Интервью
Традиционно в конце года, когда в Олимп-ФНЛ перерыв на зимние каникулы, генеральный директор «СКА-Хабаровска» Алексей Кандалинцев ответил на вопросы наших журналистов и читателей.
На мажорной ноте
— Алексей Сергеевич, как оцените выступление команды в этом году и седьмое место в турнирной таблице?
— Не могу ответить однозначно. Начинали сезон с Алексеем Поддубским, при нем были неплохие результаты, но затем команда попала в какую-то эмоциональную яму — восемь матчей не знали побед и не могли порадовать наших болельщиков.
С приходом Сергея Юрана эта же команда заиграла иначе, показывала хороший футбол, пробилась в 1/8 Кубка России, где нас ждет интересное противостояние с ЦСКА.
В целом год закончили на мажорной ноте, исправили положение в турнирной таблице, подобрались к лидерам, и у нас достаточно игр, чтобы забраться еще выше. Считаю, что у команды высокий потенциал, и после перерыва мы, надеюсь, продолжим в том же духе.
— Статистика — вещь упрямая: при Алексее Поддубском «СКА-Хабаровск» провел 16 матчей и набрал 18 очков, при Сергее Юране 22 очка в 10 матчах.
— Я считаю неэтичным сравнивать двух тренеров. При Алексее Поддубском команда тоже показывала хороший футбол. Не стоит забывать, что в самом разгаре сезона была еще и потеря Влада Камилова, которая сказалась на игре. Сложилась такая ситуация, что мы его уже не могли держать. Я честно скажу, что год назад не дал ему уйти, а сейчас мы смогли выручить за него хорошие деньги.
— Вот они-то как раз считают, что со сменой тренера «СКА-Хабаровск» перестали называть «сугубо домашней» командой.
— Наверное, Сергей Юран что-то поменял в головах ребят, и теперь нет разницы, где мы играем. Я вижу, как это происходит, со стороны – Сергей Николаевич достаточно мотивационно общается с игроками. Первые его слова были такими: «Я два раза не повторяю».
Я не бываю на всех матчах своей команды, но смотрю абсолютно все. И раньше, да, игры на выезде заставляли поволноваться. Сейчас я стал меньше переживать, команда увереннее играет в гостях.
Хочу заметить, что болельщикам нынешняя команда нравится. Я читаю комментарии в соцсетях, и даже после поражения от «Факела» негатива практически не было, люди поверили в команду.
— Пока мы не ушли далеко от тренерской темы, хочу напомнить наш прошлогодний разговор. Вы говорили, как это здорово, когда генеральный директор и главный тренер когда-то играли в одной команде. Но мы тогда даже и предположить не могли, что пройдет время, и одному одноклубнику придется отправлять другого в отставку.
— Если ты намекаешь на то, что мы ругались и скандалили — не было такого. Мы как-то одновременно пришли к пониманию, что дальше так продолжаться не может. Алексей Николаевич неглупый человек и сам все видел, что что-то пошло не так.
Мы поехали в Нижний Новгород, проиграли в очередной раз, и утром он мне сказал, что, наверное, пора сделать паузу. Бывает такое, когда требуется перезагрузка. Но я бы хотел отметить — не стоит забывать, сколько хорошего связано у «СКА-Хабаровска» с Алексеем Поддубским.
— Мы с ним общались где-то через месяц после отставки, и он мне сказал, что намерен продолжить работу в клубе. — Мы не можем разбрасываться такими специалистами: Алексей Николаевич и играл в «СКА-Хабаровске», и тренировал, и в Премьер-лигу клуб выводил. Бесценный опыт, который он имеет, необходимо передавать молодежи. Поэтому его нынешняя должность звучит так: руководитель стратегического развития молодежного футбола.
— Если вернуться к сезону, то хочу спросить про одну лишь игру — с «Крыльями Советов», после которой Сергей Юран предложил обратиться с жалобой на судейство.
— Мы направили в судейский комитет официальное письмо с видеофрагментами, которые у нас вызывали вопросы. И получили ответ, что присланные видео не дают возможности правильно разобрать эпизоды матча и дать оценку судейским решениям. На этом все и закончилось. Хотя я больше не видел, чтобы этот судья обслуживал какие-то матчи.
Нужно точечное усиление
— Сейчас команда в отпуске. Есть уже утвержденный план зимних сборов? Первые ведь планировалось провести в Сочи.
— Планы поменялись. Да, мы хотели провести первые сборы в Сочи, забронировали гостиницу «Парус», но она оказалась в подведомстве Министерства спорта, и в указанные нами сроки там будут проживать борцы, которые готовятся к Олимпиаде. В общем, нам отказали.
Для нас это было неожиданностью, хотя изначально бронь подтвердили. Поэтому решили поехать в Турцию, где и проведем два сбора: первый с 9 по 25 января, по второму сроки уточняются. Где-то за неделю до матча с ЦСКА мы приезжаем в Москву и готовимся к кубковой игре. Но хочу повторить — ситуация сейчас настолько непредсказуемая, что все может поменяться в любую минуту.
— Насколько я понимаю, вы только что вернулись с Общего собрания ФНЛ. Что интересного и важного обсуждалось?
— На самом деле это традиционное мероприятие, на котором заслушивается отчет об исполнении бюджета за этот год и принимается бюджет на следующий год. Хотя на этом совете произошло неожиданное для всех событие — президент лиги Игорь Викторович Ефремов подал в отставку с формулировкой «по собственному желанию», и сейчас ФНЛ работает без руководителя, его обязанности исполняет Иван Александрович Шабанов. На 25 февраля назначены выборы нового президента. Что будет дальше, пока не знаем.
— Сергей Юран говорил, что сразу после матча с «Шинником» он, вы и спортивный директор будете решать по каждому футболисту – нужен он команде после перерыва или нет.
— В Ярославле состоялся разговор. По мнению Сергея Николаевича, команду должны покинуть четыре-пять человек, обсудили фамилии. Я с ним согласен. Только не спрашивайте по персоналиям, не скажу.
— Это включая Максименко и Эльмурзаева, с которыми контракты уже расторгнуты?
— Да, то есть еще два-три футболиста покинут «СКА-Хабаровск». Но мы собираемся и точечно усиливаться – Сергей Николаевич хочет в каждую линию взять по одному футболисту, включая и вратарскую. К сожалению, в этом сезоне Игорь Обухов не всегда показывает свой уровень. Были моменты, когда он должен был выручать, но не выручил. Есть, конечно, Владимир Сугробов – молодой талантливый парень, имеет хороший потенциал. Чего только стоит прозвище, которое ему дали в Хабаровске после игры с «Факелом» на Кубок – «Сугробище»!
— Но такой матч у любого вратаря может быть всего один раз в жизни. А нужен не только кураж, но и стабильность.
— К этому я и веду. Он перспективный, но Сергей Юран считает, что вратарская линия нуждается, может, не столько в усилении, сколько в конкуренции. Именно конкуренция в футболе позволяет выходить на матч тем, кто на данный момент лучший на своей позиции.
Были, например, вопросы к Ираклию Квеквескири, но он сейчас на поле совершенно другой. Пошел вперед, начал забивать, раздавать пасы. Вот еще что-нибудь с его разговорами на поле сделать, и будет просто идеальный футболист. И я, и главный тренер с ним на эту тему общаемся, но он ничего со своим темпераментом поделать не может.
— А что ему может предъявить Сергей Юран, у которого у самого в десяти матчах две желтых карточки?
— Ираклий может получить карточку на ровном месте, и иногда это происходит в самом начале игры. А что такое, когда к пятнадцатой минуте первого тайма футболист висит на предупреждении? Он понимает, что любое прикосновение к сопернику может привести к удалению, и начинает интуитивно беречься. Получается, что мы теряем на поле одного футболиста. Сергей Николаевич и пытается это донести. Ираклий – неглупый парень, и изменения видны.
— Вот Гаджимурадов прогрессирует и сейчас является, пожалуй, одним из самых любимых футболистов у хабаровских болельщиков. Но прогресс приводит к слухам, что продадут его очень скоро.
— Есть ли предложения по Гаджимурадову? Есть. И по Брагину есть, и по другим футболистам. Будем ли мы их продавать? Пока ответить не готов. Рамазан — это наш большой ликвид. Мы взяли парня из второй лиги, он в Хабаровске окреп, и есть желающие его купить. Наше мнение – ему надо еще подрасти.
— Так вы планируете продать Гаджимурадова этой зимой?
— На данный момент он игрок «СКА-Хабаровска», которым интересуются другие клубы. То, что может на поле Гаджимурадов, знаем не только мы, но и Леонид Слуцкий, и тренеры других команд. Он нужен «СКА-Хабаровску», но если по нему поступит какое-нибудь суперпредложение, то, наверное, мы его отдадим.
— Еще хочу спросить про одного игрока, который лично мне очень нравится своими действиями на поле, про Армана Кенесова.
— Уверен, что это тоже наше будущее. Арман полюбился болельщикам — хорошая левая нога, думающий, умеющий принять нестандартное решение. Плюс у нашего клубного аккаунта прибавилось много подписчиков из Казахстана, что тоже немаловажно (смеется).
Его надломил вызов в молодежную сборную своей страны. Он мог отказаться. Мы просили тренеров сборной Казахстана обойтись без Кенесова – ведь его поездка была сопряжена с пересечением границ, а в условиях пандемии это чревато последствиями. Но последнее слово было за самим Арманом, который выбрал сборную. Я его понимаю и не осуждаю за это. Но что получилось в итоге?
Он полетел в Казахстан, акклиматизация, потом перелет в Израиль, затем еще один матч. Он вернулся в Хабаровск совершенно разобранным, и это в тот момент, когда надо было выходить на поле в отличной форме. Арман – талантливый парень, и это тоже наш хороший актив.
— Что скажете про хабаровских легионеров?
— По украинцу Глебу Грачеву нам уже начали задавать вопросы из других клубов – а где вы его взяли? А какой у него контракт? Чтобы лишних вопросов не возникало, мы его переподписали. Он подходит нам, мы подходим ему.
Женя Оанча получил очень тяжелую травму, восстанавливался почти восемь месяцев, поник немного. У него есть желание вернуться в основной состав армейцев и сборной Молдавии. Ему сейчас будет достаточно тяжело — он начинает с чистого листа.
Японца Ному мы взяли из Сербии. Очень добротный футболист, прилетел в Хабаровск, только адаптировался, тут ковид, затем опять восстановление. Но с «Шинником» он достаточно хорошо показал себя на поле. Японцы очень дисциплинированные. Ему что скажешь, то он и сделает. Считаю, что мы в нем не ошиблись.
— Помимо японского легионера в команде есть еще переболевшие коронавирусом?
— Конкретное число назвать не смогу, но половина игроков – это точно. Поэтому не всегда получалось играть оптимальным составом – выходили те игроки, которые были здоровы и могли принести пользу на футбольном поле.
Наша позиция была такой – персонально заболевших не называем. Поэтому появлялись и домыслы: игрок получил небольшую травму, не вышел на поле, и тут же про него пишут, что ковид. Отмечу, что все клубы ФНЛ серьезно подошли к проведению тестирования, хотя это достаточно затратное с точки зрения финансов мероприятие. И не стоит забывать, что тесты приходилось сдавать не только футболистам, но и тем людям, которые принимали участие в подготовке к матчу.
— Вы болели?
— Нет, тьфу-тьфу-тьфу. Но в офисе многие переболели. Были и тяжелые случаи, когда приходилось людям лежать в больнице. А некоторые футболисты даже не замечали, что заболели. У него обоняние пропало, а он звонит врачу и спрашивает: когда на тренировку?
Пиар во время пандемии
— Раз уж заговорили про коронавирус, задам несколько вопросов и про работу в непростых условиях. Могу предположить, что когда неожиданно объявили об окончании прошлого сезона, у клуба были куплены авиабилеты, оплачены гостиницы. Эти деньги удалось вернуть?
— Команда как раз собиралась на игру в Армавир. Да и билеты мы стараемся покупать заранее, так дешевле выходит. Остается два дня до вылета, у нас проплачены билеты и гостиница, и тут чемпионат останавливается. Спасибо «Аэрофлоту», тогда они тоже были в нелегкой ситуации и предложили нам взять ваучеры. Вполне нормальное предложение: эти ваучеры мы затем обменяли для покупки билетов на другие рейсы. Так что проблем с возвратом денег не возникало, с гостиницами тоже удалось договориться.
— Правда, что финансово выгоднее проводить матчи без зрителей, чем с тем количеством, которое разрешено сейчас?
— Не буду лукавить, так и есть. Мы не зарабатываем на продаже билетов, но чем меньше болельщиков, тем меньше мы привлекаем в день матча людей на работу. Вот на первую домашнюю игру решили использовать лишь три входа на стадион. Все просчитали, но, к сожалению, ошиблись. Болельщики у нас обычно приходят на футбол минут за пятнадцать до начала матча, маски, перчатки и прочее, создалась очередь, пошли жалобы, на следующую игру мы уже открыли все входы. Но ты же понимаешь, что везде должны стоять охранники, волонтеры, другие люди. Поэтому да, если игра без зрителей, то можно и не заработать, но и не потратить. Но мы – социальный проект и играем для зрителей. Хочу сказать большое спасибо болельщикам, кто поддерживал нас в этом нелегком году.
— Надо отдать должное нашему маркетингу, который сработал оперативно и предложил выпускать маски с клубной символикой. Мы были первыми в Хабаровске среди спортивных клубов, кто стал их выпускать. Они пользуются спросом. И я скажу, что это очень здорово, когда не только на матче, но и на улице, в транспорте, в торговых центрах, даже на хоккейных играх «Амура» видишь людей в наших масках. Цена у них вполне адекватная – 150 рублей. Мы понимаем, что это в первую очередь средство защиты, а не способ обогащения.
— Наверное, самый больной вопрос задам. Когда же откроется восточная трибуна? Она бы так пригодилась в условиях ограниченного количества болельщиков.
— На самом деле больной вопрос. Сейчас выиграли суд у подрядчика, надеемся на то, что все будет исправлено. Мы не строители, многих вещей попросту не знали и понадеялись на добросовестность профессионалов. А потом нам говорят — здесь не учли, там не доделали, это купили подешевле. Клуб все свои финансовые обязательства выполнил, оплатил, но не получил должного качества. Поэтому сейчас не готов назвать сроки сдачи. Хочется надеяться, что к следующей весне. Но загадывать боюсь.
— И последний вопрос тоже традиционный. Сергей Юран уже озвучил задачу на следующий сезон – повышение в классе. То есть выход в Премьер-лигу. Вы эту задачу подтверждаете?
— К этому все и идет. Добротная команда строится два-три года, и по сравнению с прошлым сезоном костяк практически не изменился. Молодежь выросла, с кем-то продлеваем контракты, в чьих-то услугах более не нуждаемся. Надеемся на точечное усиление, которое позволит клубу занять достойное место в этом сезоне. И вот тогда руководство края поставитнам задачу на сезон следующий. Уже много раз говорил: главное не выйти в Премьер-лигу, а в ней остаться.