Интервью
Сегодня, 27 августа, День российского кино.
Киноотрасль сейчас переживает непростые времена. О состоянии дел в кинопрокате, перспективах индустрии в условиях санкций мы побеседовали с исполнительным директором кинотеатра «Синема 9» Екатериной Гавриловой.
Тяжелые времена
— Кинопрокат лихорадит последние годы. Сначала пришлось пережить пандемию коронавируса, сейчас вот санкции. Как удается пережить столь нелегкие времена?
— Времена непростые. Кинотеатрам выживать сейчас тяжело. Голливудские кинокомпании прекратили свой бизнес в России и отказали в прокате своих фильмов российским кинотеатрам. Из-за этого посещаемость кинотеатров сократилась на 50—60 процентов. К сожалению, российское и азиатское или иной прописки кино ни количественно, ни качественно не способно восполнить тот объем, который выдавал Голливуд. Это касается не только нашей страны. Почти во всех странах собственный прокат занимает лишь 3—5 процентов, а все остальное — прокат голливудских картин.
Еще один фактор — крупные российские релизы с хорошим промо на центральных каналах в основном всегда ставят на конец года, на новогодние праздники, поэтому в течение года большие российские проекты редкость. Зрители избирательны, они четко знают, на что тратить деньги. Работая в таком режиме, кинотеатры сталкиваются с убытками, ведь мы несем затраты на аренду (для кинотеатров в торговых центрах), коммунальные услуги, оплату труда, прокат. В связи с этим наш кинотеатр инициировал обращение на имя губернатора Хабаровского края, в котором руководители хабаровских кинотеатров обозначили риск закрытия кинотеатров, если не будет оказана существенная помощь в виде субсидий на коммунальные платежи, аренду, частичную оплату прокатки из бюджета. В качестве примера можно привести Владивосток, где власти региона предоставляют кинотеатрам возможность подать заявку на получение субсидии. Это серьезная мера поддержки. Беспрецедентные меры поддержки также оказываются кинотеатрам в Самаре, Ростове, Москве, Санкт-Петербурге. Хотелось бы, чтобы отрасли, в том числе и коммерческим организациям, помогали также и у нас.
Без IMAX не остались
— В связи с санкциями как выстраиваете сейчас свою работу, как привлекаете зрителей, на какую аудиторию ориентируетесь?
— С апреля у нас снижены средние цены на билеты, так как сейчас стоимость билета имеет большое значение для хабаровчан. Кинотеатры ищут различные возможности привлечения зрителей: устраивают коллективные показы, развивают различные услуги, например, аренду кинозала напрокат, скидки на продукцию бара. Мы стараемся ориентироваться на детскую и семейную аудиторию, так как поход в кино — это всегда событие, способ семейного досуга. Поэтому в нашем репертуаре всегда есть детские проекты. Например, очень хорошо прокатывался фильм «Артек. Большое путешествие». Он привлек большое внимание зрителей, даже сейчас он демонстрирует хорошие показатели по посещаемости. Вышел и еще один подобный фильм «Легенды Орленка», продолжающий эту тематику. У всех кинотеатров сохраняются в сетке достаточно много красочных детских мультиков, не только отечественных, но и европейских.
— Как повлиял на вашу работу уход из России компании IMAX? Также недавно стало известно, что IMAX запретил российским кинотеатрам эксплуатировать их оборудование и показывать фильмы в IMAX. Что будете с этим делать, не исчезнет ли название IMAX из вашего кинотеатра?
— Ситуация с IMAX очень интересная и неоднозначная. Компания заявила об уходе, но не прервала ни один контракт. А в контрактах достаточно жесткие условия относительно обслуживания оборудования. Это поле сражения для юристов. Оборудование IMAX находится в нашей собственности. Мы продолжаем работать в обычном режиме.
В поисках интересных историй
— Какие фильмы показывают сейчас в кино? Какие пользуются спросом у хабаровчан? Вспомните кассовые хиты, которые пользовались ожидаемым успехом и которые выстрелили неожиданно.
— Особенность времени, в котором мы живем, состоит именно в том, что репертуарная сетка стала намного разнообразнее. Кинотеатры стали показывать разные проекты, ориентированные на самого разного зрителя. Помимо отечественных фильмов и азиатского кино, мы показываем европейские проекты. Например, у нас идет фестиваль итальянского кино. Мы также проводим марафоны, когда фильмы идут нон-стоп. Это могут быть ночные сеансы ужастиков или какие-нибудь франшизы. Есть у нас проект «Золотая маска в кино» — показ театральных фильмов. Проект «Английский клуб» — это фильмы на английском языке, рекомендую тем, кто его изучает.
Говоря об успешных фильмах, сразу вспоминается отечественный хит «Одна». Он в прокате уже третий месяц, и у него до сих пор каждый день есть зритель. Это фильм-катастрофа, рассказывающий нам реальную местную историю, связанную с Дальним Востоком. Возможно, именно это откликнулось зрителям, за это хабаровчане полюбили эту картину, она стала им близка. Людям интересно смотреть про свое. Наш кинотеатр всегда рад предоставить возможность прокатывать подобные истории. Например, у нас в Хабаровске есть студия анимации «Мечталет». Мы гордимся этим и готовы сотрудничать с ней. Было бы замечательно, если бы в Хабаровске также развивалось кино. У нас можно снимать художественные фильмы про наши коренные народы, про золотодобытчиков, про рыбаков, водителей. Истории о людях. Это крутая основа для сценариев художественных фильмов, которые бы понравились зрителям. Мы видим, что в том же Владивостоке снимается кино, город периодически попадает в большие художественные проекты, там есть собственные студии, занимающиеся производством фильмов, в которых снимаются известные актеры. Там, кстати, частично снимался российский фильм «Нахимовцы», который сейчас довольно хорошо показывает себя в прокате. Книги, фотографии и кино — это источники информации о том времени, в котором мы живем. Каким вспомнят наше время, зависит от разнообразия источников, которые останутся. Кинотеатры — это ресурсная база для популяризации этого. Было бы круто, если в нашем регионе тоже бы обратили внимание на эту индустрию.
— Вернемся к Голливуду. Способно ли российское кино занять его нишу?
— Как я и говорила, российское кино не производится в таком объеме, чтобы занять нишу. Кроме того, российское кино не имеет такой индустрии, которая выстроена в Голливуде вокруг кино.
— Какой же выход из ситуации? Показ блокбастеров под грифом «Рабочие материалы»?
— Давайте не будем лукавить, это действительно выход. Можно сколько угодно радоваться, что у нас есть свое хорошее кино, говорить о его локальных успехах, но именно как только мы вернули в прокат голливудские блокбастеры, то сразу увидели прирост аудитории. Люди идут на второго «Доктора Стрэнджа», на четвертого «Тора», на динозавров и другие известные проекты, на которые работает огромная индустрия.
Давайте зададимся вопросом — почему же зрители так любят марвеловские проекты и другие подобные блокбастеры? Ведь это не только увлекательные истории. Это, прежде всего, классно сделано. Кино — это высокотехнологичная индустрия, и пока мы не достигнем такого уровня анимации, спецэффектов, компьютерных технологий — мы Голливуд не догоним. Взять фильм «Топган: Мэверик». Это круто сделанный, высокотехнологичный фильм, который смотрится на одном дыхании. Нашей стране нужно смотреть в этом направлении, развивать технологии. Люди у нас есть. Все ведь знают, что в создании знаменитой трилогии «Властелин колец» принимали участие дизайнеры графики из Владивостока.
В нашем кинотеатре мы показываем голливудские фильмы в рамках проекта предсеансового обслуживания. Это возможность купить билет и посмотреть по сути два фильма, включая голливудский блокбастер. На этой неделе мы в рамках этого проекта показываем короткометражные российские фильмы. Это очень интересные, со вкусом снятые истории, на которые действительно стоит обратить внимание.
Работать и еще раз работать
— Какие перспективы у индустрии и у вашего кинотеатра в частности?
— Перспектива только одна: продолжать работать, искать варианты. Выстраивать сетку показов так, чтобы не растягивать затраты и оптимально соответствовать запросу зрителей.
— Какие интересные новинки нас ждут?
— Планировать сейчас что-то на долгосрочную перспективу просто невозможно. Да, мы продолжим показывать блокбастеры. На этой неделе в прокат в нашем кинотеатре вышел фильм «Элвис». Также показываем проект «Быстрее пули» с Брэдом Питтом.
— Что-то запланировали на День российского кино?
— Да, весь этот день в одном из наших залов будут идти только российские фильмы, рассчитанные на самую разную аудиторию. Завершится этот марафон показом нового триллера «Ночной режим». Отмечу, что билеты на эти фильмы будут продаваться по сниженной цене — все фильмы по 200 руб.
— Как должна быть выстроена работа со зрителями в современных реалиях, как их привлекать в кино, ведь сейчас есть интернет, телефоны, стриминг сервисы.
— Хорошее кино само себя продает. Качественный вкусный продукт не требует дополнительных усилий. Люди идут в кинотеатр за качественной услугой, за атмосферой, звуком, сервисом. Никакие стриминг-сервисы и интернет этого не заменят, во всяком случае пока. Ведь посмотрите, стоило выйти в прокат фильму «Бэтмен», и на него пошли зрители, которые уже посмотрели это кино в интернете. И каждый день приходят, некоторые по четвёртому разу. Те, кто любит широкоформатное кино, все равно придут к нам.
— Ждете ли вы дополнительный приток зрителей в связи с грядущим открытием аквапарка?
— Да, ждем конечно. Уверены, это будет замечательный проект с различными зонами отдыха. Это то, что очень нужно Хабаровску, чтобы быть интересным и конкурентным городом. Команда «Броско» уже доказала, что может делать крутые проекты.