Горячая линия
Первый заместитель мэра по городскому хозяйству Алексей Богданов рассказал о тех проблемах сетевого хозяйства, которые интересны горожанам.
— Алексей Владимирович, в Хабаровске более 6 600 км инженерных сетей, которые обеспечивают коммунальными и энергетическими ресурсами здания и сооружения различного назначения. Но в городе ежегодно строятся новые жилые микрорайоны, социальные объекты. Им хватает современных мощностей?
— Действительно, все инженерные коммуникации, как артерии, снабжают город водой, теплом, электроэнергией. Самые протяженные сети электроснабжения — 4 253 км. Основную часть обслуживает АО «Хабаровская горэлектросеть». Для транспортировки тепловой энергии и горячего водоснабжения проложено около 740 км теплотрасс, которые в большинстве своем находятся в эксплуатации у двух самых крупных предприятий — СП «Хабаровские тепловые сети» АО «ДГК» и МУП «Тепловые сети». Водоснабжение и водоотведение, это соответственно 870 км водоводов и 750 км труб канализации, на 99 процентов обеспечивает МУП «Водоканал».
Цифры на первый взгляд впечатляющие, но основная масса сетей построена еще в прошлом веке и имеет солидный износ. Немаловажен и тот факт, что многие коммуникации работают с полной загруженностью, а значит, резерва пропускной способности у них нет. Поскольку Хабаровск активно застраивается, потребность в коммунальных и энергетических ресурсах увеличивается.
За чей счет ремонт
— Какие возможности есть у ресурсоснабжающих организаций для развития своей инфраструктуры?
— Тут надо учитывать тот момент, что в условиях регулируемого ценообразования на услуги коммунально-энергетического комплекса при формировании тарифа обязательно закладываются средства на развитие сетевой инфраструктуры. Еще одним источником является плата за технологическое присоединение к централизованным системам ресурсоснабжения. Только в 2020 году для развития строительства на территории города в соответствии с инвестиционными программами предприятий коммунального комплекса в эксплуатацию введено около 43 км инженерных сетей, из которых почти 28 км — сети электроснабжения, чуть меньше 1 км — теплоснабжения и около 14 км — водоснабжения и водоотведения. Это, конечно, не те объемы, которые диктует спрос. Но есть ограничения, и они не позволяют прыгнуть выше собственной головы. И для увеличения денежных потоков на модернизацию сетей, а также на новое строительство администрация города совместно с правительством Хабаровского края ведет работу по привлечению федерального софинансирования. Одновременно прорабатываем и возможность частных инвестиций в рамках концессионных соглашений, а также других механизмов муниципально-частного партнерства.
Воды много не бывает
— Насколько известно, мощностей для обеспечения водой в городе достаточно и даже имеется резерв.
— Да, холодной воды город потребляет примерно 161 тыс.. куб. м.. в сутки, при этом суммарная производительность трех существующих водозаборов 258 тыс.. куб. мв сутки. Но вот сети, которые доставляют воду до потребителя, требуют не только ремонта, но и развития. Основные проблемы — их недостаточная пропускная способность или отсутствие. В основном это касается незастроенных территорий, а также тех, где ведется малоэтажная или частная застройка. Актуальным остается также вопрос повышения надежности и качества водоснабжения. Надо отметить, что пусть не так быстро, как хотелось, но эти задачи решаются. Так, в 2020-м МУП «Водоканал» окончательно сняло с повестки вопрос водоснабжения микрорайона Красная Речка. С момента приемки системы водоснабжения поселка от Министерства обороны РФ в 2008 году на приведение в порядок всех сетей и сооружений было потрачено около 450 млн руб., а на подключение к городской системе с 2011 года — порядка 800 млн руб. Это позволило обеспечить водой на тот момент еще строящиеся микрорайоны Флегонтова и Строитель, создать возможность для технологического присоединения новых объектов и частного сектора на Красной Речке.
Следующий на очереди
— Но если Красная Речка — вопрос решенный, то какие районы сегодня на повестке дня?
— Первый и самый главный на данный момент — район Ореховая сопка. Для реализации первого этапа строительства магистрального водопровода от Воронежского шоссе до улицы Совхозной из краевого бюджета выделено 138,8 млн руб. (полная стоимость проекта 141,63 млн руб.). На эти деньги до конца нынешнего года построят участок протяженностью около 2 км с диаметром трубы — 600 мм.
В рамках национального проекта «Экология» по направлению «Чистая вода» совместно с Министерством ЖКХ края прорабатывается получение финансирования из федерального бюджета в объеме 90 млн. руб. для строительства сетей водоснабжения в границах улиц Шелеста — Воронежской, где располагается частный сектор.
В рамках реализации инвестиционной и производственной программ уже в этом году МУП «Водоканал» планирует построить водопроводную насосную станцию в микрорайоне ДОС и реконструировать магистральные водоводы на улице Бийской и Воронежском шоссе.
Эти трубы тоже важны
— Каковы перспективы развитие системы водоотведения?
— Общий объем стоков города, проходящих полную механическую и биологическую очистку, составляет более 220 тыс. куб м. Очистка основной массы производится на очистных сооружениях канализации (ОСК), расположенных в районе ТЭЦ-3. В связи со сложным рельефом территории города и значительным перепадом геодезических отметок, на сетях предусмотрены 52 насосных станций (КНС) и главная канализационная насосная станция (ГНС). Все эти сооружения в настоящий момент работают на полную проектную мощность, и возможности приема дополнительного объема практически нет.
И тем не менее для обеспечения резерва определен необходимый комплекс мероприятий. В их числе реконструкция очистных сооружений канализации и существующих сетей, КНС и самотечных коллекторов (7,9 км), строительство новых самотечных коллекторов (22,3 км), напорных коллекторов от Хабаровска-2 до поселка им. Горького и далее до главной канализационной насосной станции на ул. Вяземской (более 37 км).
На выполнение этих работ требуется около 13 млрд руб. В частности на подключение канализационных сетей поселков им. Горького и Красная Речка к городской системе требуется примерно 3,3 млрд руб.
Силами МУП «Водоканал» в настоящее время выполняется реконструкция магистрального канализационного коллектора от КНС до обводного самотечного коллектора (р-н ул. Черноморская), построенного в 1974 году. По данному участку транспортируется 60 процентов городских стоков. Окончание работ — 2023 год.
А по программе «Стимулирование жилищного строительства» предприятие уже приступило к возведению магистрального канализационного коллектора для обеспечения водоотведением площадок под застройку на Ореховой Сопке. Протяженность его 2,432 км. Диаметр переменный — от 400 мм до 600 мм. Стоимость работ 131,74 млн. руб. Заключено соглашение с правительством Хабаровского края на получение софинансирования на сумму 129,1 млн руб.
Врезка: В рамках взаимодействия с краевым министерством ЖКХ ведется работа по привлечению в 2022 году федеральных средств (почти 520 млн. руб.) для продолжения строительства объекта «Расширение и реконструкция (2-я очередь) канализации в городе Хабаровске».
Без тепла нельзя
— А как складывается ситуация по обеспечению города тепловой энергией, ведь без отопления никуда: зима-то у нас почти полгода?
— Теплом и горячей водой город обеспечивают три ТЭЦ и девять котельных. 98 процентов тепловой мощности вырабатывается на ТЭЦ, а транспортировка ее до потребителя осуществляется по 12 основным тепломагистралям (ТМ) общей протяженностью около 200 км (от ТЭЦ-1 — 6 тепломагистралей, от ТЭЦ-2 — 2, от ТЭЦ-3 — 4).
Эти сети находятся на балансе структурного подразделения АО «ДГК» «Хабаровские тепловые сети». Резерв пропускной способности всех магистралей почти исчерпан, при этом ТЭЦ-3 имеет резерв мощности более 600 Гкал/час.
Поэтому сегодня практически все застройщики испытывают сложности при получении согласования подключения планируемых к строительству объектов к централизованному теплоснабжению. Особо остро стоит вопрос обеспечения теплом крупных площадок под строительство, каковыми являются районы Ореховой Сопки, аэродрома ДОСААФ, улицы Аэродромной.
— Известно, что решить этот вопрос можно только с помощью новой магистрали — ТМ-35. Так начнется ли ее строительство?
— АО «ДГК» уже разрабатывало проектную документацию на строительство тепломагистрали ТМ-35 пропускной способностью 250 Гкал/час. Ориентировочная стоимость 2,7 млрд. руб. С помощью ТМ-35 можно было бы решить вопросы стабилизации теплоснабжения зоны ТМ-32 и ТМ-33 за счет частичного переключения нагрузки на новую магистраль. Но время ушло…
В настоящее время краевое правительство завершает разработку нового проекта (частично взяв за основу первоначальный проект АО «ДГК») по ТМ-35. Администрация города, в свою очередь, решает вопрос по планировке территорий под тепломагистраль. После разработки проектно-сметной документации возможно несколько вариантов организации строительства: в рамках концессионного соглашения, за счет бюджетных средств с привлечением субсидии из федеральной казны или использования одновременно и бюджетных, и частных источников. Мы надеемся, что к ТМ-35 приступим в ближайший год.
Похожая ситуация и с перемычкой «Авангард» между тепломагистралью «Горьковская» и ТМ-11 «Дальневосточная». Приблизительная стоимость — 650 млн руб. После ввода в эксплуатацию дополнительно возникнет резерв мощности в районе улицы Аэродромной в объеме 20 Гкал/час и в головном участке ТМ-19 (ул. Индустриальная) в объеме 20 Гкал/час.
Вопросы капитального ремонта, реконструкции и строительства новых участков внутриквартальных сетей решаются за счет собственных тарифных средств МУП «Тепловые сети», а также субсидий из муниципального бюджета и средств технологического присоединения.
Со светом всегда светлее
— Еще одна обязательная инфраструктурная составляющая — электрические сети. Достаточно ли у нас производится электроэнергии и есть ли сложности с доставкой ее до потребителя?
— Увы, но и электросветовое хозяйство далеко не в идеальном состоянии: есть необходимость реконструкции ряда трансформаторных подстанций, замены голого провода на самоизолированный (СИП). Но один из самых актуальных вопросов — отсутствие резерва мощности по высокой стороне и невозможность подключения к ним дополнительной нагрузки. Необходимы реконструкция отдельных питающих центров и строительство новых. В рамках реализации инвестиционной программы Хабаровских электрических сетей филиала АО «ДРСК» продолжается масштабная реконструкция подстанции 35 кВ «СДВ» с переводом на 110 кВ. Она питает Индустриальный и Центральный районы города. Объект готовят к сдаче в 2021 году.
— Вы говорите, что практически все инженерные коммуникации работают на пределе. А значит и большие планы по значительному увеличению строительства жилья в Хабаровске также под вопросом? Что делать в этой ситуации?
— Необходимо совместными усилиями администрации города, правительства Хабаровского края и предприятий-сетедержателей решать вопрос комплексной модернизации и развития инженерных сетей согласно утвержденной схеме тепло- водоснабжения и водоотведения Хабаровска, схеме и программы развития электроэнергетики. Тогда, стоящие перед краевым центром задачи по обеспечению качественными коммунальными и энергетическими ресурсами всех потребителей, в том числе и новые строительные площадки, обязательно будут решены.
Ведь в наших отраслях есть главное — грамотные специалисты, которые понимают, что делать и в какой последовательности.