Горячая линия
Начальник управления промышленной политики и связи администрации города Владимир Ощановский побывал в редакции «Хабаровских вестей». Сегодня публикуем его подробные ответы на вопросы журналистов и читателей нашей газеты.
Отрасль живет
— Владимир Иосифович, вы лишь немногим более года назад вступили в эту должность. Наверняка представляли сложности, с которыми придется столкнуться. С чего начали и что удалось сделать за этот период?
— Промышленность — это, прежде всего, люди. Поэтому для начала мне хотелось посмотреть, как живут, чем дышат хабаровские предприятия. Выезжал практически каждую неделю, встречался на местах с руководителями, беседовал в цехах с инженерами, рабочими. Ведь только взгляд изнутри позволяет представить общую картину, чтобы в дальнейшем проанализировать ситуацию с учетом накопившихся проблем производственников.
Они, безусловно, есть и всегда будут. Но несмотря на то, что в конце 1990-х — начале 2000-х годов по известным причинам кануло в лету немало крупных и средних предприятий, Хабаровск не утратил статус промышленного центра. Отрасль жива и, уверяю вас, пока она не будет работать должным образом, наша экономика никогда твердо не встанет на ноги. Именно поэтому ставим задачу не только не растерять то, что было создано ранее, но и развиваться по мере возможности. Словом, в большом городе должна быть большая промышленность.
— Есть ли в последнее время примеры появления в Хабаровске новых перспективных предприятий, которые находят свободные ниши и постепенно завоевывают потребителей?
— На мой взгляд, город сейчас находится в начале очередного этапа индустриализации. Реализуются интересные проекты, появляются новые производства, за которыми, несомненно, будущее. Примеров на самом деле много. За счет нестандартного подхода к делу и грамотно сформированной маркетинговой политики с учетом потребностей рынка успешно продвигают свою продукцию ООО «ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток», ООО «Металлообрабатывающий завод «Вэлл Стил», ООО «Хабаровский трубный завод», ООО «Энергоимпульс+».
Уверен, маховик раскрутится и по их стопам пойдут другие. Тем более что при активном содействии органов власти строится инфраструктура для индустриальных парков и территорий опережающего социально-экономического развития, где резидентам создаются необходимые условия для развития производства.
Созидать и развиваться
— А как обстоят дела у признанных флагманов промышленности города?
— Модернизация основного производства, систематический грузовой поток качественного сырья и готовой продукции позволяют с уверенностью смотреть в будущее ОАО «Дальхимфарм». АО «Хабаровский судостроительный завод» имеет серьезные заказы на строительство рыболовецких траулеров, краболовов, скоростных пассажирских лайнеров. Это загрузка с реальным финансированием, поэтому ближайшие два-три года могут стать для корабелов урожайными, тем более, что производственных площадей здесь хватает. Правда, без проблем у них не обходится. Главная — отсутствие современного устройства для спуска готовых судов на воду.
Наращивают объемы производства «Хабаровский завод ЖБИ № 4» и «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод». Особо хочу сказать об успехах АО «Дальэнергомаш», расширяющего портфель экспортных заказов. География поставок газовых технологических турбин, компрессоров, нагнетателей расширяется. Предприятием, выпускающим продукции на 500 млн руб. в год, заключены контракты на поставку высокотехнологичного оборудования с компаниями из Польши, Индии, Болгарии, Вьетнама, Узбекистана. Теперь в арсенале завода многофункциональный пятикоординатный обрабатывающий центр, оснащенный системой ЧПУ. Он заменил целый ряд станков с высокой степенью износа.
А вот многострадальный «Амуркабель», где четыре года назад полностью остановили производство, по-прежнему простаивает. Правда, оборудование там законсервировано и находится в полном порядке. Есть инвесторы, которые готовы начать работать и выпускать ту продукцию, которая будет востребована на рынке. Однако необходимо решить массу организационных и технологических вопросов. И прежде всего пройти сертификацию на все виды товаров, что потребует немалых финансовых и временных затрат.
— Коль мы затронули тему поддержки предприятий и организаций администрацией города, то в чем конкретно она выражается?
— Хабаровск одним из первых в стране принял полномочия в области промышленной политики и создал необходимую нормативную базу. Действует муниципальная программа поддержки субъектов в этой сфере, рассчитанная до 2020 года, создан промышленный совет, а главное, есть результаты. Так, по итогам проведенного конкурса ООО «Чистая планета» и ООО «Бриз», занимающиеся переработкой отходов, получили субсидии (общая сумма составила 1,46 млн руб.) из бюджета города на возмещение части затрат на создание и развитие инновационной инфраструктуры компаний и освоение новых видов продукции.
— На недавнем Восточном экономическом форуме заостряли внимание на перспективах экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Что с этим направлением?
— В последние годы представители стран АТР проявляют все больший интерес к нашим инвестиционным площадкам. Настоящим прорывом можно считать поступательное развитие тепличного комплекса японской фирмы «Джей Джи Си». Он построен на основе оригинальных голландских технологий. Начинали с огурцов и томатов, а теперь постепенно расширяют линейку продуктов. В выигрыше, конечно, хабаровчане, получающие свежие овощи и зелень даже в холодное время года.
Кроме того, сейчас прорабатывают возможность локализации своих производств на территории города ряд корейских и китайских фирм.
Практика для инженера
— Фразу «Кадры решают все» мы помним еще с советских времен. Насколько она актуальна сегодня?
— Высококвалифицированные специалисты рабочих профессий — штучный товар. Особенно это касается мастеров узкого профиля. Поэтому имеем дефицит трудовых ресурсов. На многих предприятиях действует система наставничества, но молодые люди неохотно идут к станкам, хотя после обучения на производствах им предлагают конкурентную заработную плату.
В целях популяризации регулярно проводим городские конкурсы «Лучший по профессии», где свои способности и мастерство показывают токари, сварщики, столяры, электромонтеры. Причем в этом мероприятии постоянно участвуют не только рабочие с предприятий, но и представители учебных заведений.
— А что с инженерными кадрами?
— Времена меняются, но схема подготовки хороших кадров инженерного состава отнюдь не нова. Залог успеха видится в системном взаимодействии вузов с промышленными предприятиями. Причем по возможности необходимо адаптировать студентов старших курсов под конкретные запросы потенциальных работодателей.
Эту тему подняли на прошедшем недавно в Комсомольске-на-Амуре Всероссийском конгрессе инженеров, где мне довелось побывать. На одной из тематических площадок проводилась дискуссия по направлению «Образование». Эксперты и участники сошлись во мнении, что подготовить в вузе идеального специалиста для работы на промышленном предприятии довольно сложно. Скажу больше, практически невозможно. Но «сырые» выпускники сейчас никому не нужны. Времени на обучение минимум, поэтому большую роль играет прохождение производственной практики в компаниях. Особенно это касается конструкторско-технологической подготовки.
А в целом, по мнению спикеров конгресса, нужны новые инициативы в решении этого важного вопроса. Кстати, уже есть договоренность с одним из московских институтов о сотрудничестве в создании профильной программы развития инженерного образования в городе и крае.
Перезагрузка для почты
— Давно говорят о необходимости создания в нашем городе современного логистического почтового центра. Есть подвижки в этом направлении?
— Да, мы ждем приятных перемен в работе. Причем это один из ключевых проектов «Почты России», которая ведет активную работу по реорганизации почтовой логистики. Реализация инвестиционного проекта имеет как инфраструктурное, так и социальное значение для всего региона. Потребность в логистическом центре назрела давно, это в первую очередь обусловлено ростом объема почтовых отправлений, в том числе международных. Завершены проектные работы, земельный участок оформлен в аренду учреждения-заказчика, так что практически все готово к началу строительства центра.
Он расположится вблизи Хабаровского аэропорта и примкнет к контролируемой зоне воздушной гавани. На первом этаже здания логистического центра высотой 12 м предполагается производственный и складской блоки. Здесь разместятся сразу несколько структур, выполняющих различные функции: отделение почтовой связи закрытого типа для обслуживания корпоративных клиентов, зона для глубокой автоматизированной и ручной сортировки почты, центр гибридной почты, экспресс-доставка отправлений и участок технологического контроля. А второй этаж отдадут под административно-бытовые помещения. Речь идет об офисах, диспетчерских пунктах, комнатах отдыха для сотрудников, архиве, столовой, раздевалках, санузлах и душевых. Учитывая стоящие перед центром задачи, планируется оборудовать систему резервного электроснабжения.
По предварительным расчетам специалистов, максимальная пропускная способность нового почтового центра составит более 270 млн отправлений в год. При этом за счет использования высокотехнологичного оборудования значительно сократятся время и себестоимость их обработки. Кроме того, уменьшится число транзитных точек в процессе перевозки почты. А значит, корреспонденцию населению будут доставлять намного быстрее, чем сейчас.
Валерий КОРОТКОВ, фото автора