Здравоохранение
Об этом говорили в региональной Законодательной думе на «Правительственном часе» по вопросам реализации данного нацпроекта.
Говорили про семь направлений, направленных на обеспечение доступности и качества медицинской помощи, — развитие первичной медико-санитарной помощи, борьба с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, развитие детского здравоохранения, обеспечение отрасли квалифицированными кадрами, цифровой контур и экспорт медицинских услуг. В этом году на реализацию мероприятий по указанным направлениям предусмотрено 1,38 млрд руб. Результативность плановых показателей варьируется по ряду причин.
— Уже второй год мы находимся в ковиде, и это, конечно, создает колоссальную нагрузку на первичное звено здравоохранения, — докладывает депутатам министр здравоохранения Хабаровского края Юрий Бойченко. — Ведь стационарно лечится от COVID-19 только одна четверть пациентов, оставшиеся три четверти — амбулаторно. А именно доступность первичного звена один из главных показателей качества медицины. Пока мы решаем этот вопрос.
В то же время проводятся профилактические осмотры, плановые приемы и лечение больных.
Министерство намерено провести изменение маршрутизации амбулаторных пациентов: людей, имеющих хронические заболевания, прикрепят к отдельным терапевтам, и пациенты смогут получать все необходимые обследования и лечение в плановом порядке. Так получится разгрузить высокотехнологичные средства диагностики, увеличить время приема, а значит сделать так, чтобы всем доставалось максимум внимания врачей.
Возлагались надежды
— Многие проекты, которые мы хотели реализовать, сегодня невозможны из-за отсутствия единого цифрового контура, — продолжает Юрий Яковлевич. — Более 200 млн руб. отдано за создание и внедрение новой информационной системы для медучреждений, но подрядчик — дочернее предприятие «Ростех» — не выполнило свои обязательства по оказанию нам этих услуг. Мы обращались и непосредственно к руководству, и в сам «Ростех», и в прокуратуру. Пока результата нет.
А надежды возлагались большие. С его помощью планировалось не только упростить работу врачей и медсестер, отказаться от бумаги, завести личные кабинеты пациентов, но и частично справиться с нехваткой кадров.
— Предполагалось, что через эту систему будут отправлять в экспертные центры сложные снимки и другие диагностические материалы, — добавляет и.о. министра. — И если обеспечить наши амбулатории и ЦРБ соответствующей диагностическим оборудованием, то в них достаточно было бы иметь только средних медработников, которые будут отправлять снимки в экспертные центры врачам.
— А пропускная способность этих центров позволит такие объемы информации обработать? — спрашивает спикер краевого парламента Ирина Зикунова.
— Да, вполне, — заверяет министр.
Где взять врачей?
И все-таки главной проблемой остается нехватка кадров. Хотя по словам Юрия Яковлевича ситуация в Хабаровском крае не такая плохая как в других регионах:
— Я специально приготовил анализ данных. Вот графа «Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения» у нас хороший показатель — 4,8…
— Имеют значение численность и плотность населения! Но мы ведь понимаем, что нужен некий регулярный набор специалистов. Как дела обстоят с обеспеченностью кадров? — говорит Ирина Валерьевна.
— Если пересчитать на специалистов, то сейчас есть около 5,5 тыс. врачей и 13,5 тыс. среднего медперсонала. Не хватает около тысячи.
Председатель комитета Законодательной думы края по вопросам социальной политики Ольга Ушакова в своем докладе также отметила, что нужны новые меры по привлечению кадров на места.
— Программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» не показали своей эффективности, — сообщает Ольга Вячеславовна. — Да, с их помощью мы на какое-то время «покупаем» себе специалистов в отдаленные районы края, но они не закрепляются там. Причина в том, что что не считают эти рабочие места привлекательными, так что работать нужно в первую очередь не только над целевым набором в университет, но и разрабатывать комплексную программу мер поддержки молодых врачей и медсестер, чтобы они оставались и трудились в крае.
Кроме того, председатель комитета предложила развивать отрасль здравоохранения в зависимости от географических и климатических условий края, транспортной доступности: включая внедрение мобильной медицины, организацию работы специализированных центров медицинской помощи, внедрение дистанционных и телемедицинских технологий, проектов врачей общей практики в строящихся микрорайонах, рационального размещения медицинского оборудования.
Председатель Законодательной думы Хабаровского края одобрила эти меры и предложила комитету зафиксировать их и внести на рассмотрение министерства. Также она порекомендовала комитету совместно с профильным министерством составить планы модернизации медучреждений и списки тех проблем, которые требуют проработки и совершенствования стратегии развития здравоохранения с учетом районной дифференциации края, передовых подходов и пациентоориентированной модели.
Медосмотр едет, дети живы
Среди положительных результатов в крае: доступ к первичной медико-санитарной помощи в рамках нацпроекта был обеспечен жителям даже самых отдаленных населенных пунктов.
— Все благодаря автопоезду «Здоровье», куда мы пригласили специалистов из наших лучших клиник и центров, — рассказывает Юрий Яковлевич. — Узкие специалисты были из краевой больницы № 1, из краевой детской больницы им. Пиотровича и из клинико-диагностического центра «Вивея».
Автопоезд оказался востребованным и оцененным по достоинству. После того как с этой инициативой познакомился министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко, он поручил создать такие же или аналогичные выездные медосмотры и в других регионах России.
Кроме того, в нашем регионе стабильно низкие показатели младенческой и детской смертности. Все потому что у акушерства и педиатрии очень высокая доступность.