Жемчужина Дальнего Востока!
logo

Горячая линия

Жемчужина Дальнего Востока!

Беседовали Игорь МИРОШНИКОВ и Полина АПАРИНА, фото Анны ЕРЗАМАЕВОЙ

Мэр города Сергей Кравчук ответил на вопросы журналистов и читателей «Хабаровских вестей».

DSC_3634.jpg

По просьбам горожан

— Сергей Анатольевич, наша встреча традиционно проходит накануне дня рождения города. Давайте с этой темы и начнем: что же ждет хабаровчан на 165-летие?

— Шествия не будет, мы его отменили в силу определенных обстоятельств. Жалко, конечно, но ничего страшного в этом нет, переживем, как уже было в годы пандемии. Надеюсь, что в 2024 году театрализованное шествие вернется на главную улицу Хабаровска.

А День города мы празднуем уже с начала мая. Прошло много различных мероприятий, например Кубок мэра Хабаровска по плаванию и спортивной борьбе. Состоялся социальный форум «Хабаровск — город, где хочется жить!». Интересное мероприятие, которое прошло на девяти площадках и охватило большое количество участников. Ожидается уже в одиннадцатый раз фестиваль «Амурские волны».

Конечно же, пройдет торжественное собрание, на котором мы вручим регалии новому почетному гражданину города.

— Будет ли фестиваль «Счастливый Хабаровск»?

— Это уже традиционное мероприятие, которое с каждым годом пользуется все большей популярностью. Мы приняли решение перекрыть на этот раз улицу Муравьева-Амурского от Дзержинского до Комсомольской площади. Это сделано по просьбе участников, которым в прошлый раз просто не хватило места. Мы не думали, если честно, что будет столько заявок. К тому же приезжают представители из других регионов.

Красивый и приветливый

— Май для Хабаровска слишком насыщен на праздники. Не устают горожане от такого количества мероприятий?

— Никто еще не жаловался на то, что устал от праздников. Они же отдыхают, это, во-первых. А во-вторых, мероприятия все разные. Кому нравится спорт, тот посещает состязания по плаванию или борьбе. Любители культуры идут послушать оркестры. Желающие чему-нибудь научиться, приходят на мастер-классы. Это и есть главная задача — сделать такой праздник, чтобы любой нашел себе мероприятие по интересам.

И, думаю, если бы люди устали, то к нам бы не поступали просьбы о расширении зоны активного отдыха. К тому же, повторюсь, в Хабаровск на День города, на фестиваль «Амурские волны», на другие мероприятия приезжают люди из разных населенных пунктов нашего края и всего Дальнего Востока. Думаю, вряд ли они поедут куда-то, где им не интересно.

— То есть мы сейчас говорим фактически о событийном туризме?

— Конечно! Я на днях встречался с делегацией из Ирака. Люди никогда не находились так далеко от своей страны, были тронуты и удивлены, сказали, что когда вернутся домой, то расскажут про Хабаровск, посоветуют посетить наш город. Если к нам хотят приезжать представители из таких дальних стран, то мы должны поддерживать имидж красивого и приветливого города, который всегда рад гостям. Ведь недаром Хабаровск называют жемчужиной Дальнего Востока!

— Раз уж заговорили о международных отношениях, то расскажите о новом городе-побратиме, который должен появиться у нас совсем скоро.

— Мы собираемся накануне Дня города подписать соглашение о побратимских отношениях с белорусским Могилевом. Более того, планировали, что появится сквер Могилева в Хабаровске и сквер Хабаровска в Могилеве. У нас тесное сотрудничество с Белоруссией, и мы эти отношения решили закрепить документально — будем дружить уже в качестве побратимов.

— Место для сквера уже определили?

— Да, уютный участок в центре города. Но где именно, пока говорить не буду, чтобы это стало сюрпризом для хабаровчан. Предварительная договоренность есть.

Без метро, но с троллейбусами

— Вы практически каждый день объезжаете город, даете поручения. Что с ними происходит дальше?

— Это моя работа, потому что за все, что происходит в Хабаровске, отвечает мэр. Поэтому я регулярно устраиваю объезды, где можно не только посмотреть обстановку на месте, но и пообщаться с жителями, услышать их жалобы и предложения. Радует, что все чаще говорят спасибо. Это приятно.

Если говорить о поручениях, то они должны исполняться неукоснительно. Каждый объезд заканчивается протоколом, где указываются сроки исполнения и исполнители. Этот документ я подписываю и передаю в контрольное управление. Если сроки исполнения не соблюдаются, то ответственные подвергаются наказанию: лишение премии или выговор. Я не даю невыполнимых поручений, они реальны к исполнению.

Понятно, что навести порядок во дворе — это одно, а сделать ремонт участка дороги — совсем другое. Тут нужны деньги. И прежде чем дать поручение, надо понимать, где эти финансы взять. Или из экономии, или требуется дополнительное финансирование.

— Губернатор Михаил Дегтярев неоднократно говорил о том, что Хабаровск в будущем должен стать городом-миллионником. Есть для этого предпосылки?

— Город растет численно — это не наши фантазии, а данные Росстата. Увеличение численности населения происходит не только за счет внутренней миграции, к нам приезжают жить и работать из других регионов России — Ставрополья, Краснодарского края, Сибири, Урала. Поэтому миллион хабаровчан в обозримом будущем — это не фантастика.

— Но всем этим людям надо будет где-то жить?

— В последние годы мы строим очень много. В 2022 году сдали на пятьдесят процентов больше жилья, чем в 2021-м. В этом за четыре месяца уже построили больше, чем за этот же период 2022-го.

У нас появляются новые дороги, новые микрорайоны, к нам зашли федеральные застройщики. Мы сегодня активно сносим ветхий жилой фонд по программе комплексного развития территорий. Кстати, Хабаровск — единственный дальневосточный город, где эта программа успешно реализуется. Это помимо тех мероприятий по сносу ветхого жилья, которые финансируются из федерального бюджета. Хочу сказать большое спасибо губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтяреву, который выделил финансирование на снос бараков на проспекте 60-летия Октября. Я уверен, что к концу 2024 года мы весь ветхий фонд на проспекте снесем. Все предпосылки и деньги для этого есть. Для расселения из ветхого жилья строится целый микрорайон на улице Аэродромной.

— В советские времена в городах-миллионниках строилось метро. Хабаровск готов к такому виду транспорта?

— Действительно, в СССР такая практика применялась в крупных городах, и сегодня в России в семи населенных пунктах подземный транспорт существует: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре и Екатеринбурге.

Если говорить про Хабаровск, то в 1980-е годы идея строительства метрополитена в нашем городе уже обсуждалась. Более того, было даже сделано технико-экономическое обоснование.

Но в наших реалиях Генеральным планом городского округа «Город Хабаровск» строительство метро признано нецелесообразным, поскольку метрополитены являются особо опасными и технически сложными объектами. Учитывая наши непростые геологические и геодезические условия, а также наличие затапливаемых территорий и большого количества подземных сетей, сам проект выйдет сильно дорогим. Поэтому, к счастью или к сожалению, метро в обозримом будущем в Хабаровске не появится.

— С метрополитеном разобрались. А как с другим общественным транспортом? Знаете, мне тут пришлось как-то ехать на новом троллейбусе в центр со стороны аэропорта. Это был день репетиции парада, когда движение в районе площади Ленина было перекрыто. И этот троллейбус убрал свои рога, свернул с улицы Муравьева-Амурского и как остальной транспорт поехал по Ким Ю Чена.

— Примерно на такие отзывы мы и рассчитывали, когда стали приобретать эти троллейбусы. Тут надо отметить большую помощь по обновлению общественного транспорта, которую оказывает городу правительство Хабаровского края. В этом году приобретаем за счет краевого бюджета 7 новых троллейбусов с автономным ходом в 20—30 км. Они удовлетворяют запросам горожан. За два года обновим весь троллейбусный парк, который составит 17 единиц. Норматив для нашего города — 16 троллейбусов.

Есть проблема с трамваями, бюджет города не в состоянии их приобрести, потому что цена одной единицы 65—70 млн руб. Но мы договорились с правительством Москвы, что нам в следующем году дадут 10 трамваев бывших в употреблении, но они намного лучше тех, которые эксплуатируются у нас сейчас.

— Маршрут № 71 — единственный, наверное, транспорт, который связывает Северный и Южный. Очень удобно студентам, которые живут в одном районе, а учатся в другом. Но автобусы небольшие, и в час пик в них не протолкнуться. Можно ли обговорить с перевозчиком либо увеличение количества рейсов, либо замену автобусов на более вместительные?

— Я знаю об этой проблеме. Сейчас мы ведем переговоры с перевозчиком о том, чтобы в час пик пустить по маршруту автобус большей вместимости. Другого выхода у нас пока нет, потому что в утренние часы семьдесят первый ходит с интервалами движения 3—5 минут, то есть рейсов достаточно.

Проектируем будущее

— Много разговоров ведется о мастер-плане Хабаровска, разработку которого поручил в сентябре 2021 года президент Владимир Путин. В каком он сейчас состоянии, и зачем в принципе нужен?

— Да, такое поручение дано 25 городам Дальнего Востока, и Хабаровск одним из первых приступил к этой работе. Сегодня разработка мастер-плана находится на заключительном этапе — детальной проработке проектов развития.

Это комплексный документ, включающий в себя не только архитектурные и планировочные решения по развитию территорий, финансовые модели проектов, но и инструмент проектирования будущего жителей города. Поэтому разработка мастер-плана города Хабаровска отталкивалась, прежде всего, от портрета хабаровчанина: где он работает, какой у него образ жизни, где отдыхает, какие проблемы его волнуют.

— И что же нас волнует?

— По данным проведенного опроса, в первую очередь жилищные условия и городская среда. Затем уровень доходов и наличие хорошо оплачиваемых рабочих мест. Важны для хабаровчан уровень высшего образования, качество работы общественного транспорта, создание новых интересных мест и ярких событий.

Основой развития экономики является кластеризация базовых отраслей. Предполагается, что город условно будет разделен на четыре экономические зоны. В Северной и Южной индустриальных зонах будут развиваться обрабатывающая и строительная промышленность, машиностроение и информационно-коммуникационные технологии, торгово-логистические центры. В постиндустриальных зонах планируется реализация новых проектов в сфере услуг, в том числе в рамках проекта «Экономика свободного времени» и строительство грузопассажирского пункта пропуска на острове Большом Уссурийском, что позволит кратно увеличить поток туристов из КНР.

— Там еще говорилось про город самобытных и самодостаточных районов.

— Спальные жилые районы должны превратиться в территории со всем многообразием видов использования, с благоустроенными парками и скверами. Значительная часть рабочих мест будет размещена в экономических зонах: индустриальных на севере и юге, постиндустриальной в центре города.

Основу же мастер-плана составляют ключевые проекты развития: строительство объединенной набережной, речного вокзала, Дальневосточного художественного музея, создание межвузовского кампуса, строительство социальной и инженерной инфраструктуры.

Планируется, что к 2030 году 90% хабаровчан будут жить в 15-тиминутной пешей доступности от повседневных благ, парков и скверов; также в планах создание экономических зон и развитие транспортной инфраструктуры, позволяющие сократить среднее время в пути из дома на работу и обратно с 50 до 20 минут. Будет создано свыше 60 тыс. новых рабочих мест. 

Сделано за пятилетку

— Давайте вернемся к дню сегодняшнему. Обычно на наших встречах мы подводим определенные итоги социально-экономического развития города. Так как Хабаровску скоро 165 лет, можно сравнить показатели нынешние и пятилетней давности?

— Начнем с того, что сегодня в Хабаровск очень активно вкладываются деньги извне, я имею в виду инвестиции. За пять лет порядка 540 млрд руб. привлечено в наш город. Это приличные деньги, и с каждым годом эта цифра только увеличивается.

За последние пять лет среднегодовой темп роста оборота крупных и средних организаций, который включает в себя как собственное производство, так и выручку от продажи приобретенных товаров, составил 110%, по итогам 2022 года это 746,4 млрд руб.

На территории города успешно реализованы инвестиционные проекты в различных сферах деятельности: построены крупные торгово-развлекательные центры: «Броско Молл», «Стрелка», «Космопорт», два гипермаркета компании «Леруа Мерлен». Для создания инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса Хабаровска воссозданы парк им. Гагарина, сквер Пограничной славы, сквер УВД, новые зоны отдыха в парке Северном, Театральный сквер в парке «Динамо», построен детский тематический комплекс с «Рыцарским замком» и скейт-площадка в парке Северном.

В городе появился дворец единоборств «Самбо» и стадион для спортивных игр по ул. Воровского. Не стоит забывать, что в эти же годы у Хабаровска появилось новое «лицо» — пассажирский терминал внутренних авиалиний пропускной способностью 3 млн человек в год.

— А социальными объектами город за пятилетку прирос?

— В Хабаровске за эти годы построены 3 детских сада на 650 мест,  современная школа — «Волочаевский лицей» на 800 мест, 5 спортивных объектов: современный фитнес-клуб «CитиДжим», физкультурно-оздоровительный комплекс по программе «Газпром-детям», центр детского плавания «Виктория»), оснащены 5 школьных стадионов, обновлены футбольные поля двух стадионов «Заря» и «Юность».

— В Хабаровске много муниципальных кружков и клубов для детей дошкольного и школьного возраста. А молодежи от 18 лет затруднительно начать заниматься спортом или творчеством с нуля. Планируется ли работа по организации досуга для молодежи этого возраста?

— За последние несколько лет мы построили много спортивных объектов. 24 мая планируем сдать новый современный зал бокса, такого в Хабаровске еще не было. Зал будет доступен людям всех возрастов. Уже решен вопрос о строительстве 50-метрового бассейна. Так что возможность заниматься спортом у молодежи есть.

Но я согласен, что нам нужен муниципальный молодежный досуговый центр. В Хабаровске их не хватает, потому что мы имеем очень ограниченный бюджет. Сегодня у нас есть еще одна проблема — это детские сады и школы. Из муниципального бюджета было выделено около 380 млн. руб. для строительства детского сада на ул. Запарина вблизи Амурского бульвара. В этом году будем его сдавать. Необходимо построить детские сады на ул. Шатова и Подгаева, тоже на муниципальные деньги. В этом году началось строительство двух школ — в микрорайоне Строитель и на ул. Демьяна Бедного. Средства на школы были выделены в рамках федеральной программы, а детские сады строим мы сами. В силу этого приходится откладывать строительство досугового молодежного центра. Но это будет приоритетом на 2024—2025 годы, потому что молодежь — это будущее Хабаровска.

— Наш разговор нельзя считать завершенным без упоминания о местном предпринимательстве.

У нас растет малый и средний бизнес. По сравнению с 2021 годом идет увеличение субъектов МСП и самозанятых. На данный момент этот показатель 52 000 субъектов. Это говорит о том, что сегодня и правительство края, и муниципалитет уделяют этому сегменту большое внимание. Мы закладываем в бюджете города определенные финансы в виде грантов, субсидий на переоборудование предприятий, приобретение оборудования, на возмещение затрат на электричество, на транспортировку товара. Небольшая сумма, до 200 тыс. руб., но для открытия бизнеса вполне достаточно. Отмечу, что эта помощь безвозвратная.

Хабаровск с каждым годом наращивает базу и налоговых отчислений. Это говорит о том, что предприятия развиваются, появляются новые. У нас же основной доход от НДФЛ, который выплачивается с заработной платы. Здесь прямая взаимосвязь: экономика позволяет в городе заниматься бизнесом, который создает рабочие места, платит работникам зарплату, налог с которой поступает в бюджет города.

Только проверенная информация

— Мы с вами встречаемся 16 мая, когда «Хабаровские вести» отмечают свой очередной день рождения. Не хочу напрашиваться на хвалебные слова, просто спрошу: как вы относитесь к печатным СМИ вообще? Помогаем мы в вашей работе или, может, наоборот отвлекаем?

— Конечно же, я поздравляю весь коллектив «Хабаровских вестей» с днем рождения, 26 лет — это одновременно много и немного. Вы — муниципальное предприятие, которое стоит на страже интересов Хабаровска и хабаровчан. Хочется пожелать творческих успехов, побольше креатива, интересных статей, прославляющих наш город, трудовые коллективы, уделять внимание молодежи.

А к печатным СМИ я отношусь положительно. По долгу службы просматриваю не все газеты, которые печатаются в Хабаровске, но большинство из них. Прихожу к мнению, что это один из основных источников именно правдивой и реальной информации.

Немаловажно, что газеты вечны. Они хранятся в библиотеках, в архивах, просто дома. У меня в кабинете лежит «Правда» 1941 года выпуска — это уже история. Никакое средство массовой информации не сможет заменить газету.

Работа журналиста — кропотливый труд. Надо справляться с теми потребностями, которые необходимы читателю. Я считаю, что «Хабаровские вести» — одно из лучших печатных СМИ нашего края, и я это говорю, как читатель. Уверен, что наша с вами газета в скором времени появится и на территории проведения специальной военной операции, — такая договоренность с командованием Восточного военного округа уже есть.

— Как не утонуть в том потоке информации, которая в том числе обрушивается и на вас как на градоначальника? Вы ее не замечаете, берете в разработку, реагируете?

— Она отвлекает, конечно, потому что не все электронные площадки работают на пользу жителей города. В первую очередь им нужен клиент, которого легче всего завоевать фейками, скандалами, слухами, сплетнями. Это на самом деле серьезно мешает, потому что нашим специалистам приходится заниматься лишней работой, чтобы объяснять горожанам, что информация, которая породила определенное волнение, выдумана и не соответствует действительности. Приходится отправлять к первоисточнику, из которого просто вырвали одну-две цитаты и подали в ином виде. Это время, ресурс, люди.

Не замечать этого нельзя, реагировать нужно, но… Официальное СМИ можно заставить написать опровержение или дать проверенную информацию. Если нужно, то даже и через суд. А эти электронные площадки нигде не зарегистрированы, поэтому никакой ответственности за свои публикации не несут. Я вижу, что законодатели сегодня работают над этой проблемой, чтобы лживой и непроверенной информации становилось меньше.

В любом случае, хочу поблагодарить вас за то, что оперативно, достоверно и без искажения доносите до читателей новости о жизни нашего города. Я верю, что в Хабаровске ежедневно происходит большое количество мероприятий и событий, достойных попасть на газетные полосы. А значит, попасть в историю!

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)