Сергей Кравчук: «Планируем удерживать взятый курс»
logo

Горячая линия

Сергей Кравчук: «Планируем удерживать взятый курс»

 В дальневосточной столице подведены итоги социально-экономического развития за первое полугодие 2018 года. О том, что удалось сделать, какова динамика развития и от чего зависит успех работы команды руководителей города и каждого отдельного горожанина, наш разговор с вице-мэром Хабаровска Сергеем Кравчуком.

— Сергей Анатольевич, привлечение инвестиций в экономику города — залог его успешного развития. Насколько привлекателен Хабаровск для потенциального инвестора?
— Администрация города прекрасно осознает важность финансовых вливаний, поэтому у нас реализуется муниципальная программа по повышению инвестиционной привлекательности Хабаровска. В 2015 году создана автономная некоммерческая организация «Агентство содействия инвесторам и разработчикам» (АНО «АСИР»). В 2016 году за счет частного инвестирования привлечено
23,7 млн руб. на 9 бизнес-проектов, а в 2017 году — 35 млн руб. на 7 проектов.
— Объемы большими не назовешь…
— Но налицо положительная тенденция, и это радует. Еще у нас разработан портал (www.invest-27.ru), который включает в себя блок по сопровождению инвестиционных проектов по принципу одного окна. Инвестор подает на сайт заявку, а большинство организационных работ берут на себя специалисты администрации города, что ускоряет все процедуры и получение необходимых разрешений.
Количество резидентов растет
Инструмент поддержки, который наиболее востребован у предпринимателей, — субсидирование части затрат на реализацию приоритетных для города проектов.
— А если сразу несколько инвесторов желают поучаствовать в таком проекте?
— Для этого существует конкурс.
Администрация также субсидирует предпринимателей через проведение различного рода выставок, семинаров, ярмарок, организует выпуск ежегодного сборника инвестиционных и инновационных предложений. Мы всемерно стараемся сделать город инвестиционно привлекательным.
Прорывной точкой в этом отношении стал ТОСЭР «Хабаровск» (в составе площадок «Авангард», «Аэропорт», «Ракитное») общей площадью
587,3 га. С ними мы связываем дальнейшее масштабное развитие нашего города.

Кстати

В городе 1 296 автомобильных дорог. Их протяженность составляет 939,6 км. На дату начала реализации ПКРТИ в нормативном состоянии находилось всего 37 процентов городской дорожной сети. По итогам 2018 года эта цифра составит 51 процент.
— Как изменяется количество резидентов ТОСЭР «Хабаровск»?
— Постоянно растет. В 2017 году их было 24, к 2025 году планируется увеличение до 64, а объем инвестиций — около 35 млрд руб. За счет объединения финансовых ресурсов всех уровней и господдержки территории ТОСЭР обеспечены объектами необходимой инфраструктуры — к ним подведены инженерные коммуникации, подъездные автодороги, уточнены схемы транспортных пассажирских маршрутов.
Благодаря поддержке администрации масштабные инвестиционные проекты в Хабаровске реализуются не только на территориях опережающего развития, но и на всей территории города. Приходят как российские, так и иностранные инвесторы, в первую очередь, наши соседи из стран АТР.
Больше внимания соседям
— О международных проектах можете рассказать подробнее?
— Расскажу с удовольствием. В прошлом году корпорация «LS Руспасифик» из Республики Кореи построила мусороперегрузочную станцию «Южная». Японская компания «Джей Джи Си Эвергрин» ввела в эксплуатацию вторую очередь тепличного комплекса в индустриальном парке «Авангард». Южнокорейская компания «Керенг» строит жилой комплекс Richeville. С китайскими корпорациями заключены двухсторонние соглашения в различных сферах. Нельзя не сказать и о клинике Сэчжон из города-побратима Пучона, с которой плодотворно сотрудничаем уже много лет.
— Это все страны АТР, а есть ли интерес у европейцев?
— Пока гораздо меньше. Но примеры есть. Торговый центр «Леруа Мерлен» (Франция) прочно укрепился на хабаровском рынке и завоевал популярность у горожан. Общая площадь центра 17 тыс. кв. м, объем инвестиций — 1,3 млрд руб.
Но по поводу европейцев огорчаться не приходится, мы видим огромные перспективы в сотрудничестве со странами АТР.
Признанием нашей работы стало первое место в рейтинге международной активности среди городов от 500 тысяч до 1 миллиона жителей. Его в декабре 2017-го присудила нам Всемирная организация «Объединенные города и местные власти».
Мы платим налоги
— Город преображается. Строятся парки, дороги, клиники, школы, гостиницы, торговые центры. Хабаровчане это видят и ценят. А те, кто давно не был в нашем городе, не скрывают удивления темпами развития.
— Это так. Уже в 2016 году мы смогли частично преодолеть негативные последствия спада 2014—2015 гг., объем инвестиций составил более
67 млрд руб. или 123 процента к уровню 2015 года, в 2017-м положительная динамика инвестиционной активности сохранилась — более 72 млрд руб., а в текущем году ожидаем увеличение до 80 млрд руб.
Но для того, чтобы новые инвесторы приходили, а имеющиеся продолжали свою работу, мы планируем удерживать взятый курс.
— А разве сами хабаровчане не участвуют в развитии города? Мы же платим налоги.
— Это так. Именно из налоговых и неналоговых платежей формируется бюджет краевой столицы. И добросовестные налогоплательщики своим трудом и своими средствами вносят весомый вклад.
— Что значит «неналоговые платежи»?
— В основном это доходы от использования имущества — арендная плата за помещения и земельные участки. Сюда же относятся штрафные санкции, плата за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда, причиняемого большегрузами, платные услуги от казенных учреждений и прочее. В 2018 году поступления неналоговых доходов ожидаются в размере 2 060 млн руб.

Кстати

В 2017 году в городе приведено в нормативное состояние 37,3 км дорожного покрытия на 38 улицах, в 2018-м предстоит отремонтировать 93,3 км на 65 улицах.
С патентом спокойней
— А весь бюджет города на этот год — 12 млрд 580 млн руб. при дефиците 9 процентов. Наверное, сумма могла быть внушительней, если бы налоги платили все?
— Вы сейчас говорите о самозанятых гражданах? Согласен, с этой категорией населения надо еще работать. В Правительстве РФ предлагают различные варианты снятия проблемы. Администрация Хабаровска решает ее вместе с предпринимательским сообществом путем убеждения.
— Убеждения? Разве можно уговорить кого-то отдавать свои деньги, если он может этого не делать?
— Мы помогаем предпринимателям и создаем все условия для тех, кто решается выйти из тени. На территории города Хабаровска действует патентная система налогообложения по 63 видам деятельности. Приобретая патент, предприниматель уплачивает налог в размере 6 процентов от потенциально возможного дохода и получает возможность работать спокойно, без опасения, что его в любой момент могут уличить в незаконной предпринимательской деятельности. При этом с 2018 года значительно — на 25—30 процентов — снижен размер потенциального дохода по всем видам деятельности (за исключением сдачи в аренду помещений и земельных участков). К тому же у нас много различных субсидий, грантов для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Ну и, конечно, двухлетние налоговые каникулы для начинающих бизнесменов.
— Эти меры возымели какое-то действие?
— Да. В этом году значительно возросло количество приобретаемых патентов. В 2017‑м было 536, а за первое полугодие 2018‑го уже 721. Честно работать выгодно.
— Можете рассказать, какого рода предприниматели стали «прозрачными»?
— Больше всего приобретено патентов на сдачу в аренду жилых и нежилых помещений, много на парикмахерские услуги, проведение различных курсов, репетиторство, электромонтажные, сантехнические и сварочные работы, присмотр за детьми и больными, проведение занятий по физкультуре и спорту, перевозку грузов, ремонт жилья. Не приобретались патенты на услуги поваров по изготовлению блюд на дому, по уборке жилых помещений и ведение домашнего хозяйства. Хотя достаточно взять любую газету объявлений, чтобы убедиться: предложений на эти услуги множество.
— Сколько стоит патент и куда идут средства, полученные за него?
— Если индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность без наемных работников, он заплатит от
4 тыс. до 42 тыс. руб., в зависимости от того, чем именно занимается. Например, годовой патент на косметические и парикмахерские услуги стоит 4 500 руб., столько же на ремонт и пошив одежды. Уход за детьми и больными 4 050 руб., за инвалидами и престарелыми 3 780. Клининговые услуги обойдутся предпринимателю в 4 725 руб. в год, а перевозка грузов в 11 250. Стоимость патента легко рассчитать самостоятельно по таблице на сайте Федеральной налоговой службы.
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, полностью зачисляется в бюджет города.

Кстати

Стоимость патента на год для индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без наемных работников, составляет от 4 тыс. до 42 тыс. руб., в зависимости от вида деятельности, которую он осуществляет.
Спрос формирует население
— В отчете за первое полугодие сказано, что в Хабаровске снизился темп жилищного строительства. Тем не менее строек в городе множество.
— За полгода введено в эксплуатацию 5 многоквартирных, 14 малоэтажных и 163 индивидуальных жилых дома общей площадью 75,8 тыс. кв. м с количеством квартир 994. Это 30 процентов от запланированного объема.
В рамках реализации программы «Жилье для российской семьи» муниципальным застройщиком осуществляется строительство микрорайона Березки (838 квартир). Продолжается строительство монолитного жилого комплекса «Пионерский» в Индустриальном районе с вводом в эксплуатацию в этом году. Недавно сдан жилой дом комплекса «Восточный» на 134 квартиры, к концу года будет построен еще один. Активно ведется строительство микрорайона Ореховая Cопка, уже сдано десять жилых блоков. Жилой комплекс «Ю-сити» в Южном микрорайоне построят в 5 этапов, в этом году город получит 3 жилых дома. В поселке Березовка близится ввод жилого дома на 80 квартир для детей-сирот. Завершается строительство жилых домов по заказу Министерства обороны РФ в Волочаевском городке.

Кстати

Администрация города всегда открыта для инвесторов, готова обсуждать любые инициативы и предложения по строительству новых объектов или развитию существующих.
— В Хабаровске в основном строится жилье экономкласса. С чем это связано?
— Спрос формируется населением. Учитывая интерес горожан к жилью именно экономкласса, в городе возводятся целые кварталы из многоквартирных домов, а также малоэтажные комплексные застройки такого формата.
— Удалось ли решить проблемы с печально известными Алексеевской и Александровской?
— На Александровской сильно пострадали от прошлогоднего октябрьского циклона 4 дома. Образовались опасные оползни. Но теперь проблема решена. Создан надежный откос, отсыпано более 16 тыс. куб. м сланца, завезен чернозем, площадь засеяна травой, восстановлено благоустройство. Строительство двух домов на Алексеевской приостановлено. Администрация ведет работу по привлечению инвесторов.
В октябре планируем сдать один из домов, чуть позже (но в этом году) — второй.
Не похожа на себя прежнюю
— С 2014 года идет ремонт улицы Краснореченской. Когда он закончится?
— В 2017 году город стал участником приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» Минтранса России, реализация которого будет осуществляться до 2025 года. В планах капитальный ремонт улицы Краснореченской с устройством надземного пешеходного перехода на перекрестке с улицей Суворова. Уже отремонтировано 5,6 км дороги. Сейчас задействовано еще 2 км. После ремонта Краснореченская преобразится, да она и теперь уже не похожа на себя прежнюю. Это магистральная улица с шириной проезжей части до 22,7 м и шестью полосами движения.
— Какие работы еще предстоят?
— Капитальный ремонт улицы Тихоокеанской на участке от Шелеста до Трехгорной. В более отдаленной перспективе — приведение в нормативное состояние проспекта 60‑летия Октября на участке от Большой до Восточного шоссе с изменением схемы организации дорожного движения на перекрестке улиц Большая — Демьяна Бедного.
— А еще в Хабаровске активно ремонтируются дороги к ТОСЭРам.
— Совершенно верно. Например, на четырехкилометровом участке улицы Донской обустроено водоотведение, построено три мостовых перехода, уложен асфальт. В Южной промзоне на участке длинною в
1,6 км уложен асфальт, ливневая канализация, установлены опоры освещения и так далее. Всего за 2 года приведено в нормативное состояние 5 участков городских автодорог к ТОСЭРам.
— Сколько всего в городе автомобильных дорог?
— 1 296, их протяженность составляет 939,6 км. В 2017 году в городе приведено в нормативное состояние 37,3 километра дорожного покрытия на 38 улицах, в 2018 году запланировано 93,3 км на 65 улицах города. На дату начала реализации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) в нормативном состоянии находилось всего 37 процентов хабаровских дорог. По итогам 2018‑го их доля составила 51 процент.
— Это же только половина! Как еще много работы!
— К 2025 году дойдем до 85 процентов. При этом мы не просто кладем асфальт. Делаем все в комплексе: устанавливаем световые опоры, обустраиваем тротуары, осуществляем озеленение территории. Получается не просто дорога, а современная улица с полным благоустройством, украшение нашего города.
— В ПКРТИ говорится о дорожной развязке. Можно подробнее?
— Можно. В 2020 году планируется строительство транспортного узла в разных уровнях на пересечении улиц Большой — Воронежской — Шелеста. Сейчас идут предпроектные исследования с целью оптимального варианта для проектирования.
Маршруты корректируются
— После прогулки по дорогам хочется поговорить о городском транспорте.
— В Хабаровске перевозка пассажиров осуществляется по 63 маршрутам, из которых 56 автобусных, 4 трамвайных, 3 троллейбусных. Маршруты обслуживают 35 перевозчиков, в том числе одно муниципальное предприятие МУП г. Хабаровска «ГЭТ».
— И что именно в ведомстве муниципалов?
— 15 автобусных, 4 трамвайных и 3 троллейбусных маршрута. В этом году осваиваем эксплуатацию 8 газовых автобусов, они работают на маршруте № 1. На приобретение этих автобусов в 2017 году из бюджета города потрачено 46,8 млн руб., в этом году за счет бюджетных средств получим еще 15 газомоторных автобусов на сумму 87,8 млн руб.
Появление новых жилых микрорайонов, спортивных комплексов, торговых и культурных центров повлияло на распределение транспортных потоков, поэтому время от времени корректируются и изменяются маршруты. Мы постоянно изучаем потребности и подстраиваемся под них, меняемся вместе с городом. Ремонтируем остановки, чтобы горожанам было удобно.

Кстати

В Хабаровске перевозка пассажиров осуществляется по 63 маршрутам, из которых 56 автобусных, 4 трамвайных, 3 троллейбусных. Маршруты обслуживают 35 перевозчиков.
— А коммерсанты держат марку?
— Следим за этим. Частными перевозчиками приобретено 156 новых автобусов, а это четверть от общего парка. В городе появились машины с низким уровнем пола, оборудованные кондиционерами, электронными табло, автоинформаторами.
В конце прошлого года внедрена автоматизированная электронная система учета и оплаты проезда. Сегодня валидаторами обеспечено более 65 процентов пассажирского транспорта. Терминалами для приема платежей по банковским и транспортным картам оборудовано 89,3 процента транспортных средств. Система безналичной оплаты действует на 57 маршрутах.
— Работает ли система, посредством которой можно узнать, долго ли ждать автобуса?
— Работает. А кроме существовавшего интернет-сайта bus27.ru разработан и внедрен новый сайт «Транспорт27.рф», а также мобильные приложения GO2BUS, «Яндекс транспорт», «Умный транспорт», помогающие оперативно информировать граждан о местоположении транспорта, прогнозе прибытия на остановочный пункт и т.д.
Еще три парка
— В городе каждый год появляются новые скверы и уютные зеленые уголки. А вот парк Гагарина ждем долго.
— Первая и вторая очереди строительства завершены, ведутся благоустроительные работы и санитарная очистка территории от сухостоев. Проектная документация по строительству третьей очереди парка им. Гагарина направлена на прохождение государственной экспертизы. Полное завершение работ запланировано на 2019 год.
— Что там, в третьей очереди, будет?
— Памятник Гагарину, фонтаны, концертная площадка, ну и, конечно, иллюминация, озеленение, благоустройство. Финансовые средства для этого предусмотрены. Также на территории парка начато строительство многофункционального центра с кинотеатром, детскими игровыми зонами, кафе.
Идут благоустроительные работы и в парке «Динамо». Проект включает в себя зоны велотриала, воркаут, скейт-парк, пешеходные дорожки со смотровыми площадками.
В этом году все закончим.
— Расскажите про парк «Патриот». Это название мы услышали совсем недавно. Кто автор идеи?
— Территория его определена в районе улицы Промышленной — переулка Промышленного. Концепция и тематическое направление комплекса осуществлялось на основании технического задания Министерства обороны. Часть площадей займут зоны отдыха гражданского населения (кафе, территория для пикников, прогулок, экспозиции музейного типа). Но основное предназначение парка — мероприятия военной тематики. Это организация военных форумов, выставок вооружения, патриотических семинаров, уличных театрализованных постановок с участием военной техники.
Порядок в доме
— Хабаровчан очень интересует благоустройство во дворах.
— Все мероприятия этого направления выделены в отдельную программу «Формирование современной городской среды» на 2018—2022 годы. На участие в программе подано 280 заявок, из них шесть отклонено.

Кстати

В бюджете города на реализацию программы благоустройства с привлечением муниципальных грантов в 2018 году предусмотрено 40,196 млн руб.
— Итого за пять лет будет отремонтировано 274 дома?
— Не совсем так. 274 заявки — это 318 многоквартирных домов. В рамках программы благоустройство дворовых территорий на общую сумму более 500 млн руб. В 2018 году выполняются работы из минимального перечня: ремонт дворовых проездов, установка урн и скамеек, освещение. На семи объектах работы уже завершены, на тридцати в процессе.
— Есть еще муниципальный грант, по которому можно сделать гораздо больше.
— Есть, но он предоставляется на условиях софинансирования. Для получения гранта собственники должны раскошелиться на треть стоимости проекта: доля муниципалитета не превышает 67 процентов. То есть для капитального или текущего ремонта дворовых территорий можно получить до миллиона рублей, если весь объем работ обойдется в полтора миллиона. Грант
в 500 тыс. руб. выдается на устройство детских, спортивных и других зон отдыха и досуга, контейнерных, хозяйственных площадок. Но опять же при условии, что весь проект стоит не менее 750 тыс. руб.
— И много желающих вложиться в свой двор?
— Немало. В этом году подано 129 заявок. Из них 43 — ремонт дворовых территорий и 86 детских и спортивных площадок. В городском бюджете на эти цели предусмотрено 40,196 млн руб. Население активно включается в мероприятия. Когда собственник жилья платит за благоустройство из своего кармана, он бережнее относится к своему дому и двору, чувствует себя хозяином.
Работа идет без сбоев
— Уже август. Два месяца до начала отопительного сезона. Как обстоят дела? Не замерзнем в стужу?
— Работаем по графику. Структурные подразделения выполняют запланированные ремонт и реконструкцию коммуникаций. Нет сомнений, что все уложатся в срок. В соответствии с утвержденными планами-заданиями идет и подготовка к зиме жилищного фонда города.
— Не подведут управляющие компании?
— Вопрос под контролем, руководители УК отчитываются на городском штабе. Вот смотрите. Промывка систем отопления и подготовка теплопотребляющих систем жилого фонда — готовность 93 процента от общего плана; ремонт кровель на 203 домах — это 91 процент; ремонт подъездного отопления — 63 процента, подготовка тепловых пунктов — 58, замена стояков систем горячего водоснабжения и отопления — 102 и так далее.
— 102 процента — это как? Заменили больше, чем есть по факту?
— Нет, это больше, чем запланировано заменить в этом году. Словом, горожане могут не беспокоиться: подготовка к зиме идет без сбоев.
— Вызывает тревогу поведение Амура. Не грозит ли нам повторение сценария пятилетней давности?
— Ситуация действительно тревожная, но она кардинально отличается от той, что была в 2013 году. Тогда гребень паводка в 808 см пришелся на 3—4 сентября. В этом году к максимуму уже подходим. Гидрологи обещают примерно 520 см к
3 августа, затем вода пойдет на спад. Но мы готовы к любому развитию событий. Разработан план мероприятий для управления дорог и внешнего благоустройства, в готовность № 1 переведены силы и средства городского управления ГО и ЧС, проверена исправность техники и всех насосов, которые хранятся в городском резервном фонде. На случай прихода большой воды и подтопления жилых домов определены места для пунктов временного размещения и эвакуации граждан.
— Спасибо, Сергей Анатольевич, за беседу. Понятно, что всех тем в одном интервью не охватишь. Но это, конечно, не последняя наша встреча.
— Будем работать, тем более, есть над чем. Хотелось бы сделать больше и лучше. Но я считаю, что администрация во главе с мэром и городской думой работает профессионально. Это хорошая, грамотная команда специалистов, где есть взаимопонимание и общая цель. И цель эта — улучшение качества жизни хабаровчан.

Подготовила Елена ТИХОНОВА, фото Семена СИМОНЕНКО

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)