Горячая линия
Начальник отдела ГИБДД УМВД России по городу Хабаровску подполковник полиции Максим Никифоров побывал в редакции и ответил на вопросы журналистов и читателей.
Электробум рулит
— Максим Валерьевич, хотелось бы начать наш разговор с электросамокатов. В городе их все больше и больше. Работают системы проката. Законодательно статус этих транспортных средств как-то прописан в ПДД?
— Конечно. Двухколесное транспортное средство, оснащенное двигателем мощностью от 250 Вт до 4 кВт, относится к группе «мопеды». Соответственно, для управления им необходимы права категории М либо иной другой, позволяющей гражданину управлять. Водитель должен быть в шлеме и при движении соблюдать касающиеся его правила.
— Даже на арендованном самокате я должен ехать в каске?
— Да, если он выдает больше 250 Вт.
— А как мне понять, каковы его возможности? Я скачал приложение и хочу ехать.
— Этот вопрос поднимался на комиссии по безопасности дорожного движения, озвучивался в администрации города, которая начинает работу с сервисами кикшеринга и приводит ситуацию в законодательное соответствие. Опять же, все прокатные конторы должны уведомлять пользователя о требованиях безопасности при управлении электросамокатами.
— Регистрироваться в ГИБДД этим организациям, чтобы быть более подконтрольными?
— Есть такое понятие, как защита индивидуального предпринимательства. Им регистрация не требуется. На учет в ГИБДД ставятся транспортные средства, превышающие мощность 4 кВт.
Проверять и проверять
— Так какая все-таки мощность у сдаваемых в прокат электросамокатов?
— Прокатчики предоставили нам документы, подтверждающие мощность их устройств в 240 Вт. Но какая она в действительности, без анализа и проведения исследований установить невозможно.
— Получается, они заявляют удобную мощность средств индивидуальной мобильности (СИМ), позволяющую передвигаться на них без прав?
— Да. Необходимо проводить доскональную проверку, осуществить которую возможно только после согласования с прокуратурой. А тем временем в городе на данный момент зафиксировано два происшествия с электросамокатами, в которых пострадали несовершеннолетние. Важно быть предельно внимательными. У нас, по статистике, и велосипедисты сталкивались с прохожими. Уважать друг друга — самое главное.
— Так где же на них кататься можно?
— На относящихся к категории М — по правой стороне проезжей части, как можно ближе к бордюру, либо на велосипедных дорожках, которых у нас, к сожалению, не так много в городе.
Есть тихие и громкие
— Кстати, о велосипедистах, точнее об их бесшумности передвижения по тротуарам. Они ведь и наехать могут, и просто испугать. Существует ли законодательная база, обязывающая их издавать шумовые сигналы для предупреждения о приближении?
— Это из области взаимного уважения. К велосипедам только одно правовое требование существует: о наличии световозвращающих элементов, а присутствие звонков, сигналов никак, к сожалению, не регламентируется.
— Самый, наверное, часто повторяющийся вопрос от наших жителей — ночные заезды мотоциклистов и шумных автомобилистов. Они постоянно гоняют, и музыка у них орет. Как вы их приструняете?
— Да, жалобы на шумных гонщиков к нам постоянно поступают. И патрульные экипажи реагируют на звонки и обращения горожан, выезжая к месту событий. Но количество патрулей весьма ограничено на территории города. Каждые сутки выявляется 4—5 транспортных средств, которые эксплуатируются с нарушением уровня шума. Привлекаются их владельцы по статье 8.23 КоАП РФ. Штраф за это правонарушение составляет всего 500 рублей.
— Прямо по-божески совсем.
— Водители, гоняющие на таких мотоциклах и автомобилях выражают свое неуважение к жителям города. Штрафовать их можно хоть каждый день. А по транспорту, в конструкции выхлопной системы которого удается установить изменения, можно применить такую санкцию, как аннулирование регистрации. Но это трудоемкий процесс.
— Некоторые «гонщики» позиционируют себя как спортсмены — это действительно так?
— Да, есть такое дело, мы, говорят, автоспортом занимаемся. Но я лично знаю многих реальных автоспортсменов, и ни один из них не будет выезжать на дороги общего пользования для демонстрации своих навыков. Не станет реальный профессионал подвергать чужие жизни опасности, устраивая гонки на дорогах.
Выпил — сиди дома
— А насколько жестки санкции к пьяным водителям, севшим за руль?
— Ежесуточно нами выявляется от восьми до пятнадцати водителей в состоянии опьянения, некоторые повторно. Людей ничто не останавливает. За полгода в городе произошло 36 ДТП по вине нетрезвых за рулем. Наказание для них — лишение прав на управление ТС от полутора до двух лет, административный штраф 30 000 руб. и пересдача теоретического экзамена после срока лишения. Попавшимся повторно грозит уголовное преследование: штраф до 300 000 руб. и возможное лишение свободы до двух лет.
— А как обстоят дела со смертностью на дорогах города?
— За прошедшие полгода произошло 359 ДТП. В них погибли 17 человек и ранения получили 444 гражданина. Среди погибших есть один ребенок, на которого был совершен наезд во дворе дома. Причина всех смертей одна — несоблюдение Правил дорожного движения и водителями, и пешеходами.
Полный паритет
— Так кто же тогда главный на дороге — водитель или пешеход?
— Главных на дороге нет. Пешеход и водитель — равноправные участники дорожного движения. И без взаимного уважения этих сторон крайне сложно все складывается.
— Как же воспитать в людях это самое уважение?
— Мы ведем активную пропагандистскую работу как в школах, так и в детских садах, в транспортных организациях, воинских частях. Стараемся широко освещать свою деятельность в СМИ. Я думаю, наступит момент, когда Правила дорожного движения введут как предмет школьной программы, и дети будут сдавать по ним экзамены. По окончании средней школы они станут полноценными добросовестными участниками дорожного движения.
— И на получение тех же водительских прав молодому человеку или девушке будет легче отучиться, имея за плечами багаж знаний по ПДД.
— Да, если Правила будут в программе школьных экзаменов, их элементарно можно будет зачесть при обучении вождению. Как ЕГЭ при поступлении в вуз.
Страсти по рельсам
— При передвижении в трамвае со стороны Южного микрорайона электротранспорт частенько упирается в препятствующие ему автомобили на подъеме к улице Ленина. Это вызывает оживленное недовольство пассажиров, сетующих на отсутствие инспекторов на этом участке дороги.
— У нас водители имеют право ехать по трамвайным путям попутного направления, находящимся на одном уровне с дорожным полотном, если нет ограничивающих или запрещающих этого знаков. Но согласно ПДД трамвай имеет преимущество перед легковым и грузовым автомобилем. Здесь опять всплывает вопрос о взаимном уважении, на этот раз между водителями общественного транспорта и автолюбителями. Трамвай необходимо пропускать. Мы не в состоянии выставить по инспектору, который будет зорко следить за соблюдением Правил на каждом перекрестке.
Я б в инспекторы пошел
— Максим Валерьевич, вы говорите, что не можете поставить по патрульному на все проблемные точки. Получается, ваша организация испытывает кадровый голод?
— В настоящее время у нас имеются вакансии в отдельном батальоне ДПС ГИБДД. Желающие служить в наших рядах могут обратиться в Госавтоинспекцию по адресу ул. Воронежская 51 либо позвонить по телефону: 59-50-37, это отдел кадров, где можно уточнить порядок прохождения службы. У нас, как у сотрудников МВД, имеются определенные льготы: по проезду к месту отпуска, по медицинскому обеспечению, по выходу на пенсию.
— До какого возраста вы принимаете граждан на работу?
— До 35 лет.
— Остановка «Дворец профсоюзов». И перевозчики, и пассажиры постоянно жалуются, что там бесконечное загромождение автомобилями незаконных торговцев.
— Есть такое дело. В том районе у нас постоянно работает экипаж, оборудованный специальным комплексом «Паркон». Проезжая мимо мест, где парковка запрещена, установленное оборудование считывает и автоматически передает в центр видеофиксации номера нарушителей. Если через пять-десять минут повторный заезд спецтранспорта вновь фиксирует те же автомобили — нарушитель зарабатывает штраф 5 000 рублей. На данный момент в нашем распоряжении два таких комплекса.
— Тем не менее незаконная парковка — очень насущная проблема для краевой столицы.
— Заниматься одной парковкой для нас — непозволительная роскошь. Все-таки наша основная задача — обеспечение безопасности на дорогах, ей мы стараемся уделять львиную долю внимания.
Цифры, за которыми работа
— Какие спецоперации проводились вами за последние полгода?
— Проведено 11 профилактических мероприятий, направленных на выявление водителей в состоянии опьянения. 61 автолюбитель в результате привлечен к ответственности. 17 рейдов проведено по запрещенной тонировке, выявлено 467 нарушений. 41 раз проверено движение пешеходов через дорогу и пересечение автотранспортом зебры, наказаны 839 пеших граждан и 821 водитель. Это только в рамках операций. 30 мероприятий проведено по выявлению выезда на встречную полосу, оштрафованы 70 водителей. 62 процедуры были направлены на выявление нарушений перевозки детей, 319 нарушений было обнаружено. Проведено 13 операций по контролю использования ремней безопасности, 248 водителей ремни игнорировали.
— На улице Краснореченской у нас есть выделенная полоса для общественного транспорта, часто в часы пик по ней устремляются и обычные автолюбители. Насколько это законно?
— Это нарушение ПДД, за это удовольствие водителю придется заплатить штраф 1,5 тыс. руб.