Горячая линия
В редакции газеты состоялась встреча с мэром Хабаровска Сергеем Кравчуком. Предлагаем вам диалог, сформированный на основе писем и телефонных звонков читателей.
— Сергей Анатольевич, вы возглавили совет муниципальных образований края. Какие задачи решает совет и каковы его возможности?
— Проблемы у поселений и городских округов чаще всего одни и те же. Вот, например, одна из них. Есть общая практика, когда органам местного самоуправления передают на исполнение отдельные государственный полномочия, однако достаточного финансирования на их исполнение нет. При этом речь идет о необходимых вещах, без которых населению выживать сложно. Обсудив на совете проблемы и обозначив пути их решения, мы можем обращаться в краевой парламент, министерства правительства. Совет дает возможность организовать взаимодействие федеральных, региональных и местных органов власти.
Могли бы сделать больше
— Городской думой принят бюджет на 2019 год, при последней его корректировке увеличились расходы. Почему?
— Нам удалось в этом году полностью погасить кредит за строительство мусороперегрузочной станции «Южная», что позволило сэкономить на уплате процентов. Высвободившиеся средства пойдут на важные для города объекты.
— Можете уточнить, на какие именно?
— Это строительство скейт-парка на территории парка «Северный», стадиона на улице Воровского, проектирование и строительство новых трансформаторных подстанций взамен тех, что находятся в аварийном состоянии, приведение в нормативное состояние двухполосной автодороги от границ площадки «Авангард» до улицы Новой, строительство проезда от улицы Краснодарской до Дубовой.
— На 2018 год заявлялись грандиозные планы по ремонту дорог, обещали привести в нормативное состояние аж 93 км. Все получилось?
— Сработали с перевыполнением, по факту сдали 95 км. Откуда средства? Удалось сэкономить на аукционах по выбору подрядчика. Работы велись во всех районах города почти на 70 объектах. В 2019-м запланирован меньший объем, всего 63 км. Мы могли бы сделать больше, но все зависит от финансирования, которое идет в рамках федеральной программы.
Водители относятся с пониманием
— Есть ли в планах на следующий год многострадальная Выборгская?
— Почему же на следующий? Там работы уже начались. Все понимают, насколько это важная для города дорога.
— А разве можно ремонтировать дороги зимой?
— Есть перечень работ, которые не зависят от сезона. Сегодня на Выборгской идут выборка грунта, перенос коммуникаций, укладка лотков ливневой канализации и прочее. Дождемся плюсовых температур — начнем укладывать асфальт. Это будет современная улица, соответствующая всем нормам и правилам: расширение до 6 м, хорошее освещение, надежная ливневка.
— И когда ожидать открытия?
— В октябре 2019-го. В планах дорожных работ также Тихоокеанская, завершение Краснореченской, окончание работ и благоустройство в районах улиц Советской, Запарина, расширение Шелеста — Большой и так далее. Хочу сказать, что автолюбители с пониманием относятся к ремонтным работам. Приходится немного потерпеть, чтобы потом ездить без проблем.
Развязки в проектах
— Только качество дорог не всегда спасает. Воронежская стала гладкой как стекло, а там все равно заторы.
— Улицы Большая — Серышева — Воронежская будут стоять в пробках, пока не построим развязку. Это очень серьезный объект, его стоимость — 1 млрд 300 млн. Дополнительно потребуются средства на решение вопроса по земельным участкам, которые находятся не в муниципальной собственности. Предпроектная документация уже разрабатывается.
— На пробки жалуется житель улицы Краснодарской С.Н. Валенский.
— Возведение микрорайона Ореховая Сопка усложнило транспортную ситуацию на подъездах к нему. В 2019—2021 годах планируется строительство 10 км дорог в этом районе, а после 2022 — капитальный ремонт улицы Краснодарской и ее продолжение до соединения с объездной дорогой «Обход Хабаровска».
— Те объекты, о которых мы до сих пор говорили, рассчитаны на поддержку краевого и федерального бюджетов. Но ведь хабаровчане и сами платят транспортный налог. Куда идут эти деньги?
— Хабаровск получает 10 процентов от собранного налога. В 2018 общая сумма составила 762,53 млн руб., в городской бюджет зачислено 76,25 млн руб. Все эти средства (прямо скажем, незначительные) идут как раз на строительство, реконструкцию, содержание дорог.
— Пенсионерка Полина Макарова сетует, что территория от магазина «Амба» до «Атриума» (бывшая кондитерская фабрика) опасна для пешеходов. Асфальт весь разбит, везде стоят машины. Можете успокоить бабушку?
— Могу обнадежить. В проект программы «Благоустройство территории Хабаровска на 2019 год» включен ремонт тротуара вдоль улицы Краснореченской от дома № 92а до № 94.
На конкурсной основе
— Когда будут газифицировать частный сектор по улицам Черноморской, Профсоюзной в Железнодорожном районе (вопрос от Л.М. Тен), по улицам Можайской, Победы, Майской в Краснофлотском районе (М.А. Полникова). Как вообще в городе обстоят дела с газификацией?
— Названных адресов в муниципальной программе «Развитие инженерной инфраструктуры…» до 2020 года нет. Сейчас в рамках программы выполняются мероприятия по газификации частных домовладений в районе улиц Нагорной, Южной, переулка Нагорного, микрорайона Пятая площадка в пределах улиц Гастелло и Сунгарийской. Обстановку хорошо знаем, поэтому в разработке программы после 2020 года учтем ваши нужды и возможности бюджета.
— Будет ли продолжена программа по благоустройству дворов? Этим интересуется Н.Ф. Скородумова (ул. Трехгорная, 50). Ее вопрос обусловлен тем, что двор не вошел в программу, хотя заявку подавали.
— Программа «Формирование комфортной городской среды» рассчитана до 2022 года. Заявка с этого адреса действительно подана, ей присвоен порядковый номер 160. Заявители получают субсидии на конкурсной основе и в порядке очередности даты подачи заявки. В 2018 году выполнено благоустройство 64 дворовых территорий.
Воду греем сами
— Вопрос от читательницы Валентины Курниковой: «В городе строится много, а квартиры в новых домах стоят пустые. Почему у нас такое дорогое жилье?»
— Думаю, что дело не только в дороговизне, ипотечное кредитование сегодня очень популярно. Одна из причин — в том, что у нас зачастую строят по старинке, без учета мнения покупателя. Люди не хотят больших квадратов, им нужна меньшая, но более функциональная площадь, квартира не «вообще», а индивидуальная. Типовая застройка уходит в прошлое, нужен новый подход.
— Горожанин Сергей Слепцов интересуется, чем обусловлен перевод домов на закрытую систему водоснабжения. Это такой новый тренд?
— Это веление времени. Не ТЭЦ должна греть воду для бытовых нужд населения, а общедомовой тепловой центр. В перспективе в каждом доме будет такая система, исключая те, в которых ее установка просто невозможна. Своеобразный общий бойлер выгоден всем, ведь это колоссальная экономия энергоресурсов.
— Значит, ТЭЦ можно будет закрывать?
— Нет, их мы никогда не закроем, поскольку они обеспечивают город теплом. Только теплом, а не водой.
— Логично. ТЭЦ дают нам тепло, водоканал — воду, а греем ее мы сами. Все довольны, кроме тех, у кого удобств нет вовсе. Я о жильцах домов ветхого фонда. Несколько звонков было на эту тему. Есть ли у людей какая-то перспектива?
Про ветхое жилье не забыли
— Больной вопрос: в Хабаровске 720 домов с большим процентом износа*. Людей необходимо переселять, мы понимаем. Но это проблема российского масштаба, и самостоятельно нам ее не решить никогда. Радует, что правительство РФ вернулось к этой проблеме. С 2019 года будут выделяться средства для сноса и расселения ветхих домов. Что за сумму получит Хабаровск, пока неизвестно. Как только будет официальный документ, поговорим предметно.
— Но от программы развития застроенных территорий мы не отказались?
— Ни в коем случае. Это параллельное направление, альянс городского бюджета и инвесторов, который у нас, кстати, работает успешно. Примеры — Гупровский городок, переулок Батарейный, район Краснореченской и переулка Трубного.
— Эти адреса, можно сказать, центр города. А бараки на проспекте 60 лет Октября инвесторов не интересуют?
— Увы, это неперспективный район, так как он попадает в зону отвода железной дороги, строить там новое жилье мы не имеем права. Только склады, парки и скверы, промышленные здания, спортивные сооружения.
— Студентка Валентина Степанко интересуется, будут ли молодые учителя получать квартиры.
— Будут, соответствующая программа работает. С 2009 года работникам муниципальных образовательных учреждений выделено 242 служебные квартиры, 28 из них получили молодые педагоги.
— Служебные? То есть не подлежащие приватизации?
— Совершенно верно. Пока учитель работает в системе образования, его семья занимает квартиру. Решил уйти в другую сферу — возвращает жилье. В ней будет жить другой учитель.
Ледовой переправы не будет
— Мы получили письмо с Большого Уссурийского. Любовь Власова спрашивает: «Когда планируется снять с нас блокаду»? Вопросу уже четыре года, хотелось бы знать, есть ли решение.
— Нужно понять, что речь идет о территории, подвергающейся затоплению, строительство жилых домов там запрещено до тех пор, пока не будет укреплен берег.
— А он будет укреплен?
— Строить дамбу 10-метровой высоты вокруг острова? Такой вопрос даже не обсуждается. На Большом Уссурийском пригодными для жилья признаны только четыре индивидуальных жилых дома, куда при наводнении вода не добралась (ул. Релочная, 1; ул. Береговая, 1а; ул. Заречная, 37а; пер. Насыпной, 2). Есть на острове электричество и вода, торговый павильон индивидуального предпринимателя реализует товары первой необходимости. В период навигации сюда ходит речной транспорт, а ледовую переправу мы не делаем уже четвертый год. Проектирование, строительство и содержание переправы стоит около 5 млн руб., при этом на острове совсем нет муниципального жилья.
— Но ведь там живут люди. А если что случится?
— Оказание экстренной помощи осуществляется транспортом экстренных служб, в том числе авиации. Что касается тех, кто предпочитает зимовать на острове: у них в городе есть жилье, после наводнения этот вопрос был полностью решен.
Транспортная карта
— Просьба от группы родителей: хотели бы купить детям проездные. Нельзя ли выпустить такой документ?
— К новому году весь пассажирский транспорт будет оснащен валидаторами. Чем транспортная карта не проездной? Приобретайте, кладите на нее деньги, и пусть ребенок ездит по безналичному расчету. Но, думаю, родители имели в виду льготные проездные, как это было раньше.
— Наверняка. А это нельзя организовать?
— Давайте по порядку. Из-за чего обанкротился муниципальный транспорт? Бесплатно ездили десятки категорий льготников. Можно это все вернуть. Чем компенсируем расходы перевозчика в условиях нашего дефицитного бюджета? У кого заберем деньги?
— Льготников совсем не осталось?
— Остались. Льготный тариф введен для членов малоимущих семей с детьми. Они получают именную карту с фотографией. Карта действует с 10.00 до 16.00, одна поездка стоит 15 руб.
А спросят с мэра
— Зима, холодно. Бродячие собаки с каждым днем все злее…
— Это проблема серьезная, и сегодня на законодательном уровне никак не решается. Полномочия переданы краю, но все опять упирается в отсутствие средств, необходимых для исполнения федерального закона. Это отлов, карантинное содержание, вакцинация, стерилизация — и на свободу.
— Снова к мусорным бакам и бродячим стаям?
— Отстрел здоровых животных запрещен.
— Но вы понимаете, что если вдруг случится беда, спросят не с правительства страны и не с законодательной думы, а с мэра? Люди не станут разбираться, кто тут виноват.
— Вы правильно говорите: за все отвечает мэр, даже если у него нет соответствующих полномочий. Но мы в любом случае не бездействуем, ищем выход из этой ситуации.
— Вы руководитель нового поколения, завели «Инстаграм». То есть от людей не прячетесь?
— Я открыт для диалога. Вопросов задают очень много, и это хорошо. Люди хотят знать, чем занимается администрация, видит ли она их проблемы.
— Наверняка часто ругают, в социальных сетях много разного народа бродит. Вас это не расстраивает?
— К критике привык, а вот клевета, домыслы порой огорчают. Поэтому по поводу «Инстаграма» скажу так: рад конструктивным предложениям, дельным замечаниям, а писать гадости много ума не надо. Зачем на таких людей обижаться?
* Всего в Хабаровске около 4,5 тыс многоквартирных домов.
Кстати
Общий объем доходов муниципального бюджета в 2019 году составит 14 451 млн руб., расходов — 15 181 млн руб. Дефицит городской казны — 8,9 процента.
Основу бюджета на 2019 год составили 26 муниципальных программ, финансирование которых в общем объеме расходов составляет 90 процентов.
От редакции. На другие вопросы читателей, поступивших на горячую линию с мэром, ответы готовятся в структурных подразделениях администрации города. Их мы опубликуем в следующих номерах газеты.
Подготовила Елена ТИХОНОВА