Эта служба и опасна, и нужна
logo

Горячая линия

Эта служба и опасна, и нужна

Подготовила Елена ЧЕРНИКОВА, фото из архива

На вопросы журналистов и читателей газеты ответил начальник ОГИБДД г. Хабаровска, подполковник полиции Александр Баранов.

Статистику не проведешь

— Александр Николаевич, руководить ОГИБДД по г. Хабаровску вы стали недавно, поздравляем с назначением. В этой должности вы впервые отметили свой профессиональный праздник. Как он прошел: в обычном режиме для сотрудников и экипажей ППС или иначе? Есть что сказать в плане работы, к примеру, статистика нарушений ПДД за год снизилась или нет?

— За поздравление спасибо. К своей работе отношусь очень серьезно, того же требую и от подчиненных. Хочется, чтобы в краевом центре как можно меньше происходило дорожно-транспортных происшествий.

Что касается праздника, то прошел он в рабочем режиме, экипажи несли обычную службу, выезжали на ДТП и патрулировали улицы. Погони в нашей практике иногда случаются, но в тот день их не было, что уже хорошо.

А вот статистика нынешнего полугодия отличается от прошлогодней: есть рост по самим происшествиям и пострадавшим, зато количество погибших немного меньше. За шесть месяцев произошло 278 ДТП, в результате которых 18 человек погибло и 329 получили ранения. В 2022 году произошло 265 ДТП, в которых 21 человек погиб, 313 ранено.

— В нашей газете еженедельно рассказываем о самых громких происшествиях, приводим статистику нарушений ПДД. Не припомню случая, чтобы можно было написать: на прошлой неделе ДПТ с пострадавшими не произошло. На ваш взгляд, почему случаются аварии, какие месяцы или сезоны самые травмоопасные?

— ДТП на дорогах города происходят из-за фактора отвлечения, другими словами — невнимательности не только автомобилистов, но и пешеходов, из-за несоблюдения всеми участниками Правил дорожного движения. В частности, хочу отметить разговоры по мобильным телефонам, чего нельзя делать. Основные ДТП: столкновения машин (128 пострадавших), наезды на пешехода (92 пострадавших), съезды с проезжей части (18 пострадавших), наезды на велосипедистов (11 пострадавших), падение пассажиров в маршрутных автобусах (11 пострадавших), наезды на препятствие (3 пострадавших), наезды на дорожных рабочих (2 пострадавших).

Сезонность выделить нетрудно, это, как правило, переходный осенне-зимний период. И летом, когда на дорогу выезжают мотоциклисты, велосипедисты и самокатчики.

Учим ПДД с детства

— За последние недели очень много происшествий с участием детей. На ваш взгляд, они тоже сезонные, когда школьники уходят на каникулы и большую часть дня предоставлены сами себе? Как можно решить эту проблему?

— Для юных участников дорожного движения Госавтоинспекция Хабаровска проводит мероприятия, направленные на снижение детского дорожно-транспортного травматизма, Наши сотрудники частные гости в школах и детских садах, где проводят беседы о безопасном поведении на дороге.

Важную роль играет воспитание. Если в семье не научили ребенка элементарным навыкам и не показали как правильно вести себя на проезжей части, дети так и будут попадать под колеса. Зачастую родители и сами нарушают КоАП РФ, перевозят своих малышей без специальных средств.

— Бываете ли летом в гостях в пришкольных лагерях отдыха, чтобы донести до детей информацию о правилах поведения на дороге?

— Во время школьных каникул посещаем не только пришкольные, но и загородные лагеря. Вместе с сотрудниками отделений по делам несовершеннолетних, общественных организаций проводим с ребятами уроки в виде игр. Для этого в городе есть автобус — «Лаборатория безопасности». Он оснащен самыми современными материалами для обучения ПДД, выезжает в школы и детские сады, где разворачивает игровые площадки, на которых учат детей правильно переходить дорогу, в том числе и на велосипедах. За лето уже съездили 15 раз в разные школьные и дошкольные учреждения.

Родители в ответе

— Как-то стал свидетелем такой картины: на электросамокатах катались два подростка, которым, на мой взгляд, было не более 10—12 лет. Как таким детям удается получить доступ к транспортному средству?

— Надо этот вопрос задать родителям. Они оформляют своим детям банковские карточки и совсем не интересуются, на что тратятся их, между прочим, деньги. А зря. Зарегистрироваться в прокатном сервисе можно онлайн, и никто возраст не проверяет.

— Где вообще должны ехать самокатчики: по дороге или тротуарам?

— Детям до 7 лет разрешено ездить только по пешеходным дорожкам в сопровождении взрослых. Пользователи от 7 до 14 лет разрешено ездить самостоятельно только по пешеходным и велосипедным дорожкам. Подросткам с 14 лет нужно ездить по велосипедным дорожкам. Если их нет — то по тротуарам. При этом самокат должен весить меньше 35 кг, а пешеходов следует пропускать.

— Вы в одном интервью говорили, что на электросамокате нужно ездить в защитной каске. Специально к нашему разговору понаблюдала за теми, кто использует этот транспорт, и только раз увидела, что мужчина надел каску. Сотрудники ДПС, получается, закрывают на это нарушение глаза?

— Есть электросамокаты с мощностью двигателя выше 0,25 кВт и скоростью от 50 км/ч, которые приравниваются по своим характеристикам к мопеду. Они не могут двигаться по пешеходной зоне, велодорожкам и тротуарам. Для езды на таком электросамокате требуется мотошлем. Все нарушения, связанные с эксплуатацией самокатов несовершеннолетними, передаются в инспекции ПДН. Штраф выписывают на родителей. И хотя он небольшой — 500 руб., но взрослым тоже не очень хочется, чтобы их вызывали для объяснений и ставили семью на учет.

Про водителей автобусов

— Центральные улицы города ограничены скоростным режимом в 40 км/ч. Вы когда-нибудь прокатитесь на автобусе № 56. Он несется как угорелый, не соблюдая никаких знаков. А на маршруте № 33 водители просто вовсе могут повернуть налево с первого ряда, причем на большой скорости. Меня так пару раз подрезали, теперь стараюсь к автобусам этих маршрутов не приближаться. Какие-то проверки по соблюдению скоростного режима для водителей общественного транспорта устраиваете на дорогах?

— Скоростной режим фиксируется автоматическими камерами. Уверяю вас, если в их поле зрения попадет такой нарушитель, квитанция об оплате штрафа обязательно придет на предприятие, за которым числится это транспортное средство. Проводим также и регулярные профилактические рейды «Автобус».

— Недавно проходил городской конкурс на лучшего водителя общественного транспорта. В нем участвовало более 30 человек. И 14 из них не сдали ПДД. Это лучшие! Что тогда говорить о самых обычных. При поступлении на работу они сдают ПДД?

— Когда человека принимают на работу водителем автобуса, ему не требуется вновь сдавать экзамены на знание ПДД, так как права у него уже есть. Выходцы из бывших союзных республик представляют только нотариально заверенные и переведенные на русский язык свои национальные удостоверения.

О камерах и разметке

— В прошлом месяце в городе заработали камеры наружного наблюдения, которые стали фиксировать водителей, не пристегнутых ремнями безопасности, мне вот тоже такой штраф пришел. Подобных камер ведь раньше не было. Может быть, еще какие-то правонарушения выявляете с помощью видеонаблюдения?

— Действительно, в городе работают камеры фото- видеофиксации, которые в режиме реального времени выявляют автомобилистов, для кого ремень безопасности лишний. Вы говорите, что вам пришел штраф за это нарушение. Надеюсь, что теперь вы стали законопослушным водителем. Ремень безопасности потому так и называется, что во время аварии может помочь избежать тяжких последствий. Также с помощью камер фиксируется превышение скоростного режима, пересечение стоп-линии, проезд на запрещающие сигналы светофора.

— Из-за несовершенства разметки водители частенько слишком близко подъезжают к переходам, где по-хорошему должна быть нанесена линия «стоп». Если ее нет, а настроенная на определенное расстояние камера сфотографировала машину, можно ли обжаловать пришедший по почте штраф?

— Даже если разметка не нанесена, водители должны руководствоваться дорожным знаком «стоп», а он установлен везде, где предполагается наличие этой линии.

Наказание для виновных

— Два резонансных ДТП произошло в июне, когда задавили двух женщин: одна готовилась перейти дорогу по пешеходнику, вторая находилась на остановке общественного транспорта. Какое наказание грозит водителю, к тому же если он оказался нетрезв? И можно ли себя как-то обезопасить, находясь на тротуаре?

— ДТП с погибшими расследуют следственные органы, а меру наказания выносит суд. За управление транспортным средством в состоянии опьянения водителю грозит штраф в размере 30 тыс. руб., лишение прав от полутора до двух лет с пересдачей теоретического экзамена после окончания срока лишения. За повторное управление ТС в состоянии опьянения установлена уголовная ответственность по ст. 264.1 УК РФ.

Чтобы обезопасить себя, нужно быть предельно внимательными на проезжей части и около нее. Смотреть по сторонам и оценивать дорожную обстановку.

— По-прежнему сложно припарковать рейсовый автобус в районе остановки «Дворец профсоюзов». Такая же картина у мед- и пединститутов, у ТЦ «Дом одежды» рядом с магазином «Максим». Патрульные экипажи туда наведываются крайне редко, ушлые таксисты и торговцы на какое-то время уезжают, а потом вновь занимают насиженные места. Как эта проблема решается?

— Соглашусь с вами, на этих остановках общественного транспорта действительно много недобросовестных водителей. Сотрудники Госавтоинспекции несут службу и привлекают нарушителей ПДД, в том числе и эвакуируя транспорт. Штраф за стоянку в неположенном месте равен 1,5 тыс. руб. Не проходит и дня, чтобы кого-то из автомобилистов не наказали рублем. Ежедневно на штрафстоянку вывозится примерно 30 автомобилей.

— Сегодня ехала на работу в трамвае и насчитала на полосе, выделенной для автобусов, больше десятка нетерпеливых водителей. Почему такое движение не отслеживается? Или штраф слишком маленький?

— В городе на выделенной полосе нарушения фиксируются автоматическими камерами и сотрудниками отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД России по г. Хабаровску. Согласно статье 12.17 КоАП РФ штраф за данное нарушение 1,5 тыс. руб. Уверяю вас, что те автомобилисты, которых вы видели, получат квитанции на его оплату.

Без ГИБДД не обойтись

IMG_7651.JPG

— Вы всегда анонсируете акции «Нетрезвый водитель», «Пристегнись ремнем безопасности», «Дети в машине» и другие. И никогда не остаетесь без нарушителей. Встречаются ли они повторно? Сколько, к примеру, пьяных задержали в этом году (из них повторно и без прав), что им грозит?

— Да, к сожалению встречаются. Всего за 6 месяцев нынешнего года выявлено 1 224 факта управления транспортным средством в состоянии опьянения, из них 334 водителя отказались от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.

За повторное управление ТС в состоянии опьянения водителю грозит штраф в размере от 200 тыс. до 300 тыс. руб., а также обязательные или принудительные работы либо лишение свободы до 2 лет в соответствии со ст. 264.1 УК РФ.

— Проезжая часть на пересечении улиц Шеронова и Блюхера в ужасном состоянии. Можете ли вы обязать дорожные службы отремонтировать этот участок? Он действительно небезопасный.

— При выявлении недостатков улично-дорожной сети на территории города отделением дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску возбуждается дело об административном правонарушении в отношении юридического лица. Я сам езжу этой дорогой и хочу сказать, что проезжая часть, возможно, благодаря вашему вмешательству, уже приведена в нормативное состояние.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)