога на прибыль и имущество, право на получение земельных участков в аренду без торгов по кадастровой стоимости, привлечение иностранной рабочей силы, упрощенный визовый режим и т.д. То есть мы получаем еще один мощный инструмент привлечения инвесторов наряду с территорией опережающего социально-экономического развития.
— В прошлом году впервые с начала кризиса удалось добиться роста инвестиций в экономику краевого центра. Каковы прогнозы на этот год?
— Объем инвестиций в основной капитал в 2016 году по крупным и средним предприятиям составил 65,1 млрд руб. Это на 16% выше уровня 2015 года. Наибольший прирост отмечен в таких сферах, как «Транспорт и связь» (60%), «Обрабатывающие производства» (10%), «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (9%).
Что касается перспектив 2017 года, то пока однозначные выводы делать рано. Если судить по текущей ситуации, то мы идем примерно на прошлогоднем уровне. И нам важно не просто сохранить темпы роста, а улучшить их. Первоочередная задача — обеспечить развитие и движение вперед.
Подготовил Илья АВЕРИН, фото Александра СТУДЕНИКОВА