Горячая линия
В редакции «Хабаровских вестей» побывал начальник управления промышленности, транспорта, связи Владимир Ощановский и ответил на вопросы читателей и журналистов.
— Владимир Иосифович, жители Индустриального района очень просили обратить внимание на то, что им стало проблематично добираться до центра и обратно. Связано это с временными трудностями из-за ремонта на Павла Морозова. Просят добавить трамваи.
— Вопрос этот рассматривается на транспортном предприятии. Они мониторят пассажиропоток и при необходимости добавят один-два, чтобы горожанам было удобно.
— Пригодится вам или нет, человек, который звонил, предложил, чтобы дополнительные трамваи хотя бы до депо шли. Тогда часть пассажиропотока перейдет на них.
— Спасибо за ваше мнение, мы всегда используем в работе предложения и замечания хабаровчан.
— Не отразится ли снижение пассажиропотока на следующей навигации, интересуются дачники левобережья.
— Хочу успокоить жителей, чьи участки расположены на левом берегу. На следующий год также предусмотрено выделить из бюджета около 40 млн руб. на возмещение затрат, которые несет перевозчик. Навигация как обычно откроется 1 мая и продлится до конца октября.
— Пассажиропоток на речном транспорте действительно снизился?
— Да, практически в два раза. 56 процентов по уровню прошлого года.
— Пожилая хабаровчанка жалуется, что расписание теплоходов неудобное: утром приезжает, а через пару часов пора обратно. И она не успевает ничего за это время сделать на даче. Будут ли корректировать графики движения?
— Прежде всего перед открытием навигации всегда советуемся с председателями садоводческих обществ, они нам высказывают свои предложения. Также корректируем осенью и летом. Сейчас два рейса в день, кроме понедельника и четверга. Если вы считаете, что расписание надо поменять, обратитесь к председателю вашего дачного сообщества. Они собирают мнения граждан, чтобы потом согласовать с перевозчиком.
Предъявите билет
— Большинство перевозчиков отказались от кондукторов, а расчет на выходе у водителя. Но в таком случае едешь без билета, и в случае аварии или травмы будет трудно доказать, что ты был в автобусе. Почему управление не регулирует этот вопрос?
— Мы проводим постоянную работу с перевозчиками по данному вопросу — билеты пассажирам должны выдаваться. И неважно, экипаж с кондуктором или один водитель, билет человеку обязаны продать. Зашел в салон — подойди к водителю и заплати за проезд. Установить требование оплачивать на входе управление неправомочно, а в правилах перевозок сейчас этот момент не предусмотрен.
— Троллейбусы без кондукторов ходят почти год. Почувствовало ли предприятие выгоду? Если да, то почему в трамваях они до сих пор есть?
— В троллейбусах от кондукторов вынуждено отказались — не хватает работников. Недокомплект и высокая заболеваемость. Экономического эффекта от этого нет. Анализ, проведенный МУП «ГЭТ», показал, что более 38 процентов пассажиров оплачивают проезд наличкой, а в часы пик водитель физически не может всех рассчитать. Отсюда снижение выручки, привозимой с линии.
— А помогли ли стационарные валидаторы для самостоятельного расчета на входе? Что показал эксперимент с ними? И где их можно встретить? Сколько езжу, один раз попался в трамвае, и то не работал.
— Эксперимент проводили совместно со Сбербанком. Нам выделили пять приборов, которые установили в четырех троллейбусах и одном трамвае. Пассажирам удобно платить таким способом: приложил карту, копию билета можешь получить в личном кабинете безналичной оплаты проезда в мобильном приложении. Это удобно и водителям, которым не надо отвлекаться на расчет. Считаю, что за этим будущее, и мы планируем установить валидаторы и в других машинах. Сейчас готовим соответствующее предложение Сбербанку, чтобы они выступили партнерами.
— Тогда сразу вопрос: а за чей счет банкет?
— Есть определенные программы, которые позволяют зайти в рамках софинансирования. Стационарные валидаторы вытеснят кондукторов, но надо будет усилить контрольно-ревизорскую службу. Сегодня на зайцев можем действовать только уговорами, но требуется прописать законодательно суммы штрафов. Прежде всего и пассажиры должны быть добросовестными и ответственными, чтобы контролерам не надо было их воспитывать.
— Раз уж заговорили о воспитании, то вот еще вопрос от пассажира: «Какая работа по повышению культуры обслуживания проводится с транспортниками? Есть кондуктор в «ГЭТ», которая всегда хамит людям и конфликтует». Фамилию называть не будем, но вам передадим — пусть руководство обратит внимание.
— Да, еженедельно мы проводим совещания с перевозчиками, где, в том числе, поднимаем вопрос культуры обслуживания. Недавно выезжали на предприятие «Пять звезд». Собрали всех лиц, которые отвечают за выпуск на линию, кураторов и практически 2,5 часа рассматривали все жалобы, поступающие в управление. Составлен протокол на основании этой встречи, и руководство взяло на себя обязательства исправиться.
— Это же за какой срок жалоб на 2,5 часа накопилось?
— Здесь не только разбирали заявления пассажиров, посмотрели подготовку машин к выезду на линию, соблюдение масочного режима. И обсудили изменение пути следования маршрутов в связи с ремонтом на Павла Морозова. К сожалению, не все водители поворачивают на Краснореченскую, хоть и обязаны. Рисковать пассажирами нельзя.
Что касается кондуктора трамвая, о которой написали читатели, то с ней проведена беседа руководства. А вообще, при поступлении обоснованных жалоб пассажиров за некорректное поведение кондукторы и водители привлекаются к дисциплинарной ответственности. Вплоть до лишения премии. Если человек собирается работать дальше, то задумается о своем поведении.
— Еще вопрос по электротранспорту: «Что с имуществом ХПАТП и ТТУ? Что на балансе у «ГЭТ», и какая ситуация с муниципальным предприятием сегодня?
— «ГЭТ» 98 процентов на арендованном имуществе работает, выставленном на реализацию за долги еще с 2013 года. Единственное, были предприняты все необходимые меры, чтобы имущество признали социально значимым, и продается оно единым лотом. Были первые торги с точкой сечения в 1,5 млрд руб. Сейчас основным кредитором — налоговой принято решение еще продолжить торги, и точка их сечения 415 млн. Если даже его выкупят, победитель торгов обязан заключить с муниципалитетом соглашение о бессрочном выполнении работ по перевозке пассажиров. Желающих приобрести имущество нет. Если и не появятся, то имущество будет передано муниципалитету. Если купят и не смогут обеспечить перевозку, опять-таки передадут мэрии. На пассажирах никак не отразится.
— А что входит в лот?
— Путевое хозяйство, контактная сеть, все трамваи, троллейбусы, кроме тех двадцати, что получили из Москвы. У «ГЭТ» в хозяйственном ведении 23 автобуса, работающих на газомоторном топливе, три трамвая и 21 троллейбус. При этом они выполняют техническое обслуживание арендованного имущества, содержат подстанции и трамвайное полотно.
Столичные штучки
— Что с московскими трамваями? Ждем их еще?
— Конечно! Спасибо Михаилу Дегтяреву за договоренность с правительством Москвы о передаче нам электротранспорта. Двадцать троллейбусов, которые уже пополнили парк предприятия, однозначно лучше тех, кто были у нас. Они и моложе — семь-восемь лет. Девять трамваев будут переданы в первом квартале 2022 года.
— А какой у них возраст?
— Им в районе десяти лет. Сейчас требуется заменить 25 вагонов. Получим 19 московских, потом еще пять сможем получить по национальной программе.
— Что за вагоны подарит Москва?
— Хабаровчанам они знакомы — оранжевые трамваи Усть-Катавского завода ходят и по нашим маршрутам. Они хорошо зарекомендовали себя в условиях дальневосточной зимы, комфортны, и зимой в них тепло. Ведутся переговоры еще о десяти вагонах. Это поможет нам улучшить состояние трамвайного парка и заменить старый подвижной состав. Меньше на запчасти будем тратить, пустим их по северному направлению.
— Кстати, что касается тепла в зимнее время. Один из читателей просил уточнить, как будут обогреваться трамваи. Не секрет, что в старых вагонах КТМ зимой холодно тем, кто едет стоя, и очень жарко тем, кто сидит. У них печки под сиденьями.
— Эти замечания мы учтем. На зиму все трамваи готовят и утепляют, ставят дополнительные печки.
— Зачем Хабаровску карта «Тройка», если есть свои транспортные карты? В чем их преимущество?
— Наши карты удобно пополнять, и время от операции до оплаты поездки — всего пара минут. Действует система с 2017 года и хорошо себя зарекомендовала. Предложение москвичей мы изучаем, рассматриваем технические возможности реализации «Тройки». Вероятно, произойдет интеграция одной программы с другой.
Надежда на техосмотр
— Одно время говорили о приобретении новых автобусов перевозчиками, но сейчас опять на маршрутах стали появляться старые ДЭУ. Почему?
— Перевозчики, чьи маршруты шли вне конкурса, не спешат обновлять свой автопарк, также есть нерентабельные направления, куда идут со старыми автобусами. Мы ждем прохождения техосмотров с нетерпением. С февраля ГИБДД будет настоятельна и принципиальна в этом вопросе. И со старыми машинами, разбитыми они техосмотр не пройдут — маршруты выставят на конкурс, и перевозчики будут вынуждены обновляться.
Сегодня на муниципальные маршруты выходит 297 новых автобусов, что составляет 49,5 процента от общего числа автопарка. Они оборудованы информационными табло и автоинформаторами, низкопольные, предназначены для перевозки маломобильных групп населения.
Всего работают 161 коммерческий и 23 муниципальных автобуса на газомоторном топливе. В 2022 году планируется открыть станцию для заправки газовых автобусов.
— Где 75-й маршрут, о котором столько спорили?
— Дважды проводился конкурс на осуществление перевозок по этому маршруту. Оба раза он был признан несостоявшимся. Затем его выставили на конкурс с более доходными маршрутами в одном лоте, перевозки должны были начаться с 4 августа. Но в связи с обращением в суд одного из перевозчиков проведение конкурса приостановили. На временной основе привлечь на вновь открытый маршрут перевозчика не позволяют нормы законодательства.
— Одно время перевозчики жаловались на низкий пассажиропоток. Изменилась ли сейчас ситуация?
— Сегодня пассажиропоток практически вышел на уровень 2019 года. Видимо, сказалось ослабление ограничений и выход на учебу студентов и школьников.
— Будет ли повышение стоимости проезда?
— МУП «ГЭТ» подало документы в комитет по ценам и тарифам правительства Хабаровского края на увеличение тарифа. Пока нельзя сказать, на сколько они решат увеличить.