Горячая линия
В редакции «Хабаровских вестей» побывал начальник управления промышленности, транспорта и связи Владимир Ощановский и ответил на вопросы читателей и журналистов.
— Живу в Южном микрорайоне на улице Панфиловцев. Скажите, почему водители оставляют автобусы ночевать возле дома № 29? Я у них поинтересовалась, они говорят, что экономят деньги, поэтому не снимают бокс. Такая же ситуация в Индустриальном поселке, где ночуют автобусы маршрутов 25 и 29.
Елена Хохоева
— Спасибо за звонок, мы не знали об этом. Вы правы, автобусы должны стоять в гаражах и боксах. Проведем работу с перевозчиками, обратимся к транспортной инспекции, которая может проверять такие несанкционированные стоянки.
— И сразу еще вопрос. Как организована работа по культуре обслуживания? К сожалению, попадаются такие кондукторы, которые позволяют себе грубить и хамить пассажирам.
— Каждый понедельник проводим совещания с перевозчиками в администрации, где они держат ответ перед нами и перед коллегами. Возможно, будем еще отдельно организовывать разъяснительные работы, если нет желаемого эффекта. Сейчас практикуем такой формат, когда перевозчику претензии может высказать лично пассажир, который приходит на эту встречу. Мы вас приглашаем побывать на собрании, чтобы смогли пообщаться с теми, кто работает на ваших маршрутах.
Вот новый поворот
— По утрам добираюсь на работу из Южного в центр. Все хорошо, пока автобус не доезжает до дендрария. Там нет выделенной полосы, и мы еле-еле толкаемся в общем потоке. Время теряется, и можно опоздать на службу. Почему нельзя продлить выделенную полосу дальше? Ведь тогда и владельцы личного транспорта, увидев преимущество, пересели бы на автобусы!
— По улице Краснореченской выделенная полоса, действительно, выручает, автобусы не толкаются в пробках, как раньше. Но вопрос по ее продлению должны решить специалисты. Там узкое место, всего две полосы, и вряд ли одну из них отдадут общественному транспорту.
— Езжу на 25-м, он по утрам сворачивает на Шеронова, чтобы не стоять в заторе на Волочаевской. Но мне, например, надо выходить на «Уссурийской», почему я вынужден потом идти до нужной мне остановки?
Максим К.
— Автобус не должен отклоняться от маршрута. Мы фиксируем такие случаи, отслеживая через ГЛОНАСС, и передаем данные надзорному органу, который имеет право перевозчика за это наказать. Управление, увы, может только воспитательную работу с ними проводить. Чтобы быстрей достигнуть цели, звоните напрямую в транспортную инспекцию по телефону 30-66-15. Они инициируют проверку, и перевозчик ответит за нарушение. На улице Шеронова автобусов быть не должно.
— Вот уже месяц как автобусы 25-го маршрута срезают по дворам в Южном микрорайоне за «Глорией» до «Малиновского», игнорируя сразу две остановки. Люди ждут либо идут пешком. Водители на мой вопрос ответили, что они отстают от графика и кому надо, пусть идет до следующей остановки.
Светлана
— Проработаем эту ситуацию с перевозчиком обязательно, чтобы он разъяснил водителям их обязанности. А вам рекомендую сразу по всем подобным случаям звонить в транспортную инспекцию.
Карточный расклад
— У меня вопрос по трамваям. Езжу периодически на пятом маршруте, очень холодные, старые вагоны. Когда в них будет комфортно?
Наталья П.
— Постепенно наш электротранспорт приводится в порядок. По всей видимости, до того вагона, в котором вы ехали, не дошли руки и средства. Конечно, техника уже старая, изношенная в основной своей массе, но на предприятии стараются и устанавливают дополнительные печи, чтобы было тепло зимой. Сегодня прорабатывается вопрос приобретения новых вагонов. Будут средства — обязательно купим. А пока не хватает денег даже на то, чтобы все печи установить.
— Еще вопрос. У меня две карты — ВТБ и Сбербанк. Бывает, что ни одной картой не могу расплатиться, хотя точно знаю, что на них есть средства. Почему так?
— Как у каждого механизма, возможны сбои и у валидаторов. Если такое произошло, надо сразу позвонить диспетчеру по телефону 91-02-02. Специалисты проверят, почему это случилось. Каждую ситуацию мы разбираем потом на собрании по понедельникам. Договорились с перевозчиками, чтобы они в случае поломки помещали на автобус табличку, что временно производится только наличный расчет. Пассажир сможет пропустить такой автобус и сесть в другой.
Ведем переговоры по приобретению новых валидаторов — стационарных. В качестве эксперимента установим их на одном из трамваев и откажемся на нем от кондукторов. Рассчитываться пассажиры смогут на входе, прикладывая карту. А покупать билеты — за наличку у водителя.
В роли индикатора
— Все-таки не дало объединение двух МУПов должного эффекта, раз «ГЭТ» одиннадцать маршрутов отдал коммерсантам?
Марина Кривец
— Не было объединения. Два МУПа — ХПАТП и ТТУ — объявлены банкротами, а «ГЭТ» совершенно новое предприятие. «ГЭТ» брал в аренду у ХПАТП автобусы, которые работали на маршрутах. Но новый конкурсный управляющий решил продать подвижной состав и пустил с молотка более ста автобусов. То есть ГЭТу фактически не на чем стало обслуживать маршруты, а денег на приобретение новых автобусов, к сожалению, нет. Поэтому предприятие вынуждено было уйти с маршрутов.
Примерно в январе будут результаты конкурса на обслуживание этих маршрутов, потом победителю дается 90 дней, чтобы он приобрел соответствующий автотранспорт для перевозок. Проверим, если все соответствует, то он начнет работать. Сразу оговорюсь, по условиям конкурса, чтобы выиграть в конкурентной борьбе, надо предлагать автобусы новые и комфортные. Результат зависит от количества ДТП (с пострадавшими), совершенных за последний год, опыта работы в сфере пассажирских перевозок, а также минимального срока эксплуатации и характеристик автобусов, заявленных для обслуживания маршрута. В конкурсной документации такими характеристиками являются низкий пол и оборудование для перевозок пассажиров из числа инвалидов, пассажиров с детскими колясками, автоинформаторы, электронные информационные табло, видеонаблюдение, кондиционеры, газовые двигатели и др.
Если за это время администрация найдет деньги на автобусы, может, объявится инвестор, тогда наше предприятие тоже поборется за маршруты на конкурсе.
— А в чем преимущество именно муниципального предприятия на рынке?
— Пока МУП «ГЭТ» выполняет функцию индикатора цен. У них проезд в дневное время стоит 26 руб., и это останавливает перевозчиков перед повышением стоимости.
Эксперимент удался
— Никак не могу взять в толк: социальную транспортную карту придумали в краевом министерстве, а обвиняют в провале почему-то городскую власть. Объясните, в чем дело.
— Это проект краевого минсоцзащиты, администрация не имеет к нему никакого отношения. Они приняли соответствующий нормативный документ, провели торги. В наши функции это не входит. УФАС подало в суд на ведомство, и 2 декабря будет заседание. Вероятно, отменят результаты конкурса.
— А что за эксперимент с картой «МИР»?
— Провели эксперимент, задействовали 11 льготников, которым на карту перечисляли деньги на проезд. Месяц показал, что это удобно людям, и можно использовать, не выдумывая дополнительные карты, для которых нужно специальное оборудование и обслуживание, а значит, очередные затраты. О результатах доложили мэру Сергею Кравчуку и в минсоцзащиты. Предложили им внедрить карту «МИР», но пока никаких движений со стороны края нет.
Рулить по-иностранному
— Политика администрации — замена обычных автобусов на газовые. А что с заправочными станциями? Будет где их заправлять?
— Инвестор построил станцию на улице Карла Маркса, но ему обещали выделить лимит на газ и подключиться к трубе. К сожалению, это не выполнено и так и осталось лишь словами. Решить может только край, но пока помощи нет. Сегодня в городе более 130 автобусов, работающих на газе, заправляются они на керамическом заводе излишками газа, но это уже лимит. Рассчитываем, что оборудуют станцию в ТОР «Авангард» и будут реализовывать излишки газа.
— Не планируете добавить автобусы на Пионерскую? В часы пик уехать трудно, а сейчас еще и «Броско Молл» открыли.
Петр Борисов
— По улицам Пионерской и Морозова П.Л. проходят муниципальные маршруты № 34, 71, 73, 83, 83П. Общее плановое количество транспортных средств на маршрутах составляет 73 единицы. Средний интервал движения от 6 до 8 минут. По просьбам пассажиров в сентябре текущего года было увеличено количество транспортных средств на маршрутах № 83 на 2 единицы, № 83П на 2 единицы. Количество транспортных средств соответствует сложившемуся пассажиропотоку.
Интервалы могут увеличиться из-за ДТП, заторов, дорожных работ и прочего, когда общественный транспорт вынужден двигаться в общем потоке.
— Когда уберут водителей-иностранцев? С ними очень страшно ездить, особенно на маршрутах № 10, 23. Их эмоции зашкаливают, они постоянно нарушают правила, подрезают своих конкурентов, думают только о выручке, а не о том, что они везут людей!
Николай Бурцев
— 31 октября губернатор Хабаровского края С.И. Фургал подписал распоряжение, согласно которому устанавливается запрет на 2020 год на привлечение иностранных граждан к работе на регулярных перевозках пассажиров автобусами в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Согласно краевому распоряжению под запрет попадают иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность на основании патентов. Патент выдается гражданам, которые прибывают из Абхазии, Азербайджана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины. Если гражданин прибыл из государства Евразийского экономического союза, а это Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, то патент на работу не требуется.
По нашей оценке, доля водителей, работающих на городских маршрутах по патентам, составляет 3—5 процентов. Выдача патентов на работу для иностранных граждан относится к полномочиям Главного управления по вопросам миграции МВД.
Следует отметить, что при принятии различного рода решений органами власти всесторонне прорабатываются возможные последствия, результаты. Надеемся, что при введении этих ограничений специалистами краевого правительства все нюансы были тщательно изучены и учтены, проведен анализ количества работающих в сфере регулярных перевозок водителей — граждан иностранных государств.
Крупнейший перевозчик в Хабаровском крае — группа компаний «Пять звезд». Ежедневно на маршруты выходят более 350 автобусов.
Учредитель компании Юрий Петрович Васильев начал свою предпринимательскую деятельность 25 лет назад. Тогда он на деньги, вырученные от продажи своей машины, купил старенький ЛИАЗ. Сам крутил баранку, а жена работала кондуктором. Сегодня в группе компаний, которой он руководит, трудятся более тысячи человек.
— В сентябре 2015 года в регионе был принят закон о монетизации льгот, — рассказывает Иван Новиков, заместитель генерального директора группы компаний «Пять звезд». — Он привел к банкротству муниципальных пассажирских предприятий в Хабаровске и Комсомольске-на Амуре. В результате в мае 2016 года администрация краевого центра и в ноябре администрация Города юности начали проводить конкурсы на право выполнения пассажирских перевозок. По результатам проведенного конкурса предприятия группы начали осуществлять перевозки по маршрутам 10, 14, 21, 24, 25-1, 40, 56-1. Для выполнения взятых в рамках конкурса обязательств предприятие заключило контракты с российскими (ЛИАЗ) и китайским производителем Zhonght Tongh BUS Co Ltd. на поставку в Хабаровск новых низкопольных, адаптированных для маломобильных групп населения автобусов.
Всего в краевую столицу поставлено 190 «китайцев». Это крупнейший частный контракт такого рода не только в крае, но и стране. Предприятие привлекло заемные средства от АО Сбербанк России, АО МСП Банк, задействовало лизинговое финансирование от компаний ВЭБ-лизинг, ПАО Европлан, Балтийский лизинг, Сбербанк лизинг.
В целом китайские автобусы показали себя очень хорошо. Качество сборки выше, чем у российских ЛИАЗов. И по своим характеристикам — две двери место трех, длина 10,5 м — они больше подходят для эксплуатации на городских маршрутах.
В настоящий момент китайские партнеры поставляют их модификации на CNG-метане. Это не только самое экологичное, но и экономически выгодное топливо.