Как нам справиться вместе?
logo

Горячая линия

Как нам справиться вместе?

Записала Дарья УЛАНОВА, фото Нины ЖИГУНОВОЙ

Начальник управления образования администрации Хабаровска Татьяна Матвеенкова побывала в редакции «Хабаровских вестей» и ответила на вопросы журналистов и читателей.

― Татьяна Борисовна, предлагаем начать с хорошего: чем мы можем гордиться в ушедшем году? Что мы построили и открыли на что получили финансирование?

― Думаю, и правда стоит начать с таких мощных вещей, как стройки. Это самые финансируемые и значимые проекты, которые видит и использует большинство.

В июле мы открыли три новых детских сада (два на 230 и один на 190 мест) в микрорайонах Березки, Лазо ― Краснодарская и Ю-Сити. Это для нас большая радость и успех. Они уже функционируют на полную мощность.

В 2019 году все детские сады краевого центра перешли на 12-часовой рабочий день, до 20.00, для удобства родителей.


В ноябре распахнул двери третий корпус детского сада № 208 на Красной Речке. Это один из шести детских садов, который мы приняли от Минобороны и реконструировали. В нем четыре группы на 120 детей. Он тоже уже работает, и сегодня жители Красной Речки, к счастью, пользуются услугами дошкольного образования, не выезжая из своего микрорайона.

Большим успехом явилось и строительство лицея в Волочаевском городке ― мы все ждем его открытия, ведь он разгрузит четыре близлежащие школы: 19-ю, 10-ю, 33-ю и 32-ю.

При чем тут банки

― А как обстоят дела с участком для новой школы на улице Демьяна Бедного? Она тоже очень нужна многим, но, говорят, возникли проблемы…

― У города есть земля в районе пересечения улиц Демьяна Бедного и Краснодарской, но для строительства школы ее не хватает, сегодня очень жесткие требования к таким объектам. Однако мы достигли понимания с краевым правительством и договорились о том, что соседний участок, который у них в собственности, может быть передан нам. Возведение здания запланировано на 2023 год.

Пока же с нетерпением ждем объекта в микрорайоне Строитель: завершается процедура государственной экспертизы проекта. Мы в полной боевой готовности, нужно только определиться с механизмом финансирования: кто и за счет каких средств будет строить эту школу.

― А она не вошла в федеральную программу?

― Нет, федеральная программа завершила свое действие. Сейчас рассматривается вариант государственно-частного партнерства, когда привлекаются крупнейшие инвесторы, такие как ведущие банки. Они на условиях концессии передают здание муниципалитету, и он постепенно расплачивается.

― У нас уже есть такой опыт взаимодействия?

― Да, мы как раз только что открыли бассейн гимназии № 8, он много лет стоял разрушенным. Инвестор, федерация детского плавания, внес 11 млн руб., поставил современнейшую систему очистки. Мы уже определились с количеством часов, когда бассейном будет пользоваться школа и когда федерация. Планируется, что следом в концессию зайдет бассейн школы № 30. Он гораздо масштабнее, поэтому им может пользоваться больше детей разного возраста. И он уже третий за год (также мы сдали бассейн школы № 80).

― И это ведь не все?

― Кроме того, построили два физкультурно-оздоровительных комплекса открытого типа в школах № 80 и 24. Это совместная программа: Министерство спорта РФ предоставляло оборудование, а город брал на себя обустройство. В этом году, к сожалению, только локальные планы. Полноценная спортивная площадка стоит от 15 до 30 млн руб.

Пропорция мужчин и женщин в городской системе образования ― примерно 10 на 90. 

Сдавать все равно придется

― Год начался с новшеств в области ЕГЭ и ОГЭ. Все опять поменялось?

― Начнем с ЕГЭ. Первое новшество касается выпускников, которые не планируют поступать в вузы. Прошлым летом примерно 10―12 процентов детей вообще не приходили на экзамены. В этом те, кто не думает поступать, сдают два предмета ― русский и математику ― в форме ГВЭ: как правило, это контрольные работы. Их напишут с 24 по 28 мая.

Выпускникам, решившим идти в вузы, нужен всего один обязательный ЕГЭ ― по русскому языку. Математики базового уровня в этом году не будет, а профильную выбирают так же, как и другие предметы, если она нужна при поступлении.

Основной период ЕГЭ планируется провести с 31 мая по 2 июля, дополнительный ― с 12 по 17 июля. Досрочного периода в 2021-м нет. Итоговое сочинение напишут 5 апреля.

― А что с девятыми классами?

― Собеседование по русскому языку как допуск к ОГЭ остается в силе, его школьники проходят как раз сегодня. Резервные дни 10 марта и 17 мая. Что касается изменений в ОГЭ, то сейчас остаются два экзамена вместо четырех ― по русскому и математике. Но появляется дополнительное условие в виде контрольной работы по выбранному предмету. Ее результаты ни в коем случае не влияют на получение аттестата, но будут учитываться при поступлении в 10-й класс.

― Вот как раз то, как оно будет происходить, непонятно. Объясните, пожалуйста, принцип.

― Прямо сейчас вносятся изменения в закон Хабаровского края, который в том числе определяет правила поступления в 10-й класс. По предложению краевого минобрнауки каждая школа будет устанавливать их для себя сама. Подробности станут известны в конце марта ― начале апреля.

― Новшества есть и при поступлении в первые классы. Пишут, что появилась возможность прийти в школу не по прописке. Но разве она не была всегда?

― Была, и изменения касаются не этого. Во-первых, сдвинулись сроки. Если раньше запись начиналась не позднее 1 февраля, то теперь с 1 апреля. Речь идет о тех людях, которые проживают на закрепленной за школой территории. Во-вторых, если до этого решение о зачислении ребенка принималось за семь дней с момента подачи заявления, то теперь все документы собираются до 30 июня, и только потом распределяются места. А значит, нет смысла создавать очереди.

Те же, кто хочет поступить не по прописке, подают заявление в желаемое учреждение с 6 июля. Если там останутся свободные места, вас примут.

А еще появилась такая категория, как преимущественное право для братьев и сестер, имеющих одно место жительства. Они должны учиться вместе. Это гуманная мера, чтобы родитель утром не бежал в разные школы и детские сады.

И снова про коронавирус

― От будущего к настоящему: не планируется ли смягчение санитарных требований в школах? Ведь обстановка стабилизируется.

― Новые СанПиНы действуют до 1 января 2022-го, и пока речь об отмене не идет. Кабинетная система, ступенчатое расписание и питание ― все это остается, если летом Роспотребнадзор не примет иных решений.

Для нас это тоже проблема. Пришлось увеличить вторую смену, потому что иначе все просто не вмещаются. Когда классы двигаются по кабинетам, рассадить учеников гораздо легче, а в новом режиме это невозможно.

― Вопрос от читательницы как раз по этому поводу: «Со второго класса у сына в школе вторая смена. Для учеников и родителей это очень неудобно. Как долго такое будет продолжаться и почему страдают младшие?»

― Страдают не только они. Чтобы сегодня обеспечить всем односменный режим, нужно построить еще 11 школ. На 1 сентября 2019 года школьников было 63 с небольшим тысячи, а на 1 сентября 2020 года стало уже 65 тысяч ― на 1 700 больше. И это не только первоклассники: отмечается внутренняя миграция по краю, миграция из южных регионов России. Так что нам нужны школы.

― В 2020 году мы справились с дистантом. Проводятся ли цифровые занятия теперь, когда класс на карантине?

― Конечно, особенно в старшем звене. Если есть возможность, то их организуют онлайн через Zoom или Дневник.ру. А если нет, то просто с использованием каких-либо ресурсов. Но учебный процесс не останавливается ни на минуту.

Все такое цифровое

― Переход на дистант вскрыл еще и проблему с материально-технической базой: компьютеры и интернет не вывозили нагрузку. Получили ли школы современное оборудование, обновили ли связь?

― Получили, и очень многие. Мы участвуем в федеральном проекте «Современная школа», и в этом году в 28 учреждений поступили 1 400 ноутбуков, 71 интерактивная панель, 42 комплекта множительной техники. К 2024 году так будет во всех школах Хабаровска.

Из муниципального бюджета 4 млн руб. выделили на то, чтобы поставить в школах точки доступа Wi-Fi и тележки для зарядки ноутбуков. Еще мы планируем увеличить скорость интернета с 50 до 100 мегабит в секунду.

― Продолжаем цифровую тему. Совсем недавно бурно обсуждалось подключение к системе «Московская электронная школа», родители даже устроили небольшой бунт без причины. А ведь, говорят, она удобна даже пожилым педагогам. Мы уже начали работать с МЭШ?

― На сегодняшний день МЭШ в наших учреждениях не внедрена. Но у нас есть пилотная школа, которая сегодня погружается в этот ресурс. Это лицей инновационных технологий. На днях у них состоялся педсовет, на котором обсуждался процесс внедрения. Оценка МЭШ дана очень высокая.

Кстати, московские эксперты подтвердили, что и остальные учреждения готовы подключиться к системе, даже удаленные от центра. Конечно, некоторые люди отказываются ― не вся школа, а часть семей, они имеют на это право. Когда начнется использование системы, они посмотрят, как это помогает в процессе, и уже тогда примут решение.

Ключ к пониманию

― «Инстаграм» управления образования очень активен и популярен: вам удалось выстроить диалог с родительским сообществом. Соцсети для него важны?

― Они, конечно, снимают много острых вопросов. Например, по школьному питанию мы приходили к взаимопониманию с мамами и папами именно через соцсети: проверяем школу, тут же все снимаем и рассказываем.

А еще мы стали встречаться с родителями. Хороший разговор состоялся перед началом учебного года, было много вопросов. Проблемные мы оперативно решили, а те, которые требовали разъяснений, сняли на месте.

Или вот были проблемы в Березовке. Встал вопрос об объединении двух школ, кто-то неправильно донес информацию, и мы получили волну негатива. Но когда приехали на место, объяснили наши планы, все успокоились.

Мы очень открыты. Мое первое требование на посту начальник управления ― встречаться с заявителями. Так что даже в ковидный период я веду личный прием, чтобы у родителей не копились непонимание, обида и негатив.

Поводы для гордости в 2020 году: состоялся первый форум молодых специалистов, 18 выпускников получили 100 баллов на ЕГЭ, Лицей инновационных технологий вошел в топ-20 лучших школ ДФО, а гимназия № 1 одержала победу в конкурсе «1 000 лучших школ России».

 


― Ну а если негатив от педагога? Вот письмо читательницы: «Воспитатель ни с того ни с сего начала игнорировать ребенка, отталкивать его. Разговор с заведующей все ухудшил: педагог стал хамить родителям. А психолог посоветовала молча перевестись в другую группу».

― Вот смотрите: очень странно, что мы о таком случае не знаем. Это значит, что у мамы не получилось конструктивно решить вопрос, очень непростой с обеих сторон. Я не встаю однозначно на сторону педагога, но если ты улыбнулся воспитателю, он улыбнулся в ответ. Ну а если ты уже с утра довел его придирками, и ему еще целый день работать?

Он тоже обычный человек, и у него, конечно, бывает профессиональное выгорание. Ведь что такое работа воспитателем или учителем? Колоссальный труд в течение 24 часов!

Иногда перевод в другую группу или класс ― действительно решение проблемы. Но сначала надо обратиться к нам: вы идете не с жалобой, а с проблемой или бедой.

Хочется сказать хабаровчанам: не бойтесь нас, мы не враги, а партнеры. Мы ждем открытости и конструктивных предложений, не просто эмоций: «Система образования плохая». Что именно в ней плохо? Что мы или вы могли бы в ней изменить? И как мы вместе должны с этим справиться?

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)