Для решений нужны предложения
logo

Горячая линия

Для решений нужны предложения

Беседовала Дарья УЛАНОВА, фото автора

Начальник управления образования администрации города Татьяна Матвеенкова ответила на вопросы журналистов и читателей «Хабаровских вестей». Впервые их задавали не только родители и взрослые горожане, но и сами школьники.

— Татьяна Борисовна, в этом году мы встречаемся прямо перед началом записи в первые классы. Есть ли изменения в порядке или графике подачи документов, остались ли прежними закрепленные за школами территории?

— Запись проходит на основе постановления о закреплении территорий за образовательными учреждениями. Оно опубликовано 14 марта, его можно найти как на сайте вашей газеты, так и в других открытых источниках, и никаких принципиальных изменений там нет. Они происходят, когда, например, строятся новые микрорайоны. На этот раз такого нет, так что, думаю, почти все родители будущих первоклассников обнаружили свои дома за теми же учреждениями, в которые планировали идти.

Электронный прием документов на порталах uslugi27.ru (12+) и gosuslugi.ru (12+) стартует 1 апреля в 00.00, очный в школах — в 10.00. К счастью, сегодня родители подают заявления в основном онлайн, исчезли проблемы с очередями, но возможность лично прийти в учреждения по субботами с 12 до 15 часов сохраняется. Завершается запись по прописке 30 июня — до этой даты все родители должны предоставить в школы бумажные документы и подтвердить первоочередное (для силовых структур, правоохранительных органов, военнослужащих и других льготных категорий) или преимущественное право зачисления, если они есть.

Первоклассные сюрпризы

— Есть ли новшества в этой области?

— Да, они касаются преимущественного права. Им обладают те ребята, чьи старшие братья и сестры уже учатся в этой же школе. Теперь оно в равной степени распространяется не только на родных, но и на единокровных родственников и не зависит от места регистрации ребенка.

— Сколько первых классов и на сколько мест планируется набрать этой осенью?

— Как вы помните, в прошлом году у нас был максимум: мы набрали 8 800 детей. Сейчас, проанализировав число ребят в подготовительных группах муниципальных и частных детских садов, мы рассчитываем где-то на 232 класса для 8 000—8 200 ребят. Но мы не можем спрогнозировать число тех первоклассников, которые приедут к нам из других городов и регионов. Это будем знать по факту: приезжие семьи смогут записать ребят с 6 июля по 5 сентября.

Конечно, постараемся открыть максимальное число дополнительных классов рядом с местом жительства, потому что дети должны иметь возможность самостоятельно и безопасно добираться до школы. Мы это понимаем.

— И сразу же вопрос от Екатерины, мамы шестилетнего мальчика: «Можно ли устроить ребенка в школу не по прописке, или с нынешней нехваткой мест нет шансов? Школа рядом с нами мне не очень нравится».

— Тут хочется напомнить, что важны не стены, а первый учитель, который станет очень важным в судьбе ребенка. Его задача — вселить уверенность, определить таланты, развить и подкрепить их.

Но вы можете подать документы в любую школу по желанию с 6 июля по 5 сентября, и вас примут при наличии свободных мест. Так что все зависит от района вашего проживания. Труднее это сделать в центре, в микрорайоне Строитель, в районе остановок «Большая» и «Памятник партизанам». Поэтому строительство школ началось именно с этих микрорайонов. В Центральном районе, понимая свои задачи, в прошлом году открыли максимальное количество дополнительных первых классов. По этой причине часть ребят пришлось перевести во вторую смену.

Вопросов Татьяне Борисовне задали так много, что ответы не вместились на газетную полосу. Мы опубликуем их в следующих номерах «Хабаровских вестей».
Строим новые места

— Это тоже острая тема. «Вторая смена — прямо боль, — пишет нам Наталья. — В следующем году у сына «опять двойка». Учится в центре, в 32-й школе. Что с педсоставом, когда переведут на полноценную первую?»

— Мы с вами живем в реальных условиях и понимаем, что это непростая ситуация, которую можно решить только строительством новых зданий. Планировалось сделать это к 2025 году, но текущие события внесли коррективы в эти планы. Если еще пять лет назад стоимость новой школы составляла примерно 1,2 млрд руб., то сегодня она уже превышает 2 млрд руб.

При этом у нас впервые в истории Хабаровска в один год возводятся сразу две школы, в микрорайоне Строитель и в районе улицы Демьяна Бедного, — такого еще никогда не было. Развивается микрорайон Ореховая Сопка, и, по поручению мэра Хгорода Сергея Кравчука, там тоже планируется строительство нового учреждения — уже не на 1 200 мест, как нынешние, а на 2 100. Еще одну планируем в северной части города, где появляется 6—7-й микрорайоны.

— А есть в городе школы, которые уже сейчас учатся в одну смену?

— Да, такие есть. И еще есть другие регионы России, в которых до сих пор существует третья смена. Все познается в сравнении.

— Что у нас с новыми детскими садами?

— Прямо сейчас один строится на пересечении Амурского бульвара и улицы Запарина, вторую стройку планируем начать в 2023 году в Волочаевском городке, решается вопрос о покупке здания в микрорайоне Петроглиф-парк.

При этом мы плотно работаем с правительством края, участвуем в федеральных проектах, потому что без консолидированного бюджета с задачей по строительству образовательных учреждений нам не справиться.

— Еще один дошкольный вопрос: сколько у нас групп раннего возраста для малышей от двух месяцев до полутора лет и насколько они укомплектованы? Действительно ли они нужны?

— Первую такую группу мы открыли в реконструированном детском саду № 199, сейчас они есть также в трех недавно открытых ДОУ. Но там, конечно, нет двухмесячных младенцев. Минимум 1,2—1,4 года. Потому что родители сейчас понимают, насколько важна связь с мамой на начальном этапе, и стараются оставаться с ребенком.

Так что это скорее экстренная помощь для мам, у которых нет возможности остаться в декрете. У нас таких малышей немного: наверное, где-то 15 на весь город.

Мама волнуется раз

— Вернемся к школам. Читательница волнуется: «Моя дочь в этом году оканчивает начальное звено в «Открытии». Куда нам идти в пятый класс? Можно в любую школу или в 30-ю, по прописке, и они обязаны нас принять?»

— Сейчас единственным основанием для отказа принять ребенка является отсутствие свободных мест в учреждении. Средняя школа № 30 обычно открывает дополнительный пятый класс, но мест действительно может не хватить. Так что стоит рассмотреть несколько вариантов. Вы имеете право выбрать любое учреждение.

— «Могу ли я оставить своего ребенка учиться в Хабаровске, если мы переехали и уже прописались в Ильинке? Обязана ли я перевести его в поселковую школу?»

— Нет, совершенно не обязаны. Поводом для прекращения обучения в образовательном учреждении в этой ситуации может быть только письменное заявление родителей.

— Вопрос от старшеклассницы. Ксения интересуется: «Планируется ли с 2023 года переход на единую учебную программу? Как вы относитесь к постоянной смене учебников? У меня с братом разница в три класса, а программы совпадают меньше чем по половине предметов».

— Действительно, с 1 сентября мы начнем работать по новым Федеральным государственным образовательным стандартам, которые подразумевают единство образовательной системы, программ и учебников. Считаю, что это целесообразно. Теперь вместо четырех-пяти вариантов пособий по предмету будут один-два, максимум три в отдельных случаях. Однако переход не будет резким: те, кто уже учатся по какой-либо программе, продолжат это делать. Думаю, он займет два-три года.

— Наталья, мама второклассника, жалуется: «В школьной программе очень много тестов. На мой взгляд, это мешает ребенку разговаривать и выражать свои мысли. Будут ли изменения в этой сфере?»

— Контрольные материалы, в том числе в виде тестов, необходимы, чтобы проверять, к примеру, усвоение детьми определенных правил или их умение решать конкретные задачи. В таких случаях несколько вариантов ответов, где один правильный — самый оптимальный формат. Но в школьной программе есть и другие: дети пишут диктанты, сочинения, изложения, эссе. Я бы не сказала, что в ней одни тесты.

Каждый год число учеников в школах краевого центра увеличивается примерно на 1 800 человек за счет ребят, приехавших из других регионов.
Где растят педагогов

— «В школах нехватка учителей. Когда ситуация улучшится? — спрашивает мама пятиклассницы Татьяна. — Биологии в этой четверти у нас было всего два урока. География — один урок в неделю. Если учителя болеют, то уроков просто нет, их некем заменить. При этом никаких ссылок на видеоматериалы не дают. У нас же был дистант, где все эти навыки?»

— Если преподаватель уходит на больничный, вместо его уроков должны ставить другие предметы. Например, нет географии, но есть литература. А когда педагог выходит, его дисциплина занимает больше места в расписании. А ссылка на видео никак не сделает занятие состоявшимся. Но это, безусловно, подспорье, которое помогает усваивать материал, и тут можно использовать ресурсы, наработанные в период дистанта.

Предлагаю прийти к директору учреждения или завучу, обозначить проблему и озвучить такой вариант облегчения ситуации. Потому что если нет предложений, откуда возьмется решение? А вот если такой разговор уже был, но проблема не решается, обращайтесь к нам в управление. Будем работать с руководителем.

Что касается проблемы с педагогическими кадрами, то она, к сожалению, пока сохраняется.

— Сколько учителей нам не хватает и по каким направлениям?

— У нас около 300 вакансий. В данный момент потребности закрываются за счет совмещения должностей и повышенной нагрузки на уже работающих учителей. Кроме того, мы, например, направляем преподавателей начального звена на повышение квалификации, чтобы они могли вести русский язык и математику в пятых и шестых классах.

Наши вузы долгое время не готовили достаточного количества специалистов. В этом году педагогический институт ТОГУ выпустил 220 молодых педагогов — это ненамного, но больше, чем раньше. Хабаровским школам прежде всего нужны учителя начальных классов, английского языка и физики,

— Какие пути решения этой проблемы в перспективе сейчас есть?

— На днях прошла первая в этом году коллегия управления образования, и мы как раз посвятили ее кадровому вопросу — он особенно важен в Год педагога и наставника. В свое время поняли, что открываем в школах профили по разным направлениям, но не готовим кадры для своей отрасли. И три года назад, по поручению мэра города Сергея Кравчука, открыли первый психолого-педагогический класс в школе № 68. Сейчас таких классов уже 11, они есть в семи учреждениях, а 17 выпускников решили связать будущее с педагогикой.

Работает и еще один проект, когда за каждым студентом профильной специальности закрепляется наставник из той       школы, откуда он пришел. У нас есть директора школ и детских садов, которые просто живут в пединституте и педколледже: преподают, принимают экзамены, выводят студентов на практику, участвуют в распределении.

Например, на коллегии выступала директор школы № 85 Ольга Богачева. Она рассказывала о двух своих ученицах, которые получили педагогическое образование и пришли к ней уже работать. И увидели профессию с совершенно новой стороны, где есть не только тетради и уроки, но и активная профессиональная жизнь, конкурсы, обмен опытом. Роль команды тут тоже очень велика.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)