Интервью
Уже в это воскресенье футболисты «СКА-Хабаровска» впервые в этом году выйдут на домашнюю игру на родном стадионе. Мы созвонились с полузащитником армейцев Александром Гаглоевым и поговорили о том, как команда готовится к возвращению, что можно пить в случае волнения перед матчем и почему он принял предложение снова влиться в состав «красно-синих».
Из Волгограда домой
— Какое настроение сейчас в команде в связи со скорым возвращением в Хабаровск?
— Конечно же, все ребята соскучились, хочется играть дома, перед своими болельщиками, ведь ради них и создан клуб. С нетерпением ждем первого по-настоящему домашнего матча.
— Психологически тяжело играть на стадионе, который своим является чисто условно?
— Повторю, что любой команде нужны болельщики — тысяча, две, три. На стадионе в Раменском они были, мы им благодарны за поддержку, но эти эмоции не сравнятся с теми, когда зрителей много и они гонят нас в атаку, подбадривают, даже освистывают наши неудачные действия. В таком случае по протоколу играешь вроде дома, а по атмосфере все равно получается, словно в гостях. Но мы старались, набирали очки даже в такой непростой ситуации.
— Уже известно, когда полетите домой?
— Вроде сразу после игры в Волгограде с «Ротором» планируем. Пока точно неизвестно в этот же день, или на следующий. В общем, ориентировочно мы прилетаем в Хабаровск 14 или 15 октября, отдыхаем и затем собираемся на стадионе имени Ленина. Надо посмотреть на новый газон, потрогать его, почувствовать — это очень важно.
— Вам же теперь предстоит перевозить жен, детей, личные вещи?
— Насчет жен ничего пока сказать не могу. Мы же приедем в Хабаровск фактически на месяц. Несколько домашних игр, несколько выездных, а затем в чемпионате страны будет перерыв. Думаю, переезжать будем уже после Нового года, потому что в межсезонье, не исключено, кто-то покинет Хабаровск. В общем, сейчас летим домой с одним рюкзаком!
— Какая главная проблема, когда команда живет далеко от места своего базирования?
— На самом деле это сложно психологически — жить на чемоданах. В Хабаровске есть дом, в который ты возвращаешься после игры, а проживание в гостиницах — это несколько иной уровень комфортности.
— К вам несколько раз в Раменское приезжал генеральный директор клуба Алексей Кандалинцев. Что рассказывал на встречах?
— Точно могу сказать, что мы ему ни на что не жаловались. Все понимали, почему здесь находятся. Надо немножко потерпеть, и все станет как прежде.
Напомню, что начало сезона у нас не совсем получилось, и Алексей Сергеевич нас подбадривал, иногда даже ругал, но только по делу. Все понимают, что команда находится не на своем месте. Даже сейчас. Потенциал команды намного выше. И генеральный директор во время общения с нами пытался это донести.
Перед игрой не пьем
— Первая домашняя игра на родном стадионе — это радость для вас и болельщиков. Так получилось, что матч с «Уралом» состоится еще и в День рождения Хабаровского края. Понимаю, что ко всем играм надо готовиться одинаково, но как побороть волнение?
— Все ребята — профессионалы, знают свое дело, никому ничего дополнительно объяснять не нужно. Да, тяжелый соперник, но настраиваться будем только на победу. Как и в каждом другом матче.
— А если сильно волнуешься перед матчем, можно выпить корвалола или валерьянки? Или это считается допингом?
— Думаю, что можно. Но я никогда не видел, чтобы кто-нибудь пил успокоительное перед игрой.
— «СКА-Хабаровск» выдал просто потрясающую серию без поражений. Скажи, а почему нельзя было так играть с самого начала чемпионата?
— Самая главная причина в том, что состав был абсолютно новый. Ребята пришли из разных команд, в разной форме, которую добирали от игры к игре. Появлялось взаимопонимание, наигрывались связи, возникло чувство локтя.
— То есть не надо было отправлять главного тренера в отставку? Еще немного, и дела у команды пошли бы на лад?
— Я не могу ответить на этот вопрос. Решение принималось руководством клуба, и если оно посчитало, что нужно вносить изменения в тренерский штаб, то мы должны это принять. А говорить сейчас о том, заиграли бы мы лучше или нет, смысла не вижу.
— Часто болельщики, которые всегда все знают, в подобных случаях пишут, что «слили тренера». Скажи, без названия команд и фамилий, тебе приходилось когда-нибудь присутствовать при разговорах футболистов, которые договаривались играть плохо, чтобы сняли тренера?
— Я не верю в то, что команда может специально проигрывать ради того, чтобы избавиться от своего наставника. Каждый футболист играет не только ради своей команды, но и ради своей фамилии. Любой из нас имеет определенные амбиции, хочет получить более выгодное предложение, желает, чтобы его заметили на поле. Можно плохо провести по разным причинам один матч, максимум, два. Чтобы сняли тренера, надо проиграть раз десять.
Конечно, бывает такое, что наставник не может донести до своих футболистов то, что он от них хочет. Или пытается привить тот стиль игры, который чужд его команде. Или футболисты не подходят под тактические замыслы, которые хочет видеть на поле тренер. Тут много нюансов на самом деле, но доводы про «слив тренера» — это такое успокоение для тех болельщиков, которые точно всегда все знают.
— Когда Алексея Поддубского утвердили главным тренером, что он стал менять в первую очередь?
— Он просто стал нам постоянно повторять в раздевалке и на тренировках, чтобы мы играли раскрепощенно, ничего не боялись, просто выполняли на поле то, что все мы умеем. Говорил, что в команде подобраны мастеровитые ребята, которым надо забыть про положение в турнирной таблице, не думать о результате, а просто выкладываться на все сто процентов. И победы обязательно придут.
— Ты один из самых опытных игроков «СКА-Хабаровска». У тебя есть право что-нибудь указывать более молодым игрокам или это могут позволить себе только тренеры и капитан?
— Ну почему же, я тоже могу делать замечания, если на тренировке вдруг кто-нибудь захочет схалтурить. Но у нас такое бывает крайне редко. Ребята все понимают, что тренируются не ради тренера, а только ради себя. Можно, конечно, обмануть руководителя, когда он отвернулся или отвлекся. Но сегодня ты не добежал десять метров, а завтра не успел за нападающим соперника.
Ну и молодым, конечно, пытаюсь помогать: кому советом, кому что-то на практике показываю. Есть у нас Альбек Гонгапшев — я считаю, что это футболист с большим потенциалом. Мы с ним дополнительно занимаемся на тренировках: показываю ему, как обыгрывать, как передачу делать. Он очень талантливый, надеюсь, раскроется и при этом не забудет уроки дяди Саши.
Новые старички
— А как у тебя вообще появился вариант с возвращением в Хабаровск? Почему решил вернуться, учитывая, что твое расставание с клубом прошло не очень хорошо.
— Конкретно к «СКА-Хабаровску» у меня никаких претензий нет. Они есть к тем руководителям, которые находились у руля в то время. Поэтому обид я не затаил никаких, болельщиков хабаровских всегда любил и буду любить, сам город очень красивый. А вернулся после того, как мне позвонили и пригласили на просмотр. Удивился, конечно, что смотреть? Я тут два года назад играл. Приехал, меня посмотрели, предложили контракт. И такое у меня сложилось ощущение, что просто находился за пределами Хабаровска в каком-то длительном двухгодичном отпуске.
— А ты в тот момент знал, что возвращаются также Алиев, Гонгадзе, Гаджимурадов?
— Узнал об этом уже тогда, когда присоединился к команде на сборах в Москве. Не хватало для полного счастья Караева, Баркова и Квеквескири. Мы, кстати, с Давидом часто созванивались, он даже спрашивал, есть ли для него место. А потом подписал контракт с «КАМАЗом».
— Так вы сейчас в команде кто — «новички» или «старички»?
— Новые старички или старые новички — наверное, как-то так нас следует называть.
— В «СКА-Хабаровске» появился первый в истории клуба испанец. Помогаете ему обживаться?
— Помогаем, конечно. У него в принципе только одна проблема: он кроме родного больше никаких языков не знает. Хорошо, что есть Артем Симонян, который владеет испанским и английским. Вот через него пока и идет все общение, Артем рассказывает, что ему надо и как помочь.
— Тебя сейчас чаще всего используют для усиления игры команды во втором тайме. Не обидно быть игроком замены?
— Не знаю такого футболиста, который скажет, что хочет в каждом матче играть по пятнадцать минут. Все желают выходить в стартовом составе и уходить с поля с финальным свистком. Но есть тренеры, которые знают сильные стороны каждого игрока и им надо распределить нас так, чтобы соперник чувствовал давление на протяжении всех девяноста минут. Решили, что от меня сейчас больше пользы во втором тайме, я не буду спорить. Стараюсь отведенное мне время провести продуктивно. Поверь, можно запомниться болельщикам и сделать результат даже за пять минут. Поэтому отвечу так. Хочу ли я играть с начала и до конца? Да. Обижаюсь ли на нынешнее положение дел? Нет.
— Что для тебя важнее — забить гол или сделать красивую передачу?
— Я люблю голевые передачи. Мне всегда больше нравилось играть на партнеров, чем забивать самому. И даже на тренировках я больше внимания уделяю именно этому компоненту, а не ударам по воротам.
— Болельщики «КАМАЗа» прозвали тебя «Челнинским Бэкхемом». Это приятно или же есть другой футболист, на которого тебе хотелось бы походить?
— Это не болельщики, а кто-то из комментаторов после какой-то моей передачи сравнил меня с Бэкхемом. Так и пошло.
А то, что сравнивают именно с ним, — приятно, конечно. Очень грамотный футболист с крутыми передачами. Поэтому такое сравнение лестно, чего уж скрывать. Осталось только соответствовать такому прозвищу.
— Давай закончим наш разговор тем, с чего начали — возвращением в Хабаровск. Пусть Александр Гаглоев скажет болельщикам, почему в это воскресенье надо бросить все свои дела и прийти на стадион имени Ленина.
— Уважаемые болельщики, мы по вам очень соскучились. И, надеемся, вы по своей команде тоже. Она нуждается в вашей поддержке в первой по-настоящему домашней игре. Матч будет непростым, к нам едет один из лидеров чемпионата. Приходите, поддержите нас, вспомните свои кричалки, гоните нас к чужим воротам. Мы постараемся победить. А еще выберем самого активного болельщика и после игры подарим ему футболку любимой команды!