Горячая линия
Начальник управления образования администрации Хабаровска Татьяна Матвеенкова побывала в редакции «Хабаровских вестей», чтобы ответить на вопросы журналистов и читателей.
Дистант не планируем
― Татьяна Борисовна, сразу к актуальному: к нам пришел новый штамм коронавируса ― омикрон. Как он повлияет на учебный процесс и какие меры против него будут приниматься?
― Сейчас образовательные учреждения работают в штатном режиме с соблюдением всех противоэпидемических мероприятий. Кабинеты проветриваются, помещения моются с дезинфекционными средствами, состояние здоровья детей и сотрудников отслеживается в ежедневном режиме. Во всех школах 29 января проведена масштабная санитарная уборка.
По последней информации, болели 4,6 процента школьников, 1,7 процента воспитанников детских садов и 4 процента педагогических работников.
― Вопрос как раз от преподавателя английского языка: «Вынуждена замещать сразу нескольких заболевших коллег, выбиваюсь из сил, не могу справиться с такой нагрузкой. Почему нас не переводят на дистант?»
― Потому что если заболел учитель, он все равно не может вести уроки, ни очно, ни дистанционно. Так что это не самый целесообразный выход. Сейчас мы не рассматриваем переход на дистант, тем более что 85 процентов наших педагогов привиты, сейчас идет процесс ревакцинации. Прививочная кампания для подростков тоже стартовала.
На наш взгляд, самая эффективная противоэпидемическая мера ― вовремя отправлять классы на карантин. Легче закрывать их на неделю по одному, чем допустить распространение вируса и потом останавливать занятия во всей школе.
― А есть ли дистанционное обучение у тех, кто на карантине?
― Если класс закрыт по ОРВИ, то есть болеет больше 20 процентов учеников, то нет. Пусть выздоравливают. А если по ковиду, когда выявлены два-три человека, то занятия продолжаются на дистанте. Особенно это важно для девяти- и одиннадцатиклассников, у которых впереди экзамены. Им лучше ничего не упускать.
― В редакцию пришло вот такое обращение: «У нас в детском саду три подтвержденных случая ковида: два в нашей группе и один в другой. Группы на карантин не закрыли. Почему так происходит и кому жаловаться?»
― Главное ― не паниковать. Функционирование группы из-за COVID-19 приостанавливается только на основании постановления управления Роспотребнадзора, и здесь все зависит от того, когда заболевший ребенок последний раз посещал детский сад. Если после контакта прошло достаточно времени, необходимость в карантине может и не возникнуть. Хотя закрепленный медицинский работник все равно должен ежедневно контролировать состояние здоровья детей.
Думаю, всю эту информацию можно получить у заведующего вашим дошкольным учреждением.
― Похожая жалоба от другой читательницы: «К нам в группу детского сада бабушка все время приводит больного внука. Мальчик никак не может выздороветь, все время заражает других. К администрации садика у нас претензий нет, но как мы можем заставить эту женщину позаботиться о здоровье мальчика?»
― К сожалению, у педагогических работников нет полномочий, позволяющих отстранить ребенка от занятий, только рекомендовать и вести разъяснительную работу. Воспитатель не может оценить состояние здоровья ребенка, это делают медицинские работники. При признаках заболевания ребенка принимают в детский сад только со справкой от врача.
Тут, думаю, нужно обратиться к заведующему детским садом, и уже руководитель может связаться с органами профилактики ― комиссией по делам несовершеннолетних или аппаратом уполномоченного по правам ребенка. Они аккуратно, но оперативно реагируют на такие случаи. Потому что нередко за внешним благополучием семьи могут скрываться большие проблемы.
Если же ситуация не разрешится, приходите, пожалуйста, к нам в управление.
Открыто о дефиците
― «Дочь учится с первой смены, но ей постоянно нужно то ко второму уроку, то к третьему, а то и четвертому, ― пишет мама ученицы гимназии № 7. ― Педагогов не хватает, учить некому, а мы из-за этого не можем нормально заниматься дополнительным образованием. Знаю, что такая проблема не только у нас».
― Если честно, у нас нет информации о кадровом дефиците в гимназии № 7. Скорее всего, здесь проблема связана со ступенчатым расписанием, которое действует во всех общеобразовательных учреждениях в условиях пандемии, и с заболеваемостью учителей.
Поскольку нам нужно избежать пересечения потоков детей, и это обязательные санитарный требования, просим отнестись к такому положению дел с пониманием и планировать дополнительное образование своих детей с учетом ситуации.
Многих учителей, которые на больничном, сейчас действительно некем заменить. Но эта проблема временная, и как только учителя выздоравливают, учебный процесс продолжается в штатном режиме. Программа корректируется и обязательно будет выполнена в полном объеме.
― После этого логично поинтересоваться, какова у нас общая ситуация с педагогическими кадрами? Каких специалистов не хватает и где?
― Дефицит есть, и мы говорим об этом открыто. В данный момент в наших учреждениях около 300 вакансий. Некоторые из них закрываются путем совмещения ― нередко инициаторами становятся сами учителя, которые хотят взять дополнительные часы.
Наиболее остро чувствуется потребность в учителях начальных классов, математики, русского языка и литературы, физики, географии, иностранных языков в школах № 35, 52, 62, 66 и 72.
В начале 2021 учебного года в учреждения прибыло около 100 молодых педагогов. И мы очень ждем наших целевиков. Если первый выпуск состоял из шести человек, то в этом году на целевое обучение педагогическим специальностям поступило уже 30 молодых людей.
― А можете ли привлекать к преподаванию студентов, как прошлой зимой? Ведь лучше четверокурсник, объясняющий математику, чем вообще никого.
― Да, мы сотрудничаем с ПИ ТОГУ и педагогическим колледжем. В прошлом году в наших школах было 46 таких студентов, из них 14 мы трудоустроили, и после пятого курса они получат статус молодого специалиста.
В нынешнем году цифры примерно такие же. Отдельное внимание уделяется, например, совместной с вузом корректировке сроков практики, чтобы студенты не приходили в учреждения летом или в период каникул, когда никто не учится. Не всегда хорошо, когда за куратором на практику в одну школу приходит группа сразу из 10 человек. Лучше пусть он будет один, но там, где его действительно ждут.
― Самих школ у нас тоже пока недостаточно. Расскажите, пожалуйста, что строится сейчас и каких объектов ждать в ближайшем будущем?
― Наш главный и долгожданный проект ― школа в микрорайоне Строитель. В конце декабря по этому объекту было заключено концессионное соглашение: в течение двух лет силами концессионера будет построено новое здание, в котором смогут учиться 1 100 детей.
На очереди строительство школы в районе улиц Демьяна Бедного ― Краснодарской также 1 100 мест. Здесь также найден инвестор, участок земли передан в краевую собственность, и готовится концессионное соглашение.
Кроме того, прорабатывается возможность строительства еще четырех школ: по улице Панфиловцев на 1 125 мест, в микрорайоне «Ореховая сопка» на 2 100 мест, по ул. Мурманской и по Воронежскому шоссе ― обе на 1 100 мест. Начала работ ждем в 2023―2024 годах.
― Ну а детские сады?
― И они тоже продолжат появляться. Уже в этом году запланировано начало строительства большого детского сада на 320 мест в микрорайоне Ореховая Сопка. Подготовлен земельный участок, и разрабатывается проект детского сада на 190 мест на пересечении Амурского бульвара и улицы Запарина. Также проектируется детский сад на 150 мест в районе улицы Служебной (Волочаевский городок) ― это планы на ближайшие два года.
― Во сколько же все это обойдется?
― Сейчас ориентировочная стоимость строительства нового детского сада составляет около 400 млн руб., а новой школы ― 2 млрд руб.
― Ремонт образовательных учреждений ― тоже дело затратное. На одном из родительских собраний был поднят вопрос окон школы № 2 в Березовке. Большой ли у нас список таких срочных проблем? Можем ли мы себе позволить новые спортплощадки и бассейны?
― Список действительно немаленький, ведь большинство зданий построено еще в прошлом веке, им больше 50 лет, износ серьезный. И почти любая требует вложений: где-то окна, где-то перекрытия, а где-то лестничные марши.
На окна школы № 2 в Березовке в прошлом году потратили более 1 млн руб. При этом она такая не единственная: в школе № 67, например, замены требуют 147 окон. Все это решается поэтапно. Так, во время зимних каникул выяснилось, что в двух кабинетах одной из хабаровских школ очень холодно, и 400 тыс. руб. оперативно направили туда.
Еще нам очень нужны элеваторные узлы, а это около 15 млн руб. на одно здание.
Но и спортплощадки продолжаем обустраивать. В 2022-м мы планируем завершить работы на стадионе школы № 67 и продолжим модернизировать спортплощадку школы № 2 в Березовке. Кроме того, при школах появятся 45 новых спортивных площадок для сдачи норм ГТО. Они небольшие, площадью 81 кв. м, но современные.
Что касается бассейнов, то их в общеобразовательных учреждениях всего шесть, и по поручению мэра мы восстановили работу уже в пяти из них. Остался один, в гимназии № 7, его планируется запустить в течение года.
Проблемы исправляются
― На одной из прошлых педагогических конференций была озвучена задача подтянуть проблемные школы с низкими образовательными результатами. Сколько у нас таких и как у них сейчас дела?
― Перечень показателей для расчета образовательных результатов был разработан Федеральным институтом оценки качества образования. В него входят итоги всероссийских проверочных работ, ОГЭ и ЕГЭ, также учитываются незакрытые вакансии и сложные социальные условия, в которых находятся учреждения.
У нас в список «проблемных» попало три школы: № 9, 27 и 46. Они находятся в районе ДОСААФ, «Амуркабеля» и в поселке им. Горького. Объективно я бы не назвала их результаты низкими. К примеру, на вакансии сильно влияет расположение ― не всем учителям удобно так далеко ехать на работу.
Тем не менее за каждой из них был закреплен куратор из успешной школы, оказывалась методическая поддержка, проводились мастер-классы для педагогов. И за год они выправили свои показатели.
Более того, школа № 27 может сама поделиться с другими опытом своих спортивных успехов, а директор школы № 9 Анна Куликова отметилась на Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют» в номинации «Молодые управленцы».
Так что теперь у нас нет школ с низкими образовательными результатами.