От Березок до «Хехцира»
logo

Горячая линия

От Березок до «Хехцира»

Беседовал Игорь МИРОШНИКОВ, фото Анны ЕРЗАМАЕВОЙ

Директор департамента муниципальной собственности администрации города Евгений Соловьев ответил на вопросы журналистов и читателей «Хабаровских вестей».

Доходы поступают

— Евгений Иванович, думаю, что наш разговор надо начать с подведения некоторых итогов 2022-го и, возможно, уже января 2023-го.

— Первый месяц года в части доходов всегда тяжелый: и у бизнеса, и у бюджетных предприятий. Поэтому январь – это не про какие-то достижения по извлечению прибыли.

Вообще департамент муниципальной собственности — эта та структура, которая зарабатывает в бюджет города неналоговые доходы. Есть несколько источников: аренда имущества, аренда земли, плата за размещение нестационарных объектов, рекламных конструкций, выкуп земли и имущества. И у нас еще есть подведомственные структуры, которые могут приносить доход в виде дивидендов. Такие как Центр инновационных технологий, завод строительной керамики, Фонд жилищного строительства, сеть кинотеатров, городская типография и другие.

В 2022 году по доходам мы сработали чуть хуже, чем в 2021 году, но на это были объективные причины. Всего за год привлекли 1 млрд 42 млн руб. А в 2021-м мы заработали практически полтора миллиарда руб.

— Почему так произошло?

— Во-первых, пандемия. По инициативе мэра города в 2021 году мы предоставляли различные льготы и отсрочки. Во-вторых, не было продажи крупных земельных участков. Например, в 2021 году мы продали за 200 млн руб. участок под «Леруа Мерлен», за 80 млн руб. — под торговый центр «Стрелка». В прошлом году таких крупных продаж не было. И не стоит забывать, что продолжает пересматриваться кадастровая стоимость земельных участков, и цена на них падает второй год подряд. К примеру, в этом году продали земельный участок под газозаправочную станцию за 31 млн руб.

— А геополитическая ситуация как-то отразилась на работе департамента и подведомственных организаций?

— В связи с этой ситуацией в России были приняты меры поддержки для бизнеса, начиная от федеральной власти и заканчивая муниципальной. Если взять, например, наш Фонд жилищного строительства, который застраивает микрорайон Березки, то он сейчас практически целиком перешел на использование российских материалов.

Если смотреть по нашим направлениям, то хуже точно не стало - доходы поступают, предприятия работают. Если говорить о предпринимателях, которые арендуют земельные участки, то снижения поступлений от аренды по этим причинам нет. Хочется отметить, что старые договоры аренды имеют низкую стоимость. Например, павильон где-нибудь в спальном районе площадью 50 «квадратов» выходит для предпринимателя приблизительно 100 тыс. руб. в год. Где сейчас можно найти такие выгодные условия?

— Но есть же люди, которые злоупотребляют?

— Они были всегда. Находят причины для уклонения от арендной платы. Но надо помнить, что доходы бюджета города – это дороги, зарплаты учителям и воспитателям, многие другие социальные расходы. И если поступления будут снижаться, то придется где-то расходы урезать.

Если вернуться к итогам прошлых лет, то очень хотелось бы отметить, что по поручению мэра города Сергея Кравчука были сданы в эксплуатацию 2 долгостроя — ЖК «Пионерский» и кирпичный дом по улице Совхозной.

Подведомственный нам Фонд жилищного строительства ввел в эксплуатацию семь домов в микрорайоне Березки — очень комфортная территория получается, не похожая ни на одну в городе. Там используются теплые панели, применяется новая планировка, хороший метраж. Большие дворы, много места для парковки. Сейчас прорабатываем вопрос о пункте полиции и недорогом спортивном комплексе. Развитие там идет большими темпами.

Польза от аренды

— В прошлом году в муниципальную собственность принято много объектов из краевой и федеральной собственности. Что с этим всем делать?

— Вообще это понятие довольно обширное. Передают, например, компьютеры для школ, музыкальные инструменты, школьные автобусы.

Если же говорить о недвижимом имуществе, то Минобороны, помимо инженерных сетей, отдает нам помещения, которые мы либо используем под наши городские предприятия, либо реализуем. Как правило, эти объекты не в лучшем состоянии, и проще их продать или сдать в аренду. Но здесь опять надо подходить взвешенно – помещение может приносить доход от аренды, например, 200-300 тыс. руб. в год, или одноразово принести в бюджет 15 млн руб.

— Сейчас готовятся торги по земельному участку под строительство на улице Трехгорной. Обязательное условие — застройщик должен передать в муниципальную собственность пять квартир. Куда это жилье используется?

— Это больше вопрос управлению жилищного фонда и приватизации жилья, потому что они занимаются жилым имуществом, а наш департамент – нежилым. Но могу сказать, что такая практика в городе используется, и те квартиры, которые передаются городу при строительстве новых домов, идут в соответствии с законом и по поручению мэра города под расселение ветхого и аварийного жилья и другие социальные программы.

— От Центра инновационных технологий большая польза Хабаровску?

— ЦИТ занимается инвестиционными проектами. Мы недавно посчитали, что за время своего существования центр вложил в город более 6 млрд руб.

Когда они рассчитывают стоимость аренды «квадрата», все тщательно взвешивают: где это место находится, чем предприниматель собирается заниматься, рыночную оценку. Учитываются скидки, если бизнесмен планирует сделать в помещении ремонт. Это все проговаривается.

Для некоммерческих организаций есть понижающий коэффициент. У нас художники много помещений арендуют, спортивные организации и федерации.

Город для ведения бизнеса

Березки.JPG

— Наверное, один из самых злободневных вопросов — наружная реклама. Одним она мешает, другим помогает рекламировать свои услуги.

— Рынок наружной рекламы нужно делить на две составляющие: стенды, стоящие самостоятельно и конструкции, которые находятся на зданиях и сооружениях. Это абсолютно два разных вида бизнеса.

Что касается стендовых рекламных конструкций, то предприниматели получают разрешение, проходят торги и вносят определенную плату за размещение рекламы, которая идет в бюджет города. Могу точно сказать, что в Хабаровске самая низкая стоимость по сравнению с другими городами России. К нам приезжали сетевики из других регионов и этот факт подтвердили. Например, рекламный щит 3 на 6 метров во Владивостоке стоит 70 тыс. руб. в год, а в Хабаровске около сорока. Адекватная цена. Наш город очень комфортный для ведения бизнеса.

— А конструкции на зданиях в чьем ведении?

— Арендную плату за размещение рекламных конструкций получают собственники этих зданий. Но представители ТСЖ или УК или иные собственники, которые планируют размещать на своих площадях рекламу, должны прийти к нам и зарегистрировать место.

Надо понимать, что за внешний вид рекламных сооружений отвечает наш отдел наружной рекламы. А вот за содержанием следит Федеральная антимонопольная служба — это их вотчина.

Я бы привел в качестве положительного примера торговый центр «Экодом». Руководство изначально не хотело, чтобы здание превратилось в разноцветный и аляпистый рекламный носитель. Они заранее пришли и согласовали с нами все места, где будут размещать рекламные конструкции. И теперь просто сдают эти места своим арендаторам, и им не надо каждый раз приходить к нам в департамент за новым разрешением.

— Все ли знают о том, что рекламные конструкции необходимо согласовывать?

— Бывает, что предприниматели удивляются, что любая наружная реклама их бизнеса должна пройти согласование. Они считают, что плакат «Мы открылись» или люди с громкоговорителями – это нормально. Но здесь налицо нарушение закона. Мы к ним приходим и объясняем, что и как необходимо сделать. Как правило, рекламная конструкция быстро приводится в надлежащий вид.

— Что касается стендовых рекламных конструкций, то в ее адрес звучит много нареканий. Они, дескать, и внешний вид портят, и отвлекают водителей от ситуации на дороге.

— Во-первых, люди должны понимать, что их установка ведется с соблюдением границ коридора безопасности, предусмотренным ГОСТом «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам рекламы. Правила размещения». Кроме того, эти рекламные конструкции проходят согласование в министерстве строительства Хабаровского края.

Во-вторых, нарекания к ним действительно есть. Но это в большей мере касается внешнего вида. По поручению мэра города мы ведем работу по наведению порядка в этой сфере.

Мы сделали объезд, проверили все рекламные щиты, посмотрели ночью их освещение, переписали и знаем теперь, где что заржавело, поломалось, не горит. До 15 марта все замечания должны быть устранены. В противном случае будет расторжение договора и демонтаж рекламной конструкции. Содержать их в надлежащем виде – обязанность предпринимателей, прописанная в договоре.

В этом году хотим навести порядок среди щитов, которые имеют незаглубленный фундамент. Согласитесь, выглядит не очень красиво, да и определенную опасность представляет. Будем рассматривать с предпринимателями вариант посадить быстрорастущие кусты.

— Вы так плавно перешли к планам на этот год. А что из, скажем так, глобальных проектов департамент муниципальной собственности планирует осуществить в 2023-м?

— Конечно же, первым по значимости и объемам является строительство горнолыжного комплекса «Хехцир». На этот год намечены такие масштабные мероприятия, как сборка и ввод в эксплуатацию канатной дороги, устройство гидроизоляции дна пруда-накопителя, планировка трассы и многие другие.

В планах возведение жилого комплекса на месте бывшего кинотеатра «Восход» и освоение территории бывшей воинской части по улице Жуковского.

Ну и, конечно же, план по доходам в бюджет города никто не отменял.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)