Пассажиру важен комфорт
logo

Горячая линия

Пассажиру важен комфорт

Подготовила Ирина АНДРЕЕНКО, фото автора

Начальник управления промышленности, транспорта, связи администрации Хабаровска Владимир Ощановский ответил на вопросы читателей и журналистов «Хабаровских вестей».

― Владимир Иосифович, сколько транспортных средств выходит на маршруты ежедневно?

― Около пятисот единиц. По расчетам на количество жителей города столько и должно быть, чтобы обеспечивать транспортную доступность. Но учитывайте, что по территории проходят и пригородные межмуниципальные маршруты, которые тоже подбирают пассажиров. Зимой количество транспортных средств больше ― 520—530, летом, в сезон отпусков, машин выходит меньше. В Хабаровске на маршрутах работает 31 перевозчик, включая муниципального ― «ГЭТ».

― Сколько маршрутов осталось без перевозчиков и как вышло, что они оказались на конкурсе? Неужели это так просто: захотел ― бросил маршрут!

― Сейчас два маршрута на конкурсе ― 47-й и 52-й. Оставили их перевозчики ИП Артамонов и Комарова, объяснив, что они нерентабельны.

Согласно законодательству, перевозчик имеет право оповестить администрацию за 90 дней, что прекращает обслуживать маршрут. За это время мы должны провести конкурс, чтобы найти замену. Не всегда удается сразу подобрать. 47-й с мая выставлен на конкурс в третий раз.

― Так может, эти маршруты и не нужны? Заметили ли пассажиры их отсутствие?

― Конечно, люди недовольны. Маршруты проходят через важные социальные объекты. Так, 47-й с улицы Тихоокеанской сворачивает к онкоцентру ― мы недавно изменили его путь следования по просьбам горожан. Пока на нем нет даже временного перевозчика, и это плохо. Но нельзя заставить частников работать.

― Это те, кто работает по нерегулируемому тарифу. Читала про транспортную реформу в Ульяновске, где заменили все тарифы на регулируемые, создали новую сеть. Почему у нас так нельзя? Ведь по количеству жителей Ульяновск ― равный Хабаровску город. Может, стоит провести транспортную реформу тоже?

― Прорабатывали такой вопрос совместно с краевым правительством. Но это очень дорогостоящий проект. Представьте, понадобится около 7 млрд руб. на возмещение недостающих затрат перевозчикам по брутто-контрактам. Рассматривали вариант с введением нетто-контрактов, но и тут нужны средства, которые город просто не потянет!

По идее, на смену мелким перевозчикам должен прийти мощный, готовый закупить 500 автобусов, нанять водителей, открыть гараж. Но сейчас таких нет. Пока от этой идеи ушли.

Выгодное вложение

― Как идет работа по обновлению подвижного состава?

― Последние годы уделяется особое внимание развитию экологически чистого электротранспорта.

В прошлом году началось обновление ― 10 троллейбусов работают на линии. Открыли дополнительный маршрут «Три вокзала», который соединяет аэропорт, автовокзал и железнодорожный вокзал. Одно время спрашивали, почему не хотим возвращать «шестерку», ― новый троллейбусный маршрут ее замещает.

В этом году благодаря Минвостокразвития РФ, правительству края, губернатору Михаилу Дегтяреву и мэру Сергею Кравчуку получили средства на приобретение еще семи троллейбусов. Конкурс разыгран, определен поставщик. На заводе идет сборка троллейбусов. В Хабаровск они придут в сентябре-октябре.

― Это такие же машины, как марки «Горожанин», которые одобрили хабаровские пассажиры?

― Да, тоже на автономном ходу, могут самостоятельно, без сети, преодолевать до 20 км. Хотим еще дополнительный маршрут открывать. Скорее всего, пустим их в Первый микрорайон.

В планах на следующий год ― за счет финансирования Минвостокразвития приобрести еще 16 троллейбусов на автономном ходу и 10 трамваев. Подтверждение, что деньги будут выделены, пришло, как объявил на аппаратном совещании мэр Хабаровска Сергей Кравчук, предстоит пополнение парка на 1 млрд 300 млн руб. Серьезная цифра.

― Это выгодное вложение средств? Оправдает себя когда-нибудь?

― В первую очередь надо думать о пассажирах. Новый электротранспорт ― это комфорт при передвижении по городу. Экологии наносится минимальный урон, не сравнить с автобусами! Для новой техники проще подобрать запасные части. К тому же это более безопасно. В новых моделях летом не так жарко, зимой теплее.

― В трамвае комфорт зависит и от состояния путей. И в новом вагоне будешь лететь, как в бричке, если рельсы не в порядке.

― Да, вы правы. Просчитано финансирование на капитальный ремонт путей и контактной линии. Потребуется 1 млрд руб., чтобы заменить все 76 км трамвайных путей в городе. Старые подстанции надо заменить на автоматические, это позволит нам экономить.

Оранжевое пополнение

― А обновляют ли парк коммерсанты? Им помощи ждать неоткуда, а автобусы ― вещь недешевая.

Мэр ставит задачу по обновлению общественного транспорта. В прошлом году приобрели около 80 единиц, в этом планируется еще 72.

Основное обновление произойдет в 2026 году. Было подписано постановление, что на территории города маршруты, на которых по Федеральному закону 220-ФЗ автобусы работают без конкурса, подлежат обновлению. А это порядка 160 транспортных средств! Перевозчики написали заявления, что готовы приобрести их в установленный в 2026 году срок.

― Что за нашумевшая история с оранжевыми автобусами? Зачем в конкурсных критериях хотят добавить пункт про цвет транспортных средств? Неужели хотите заставить перевозчиков перекрашивать автобусы?

― Задача поставлена краевым правительством, чтобы новые транспортные средства были оранжевого цвета. Данный проект сейчас вынесен на обсуждение. Понятно, что нужен стимул. Перевозчик, желающий участвовать в конкурсе и приобретать новые автобусы, может получить дополнительные баллы, если они оранжевого цвета. Ничего не надо перекрашивать, речь идет о новом подвижном составе.

― Получается, что те перевозчики, которым надо обновить парк к 2026-му, тоже будут покупать оранжевые? У них какой стимул?

― Мы будем рекомендовать перевозчикам, чтобы, заказывая на заводе, обговаривали цвет.

― Покупка автобуса ― огромная трата. Получается ли отбить его приобретение?

― Если перевозчик соблюдает все графики, вовремя приходит, то и пассажир будет. Если вместо пяти машин выпускают лишь две или три, пассажиры идут на другие маршруты. Люди не могут ждать понапрасну.

― Порой и не знаешь, есть ли перспектива уехать ― например, сороковой в онлайн-графике не отражается. И не только его нет на Яндекс-картах, когда уже все маршруты подключат ГЛОНАСС?

― Мы не можем их заставить ― не наша компетенция, но постоянно напоминаем, что необходимо, чтобы работал ГЛОНАСС! Пассажиры должны видеть, где находится автобус. А сегодня 30—35 процентов транспорта не видно! Мы организуем перевозки, могут применять административные наказания управление АТК, транспортная инспекция, прокуратура. Направляем в надзорные органы данные, что нарушается график движения, не работает ГЛОНАСС. Они рассматривают на комиссии, принимают решение: выписать штраф в 300 тыс. руб., например.

Москвичка «пятерочка»

транспорт.JPG

― Как показал себя новый троллейбусный маршрут «три вокзала»?

― Маршрут стабильно привозит 30—40 тыс. руб. в день. Но пока на нем работают четыре машины. Для повышения пассажиропотока проходит акция ― с троллейбуса № 2 можно бесплатно пересесть на любой трамвай на остановке «Железнодорожный вокзал» в сторону химфармзавода или пос. им. Кирова. И в обратную сторону также.

― Пользуется ли народ?

― Около 400 человек уже воспользовались данной пересадкой с начала месяца.

― Что дали курсы вагоновожатых и какие перспективы?

― Подготовка водителей трамваев и троллейбусов идет. Первый выпуск ― 17 человек, сейчас набрана группа около десяти курсантов. Осенью они выпускаются. В дальнейшем предприятие будет постоянно готовить себе кадры.

― Поедут ли новые «пятерки», интересуется наша читательница Ольга, проживающая на Базе КАФ. Сетует, что вагоны старые, выглядят непрезентабельно и зимой очень холодные.

― Да, мы ожидаем еще девять вагонов от правительства Москвы. Это не новые трамваи, им по десять лет, но они еще хороши в эксплуатации. Такие же вагоны Усть-Катавского завода работают на «единичке». Планируем их ставить на пятерку. Для этого отремонтируем линию, чтобы они могли пройти.

― Ожидать ли повышения стоимости проезда? Бензин опять подрос. Коммерсанты легко могут на это отреагировать ― им закон 220-ФЗ позволяет самостоятельно устанавливать цены. А что муниципальный перевозчик?

― «ГЭТ» подаст свои расчеты краевому комитету по ценам и тарифам на пересмотр стоимости проезда. Вероятно, в декабре стоимость изменится.

― Каждый год в интервью интересуемся: каково состояние муниципального перевозчика?

― Стабильное состояние. Заработная плата выплачивается вовремя и без задержек. Обязательные платы гасят.

― В соцсетях прошла информация, что автобусную «единичку» передали частнику, а тот сократил число автобусов. Правда?

― Нет, ГЭТ взял у частника автобусы в аренду и так же обслуживает маршрут. График и число машин не менялись.

― Как организована в управлении работа с пассажирами?

― Мониторим маршруты практически ежедневно, если есть жалобы, разбираем их. Даем ответ обстоятельный ― обратная связь есть с горожанами. Можем пригласить к себе обе стороны: пассажира и перевозчика, чтобы на месте разобрать ситуацию. Летом идут жалобы на то, что кондиционеры не работают. Но по итогам конкурса не всегда прописано наличие кондиционера в салоне автобуса. К тому же водители иногда не включают их, чтобы сэкономить. Зимой жалобы на холод и на срыв графиков, особенно если автобус не пришел в час пик. На санитарное состояние жалуются периодически, мы сразу реагируем. Обращаемся в Роспотребнадзор, чтобы приняли меры к перевозчикам. Во время прямого эфира мэра города Сергея Кравчука поступило обращение о санитарном состоянии маршрутов № 25 и 40. Мэр поручил организовать выезд на предприятие, и мы отправились вместе с пассажирами и представителями городской думы. Смогли сами посмотреть автобусы, пообщаться с руководством ― такие встречи полезны всем.

Хабаровчане могут обратиться в управление по интересующим их вопросам, телефоны и электронная почта размещены на странице нашего ведомства на сайте администрации. Также регулярно проводим горячие линии по различным темам ― не пропускайте анонсы!

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)