Интервью
Генеральный директор футбольного клуба «СКА-Хабаровск» Алексей Кандалинцев ответил на вопросы журналистов и читателей «Хабаровских вестей».
Изменения видны
— Мы с вами давно договаривались о встрече, но вы говорили, что надо дождаться, когда у «СКА-Хабаровска» начнется белая полоса. Началась?
— Я надеюсь, что да. Две победы дают нам большой глоток воздуха, мы видим, что команда у нас есть, она может играть и надеемся, что будет продолжать в том же духе.
— Перемены, как все отмечают, начались после отставки Дмитрия Воецкого. «СКА-Хабаровск» под его руководством не показывал должного уровня и занимал низкие места в турнирной таблице. Но вы же, как человек футбола, понимали, что у главного тренера, который только что возглавил команду, должен быть какой-то испытательный срок?
— Мы благодарны Дмитрию Юрьевичу за то, что он сделал, что собирал эту команду вместе с нами. Без его ведома ни один футболист в Хабаровске не оказался бы. К сожалению, времени у него на самом деле было очень мало. Возможно, он не успел донести какие-то свои мысли, какие-то идеи. Но наступил такой момент, когда команда нуждалась в сильной встряске. Я ездил на некоторые игры и не видел у ребят блеска в глазах. В конце концов коллегиально приняли решение об отставке главного тренера.
— Вы же лично летали в расположение команды, чтобы сообщить об этом Дмитрию Воецкому.
— Такие решения не озвучиваются по телефону. Я, как руководитель клуба, должен был лично объяснить ему и футболистам, почему мы поступаем именно так. И сообщить о назначении Алексея Поддубского исполняющим обязанности главного тренера. Ему не привыкать. Правда, Алексею Николаевичу приходилось возглавлять команду обычно в конце сезона, а не в начале. Но должен быть у него и такой опыт.
— Кроме Алексея Поддубского, других кандидатов на должность главного тренера не было?
— Мы дали ему четыре игры на исправление ситуации и продолжали смотреть на возможных кандидатов на эту должность. И кандидатуры имелись. Не стану называть фамилии, но специалисты готовы были возглавить нашу команду. Но, к тому моменту ситуация изменилась и мы решили, что следует доверить «СКА-Хабаровск» Алексею Поддубскому. Он знает команду, он участвовал в ее комплектовании, да и вообще так сложилось, что главные его успехи связаны именно с Хабаровском. Даже если бы мы привели тренера с именем, прошло бы время, пока он узнал каждого футболиста, донес свое видение игры. Нам надо было принимать решение здесь и сейчас, поэтому мы его приняли. И я считаю это решение правильным.
— Понятно, что мы в первую очередь смотрим на результат, а сама игра лично вам нравится?
— Заметно, что дисциплины стало на поле больше. Я смотрю все игры, отмечаю, что опасных моментов возле наших ворот стало меньше. Конечно, назвать игру красивой пока не могу — команда еще в стадии строительства. Да, поменяли схему, перешли с трех центральных защитников на игру в четыре защитника.
Сейчас ребятам не до красивой игры, им надо набирать очки. Видно, что они переживают, где-то боятся взять инициативу в свои руки. Есть отрезки, которые приятно смотреть и пересматривать, но на протяжении всего матча пока такой футбол показывать не удается.
Но, повторюсь, изменения видны. В матче с «Нефтехимиком» два мяча были забиты в ситуации, когда Артем Симонян и Георгий Гонгадзе не побоялись взять игру на себя.
— Алексей Поддубский на послематчевой пресс-конференции не смог выбрать, какой из забитых мячей был красивее. А вы?
— Я с ним солидарен. Артем забил красивый гол, который стал победным, а Георгий отправил мяч с середины поля — о таком, уверен, мечтает каждый футболист. И ведь он не просто ударил бездумно — сначала посмотрел, подумал и только после этого принял решение бить. Я бы между этими голами поставил знак равенства.
Новые и старые
— После смены главного тренера в команде появились три новых футболиста. Что можете сказать про Садыга Багиева, Глеба Гурбана и Мариуса Йосипоя?
— Мы с нашим спортивным директором Сергеем Шароновым находимся в постоянном поиске игроков, соотношение цена/качество для нас на первом месте. Клуб не делает дорогих покупок, потому что на это просто нет финансов, но старается взять то, что можно забрать. Эти ребята, я считаю, хорошая перспектива для «СКА-Хабаровска».
С Садыгом все понятно — у нас тяжелую травму получил Егор Носков и нам нужен лимитчик. Багиев можно сказать наш, дальневосточный, родился в Уссурийске. Конечно, ему нужно время на адаптацию, потому что вторая лига от первой сильно отличается. Мы это уже проходили с Рамазаном Гаджимурадовым, поэтому полагаю, с Багиевым у нас получится. Он по-спортивному злой и это хорошее для футболиста качество.
Глеб Гурбан — хороший крайний защитник. Сейчас у нас перебрал карточек Николай Поярков и уверен, что в следующем матче на поле выйдет белорусский футболист.
Мариус Йосипой уже поиграл в России и про него говорят много лестных слов. И в целом футбольные комментаторы очень хорошо отзываются о составе «СКА-Хабаровска». Надо лишь немного времени, чтобы команда сыгралась и стала показывать тот футбол, которого от нее ждут.
— На этом формирование состава закончилось?
— Этот процесс никогда не останавливается. Сейчас мы можем подписывать футболистов, которые расторгли контракт вовремя летнего трансферного окна. У нас есть еще две недели, чтобы заявить новых игроков. Возможно, что у нас будет еще один очень интересный новичок.
— Не знаю, как задать вопрос, чтобы кого-нибудь случайно не обидеть. У нас играли Гонгадзе, Гаджимурадов, Гаглоев, так хорошо играли, что их пригласили клубы с более высокими задачами. Сейчас они снова в Хабаровске, но, получается, мы их забрали из команд, которым они оказались не нужны.
— Нормальный честный вопрос. Да, мы позвали тех людей, в которых уверены и с которыми добивались результатов. У них не было недостатка в предложениях. Можно, конечно, сказать, что у них что-то в своих командах не сложилось, но «СКА-Хабаровск» не единственный клуб, который был готов их взять за прежние заслуги. Я с ними разговаривал, и они сказали, что им нравятся те эмоции, которые они переживали здесь. И сейчас они хотят испытать их снова.
— То есть они вернулись под Кандалинцева?
— Возможно и так. И я в этом ничего плохого не вижу. Повторюсь — Гаджимурадов, Гаглоев, Гонгазде могли выбирать, и они выбрали «СКА-Хабаровск».
— Еще про одного футболиста спрошу. Если верить статистике, то Влад Никифоров сейчас на расстоянии двух матчей от своей четырехсотой игры за хабаровский клуб. Собираетесь устроить ему праздник?
— Это наша легенда, наша история, Влад очень много лет отдал нашему клубу. Есть определенные жизненные моменты, которые сейчас не позволяют ему жить за пределами Хабаровска. Он, конечно, ездит со «СКА-2», где сейчас является капитаном, но это кратковременные командировки. Мы не будем делать это искусственно, но найдем возможность, например, кубковые матчи, чтобы Влад набрал 400 матчей в карьере.
Но тут еще такой момент есть. Никому не хочется, и Владу в первую очередь, чтобы его выпускали на поле ради статистики. Для этого необходима хорошая спортивная форма.
Чтоб погода не подвела
— Вы упомянули спортивного директора Сергея Шаронова. Он ведет свой телеграм-канал, в котором достаточно квалифицированно и временами жестко отвечает на критику «СКА-Хабаровска». Вы знаете об этом?
— Мы с ним знакомы очень давно, он человек из моей команды, которому я доверяю. Он талантлив, при этом имеет юридическое образование, что нередко помогает в работе. Когда он заводил телеграм-канал, мы, конечно, обсудили общую концепцию, отдельно обговорили, чего писать не стоит. На все спортивные команды нападают и журналисты, и излишне агрессивные болельщики, и ввязываться с ними в переписку иногда смысла нет.
В целом я не вижу ничего плохого в том, чтобы аргументированно и на фактах объяснять те игровые моменты, которые либо неправильно поняты, либо неправильно истолкованы. В каких-то моментах он советуется со мной, иногда с Алексеем Поддубским, но в целом это авторский канал Сергея Шаронова, который не противоречит общей концепции в медиапространстве «СКА-Хабаровска».
— Как дела обстоят с полем?
— Я сейчас на стадионе практически живу. И в выходные тоже здесь нахожусь. Строители — это особая каста, во всем приходится разбираться, а это, скажу честно, нелегко.
Газон уже пришел, оборудование все готово, ждем кварцевый песок. Помешать могут только погода и человеческий фактор.
— Так когда «СКА-Хабаровск» выйдет на игру на стадионе Ленина?
— Мы планировали, что это событие произойдет 19 октября в матче с «Уралом». Но в этот день играет хабаровский «Амур» и я обратился к руководству Лиги, чтобы нам разрешили провести игру 20 октября. Это как раз день рождения Хабаровского края — будет очень символично вернуться в такой знаковый для всех нас день. Но, опять же, если нас не подведет генподрядчик — компания «СИС РУС».
Но это наши хотелки, которым могут помешать, например, дожди. Если с погодой все будет хорошо, его не будет в течение месяца, то мы к этой дате точно успеем подготовить поле с подогревом. Не доделаем беговые дорожки на стадионе, но, думаем, это можно отложить чуть-чуть на потом.
Надеялся, но не верил
— Давайте немного поговорим про вас. После ухода из «СКА-Хабаровска» вы на какое-то время исчезли из поля видения, работали даже за пределами края, но летом вернулись домой. Как принял родной город?
— Встретил очень хорошо. Сам по нему соскучился: я в Хабаровске родился, здесь вырос, многое с ним связывает. Даже работая в Самаре, следил за командой и надеялся, что когда-нибудь вернусь. Для меня очень важно, что люди оценили мою прошлую работу и вернули меня обратно в клуб. Я особо благодарен Дмитрию Викторовичу Демешину за оказанное доверие.
— Вообще предполагали, что такое может произойти?
— Было понимание, что здесь я не все еще сделал. У любого человека есть амбиции, тем более, когда ты вроде бы со всем справлялся. Когда я уходил, команда остановилась в одном шажке от Премьер-лиги, поэтому, думаю, была в моем уходе некая небольшая несправедливость.
— Как говорил Алексей Поддубский, чемодан с вещами всегда должен быть наготове.
— Наверное, такова доля любого руководителя, а не только тренера. Это правда, что вещи должны быть собраны на всякий случай (смеется).
— Я не очень слежу за рынком вакансий генеральных директоров футбольных клубов, но неужели не было более достойных предложений, кроме как руководство женским клубом?
— Сразу после того как я ушел из «СКА-Хабаровска», мы с моим другом Даниилом Григорьевым создали в нашем городе интересный турнир под названием «Дальневосточная Медиалига». Основная цель медиафутбола — создание шоу, в то время как профессиональный футбол ставит своей задачей достижение результата. Эта идея до сих пор живет, с каждым годом команд становится все больше и лига развивается.
Но в один прекрасный момент мне позвонили из Самары по поручению местного бизнесмена Максима Симонова, который входит в попечительский совет «Крыльев Советов», и предложили возглавить самарский женский футбольный клуб. Я ответил отказом. Где я, а где женский футбол.
Но через несколько дней мне перезвонили и объяснили, что в самарском женском футболе планируется реорганизация, на это выделен отдельный бюджет и нужен человек, который умеет работать с документами, и знает, как устроен футбольный клуб. Речь шла именно о руководстве, а не о тренировочном процессе и общении с девушками-футболистками. Я подумал, что это новый опыт, мне это достаточно интересно, и согласился.
— Работа в женском футбольном клубе отличается от работы в мужском?
— В целом нет. Но своя специфика присутствует, конечно. Где-то нельзя сильно ругать, нужно более тщательно подбирать слова, да и в раздевалку к футболисткам не в любой момент можно зайти.
— Зато вы теперь можете при необходимости сказать футболистам «СКА-Хабаровска», что они играют как девчонки.
— Да, теперь я могу так говорить со знанием дела (смеется). Но очень надеюсь, что до такого не дойдет.
— Как вообще возможно руководить предприятием, часть которого базируется в другом городе?
— Любой спортивный клуб — это завод по производству эмоций. Наше предприятие создано для людей, чтобы они приходили на стадион, кричали, выражали позитив или негатив. Это дает ему заряд бодрости. А теперь представь, что болельщик здесь, а завод по производству эмоций далеко от него. Единственное, что мы сейчас можем сделать, начинать домашние матчи в Раменском в такое время, чтобы в Хабаровске могли их смотреть, и побольше выигрывать!
Конечно, тяжело. Некоторые неотложные дела приходится решать тогда, когда там день, то есть ночью у нас.
— Как вы узнали о налете беспилотников на Раменское?
— Мне начали звонить. Начальник команды Сергей Ленивкин меня набрал, когда в Москве было четыре часа утра. Я очень удивился, почему он не спит. И он мне рассказывает, что у них везде грохот и шум. Самое интересное, что большинство футболистов даже не проснулись. Я переживал, конечно. Они жили недалеко от стадиона, возле которого один из беспилотников как раз и упал.
— Вы участвовали в переговорах о том, в каком формате проводить матч, который должен был состояться на следующий день после прилета?
— Нет, решение об игре без зрителей приняли на уровне полиции Раменского и представителей лиги, которые находились там. Тут я никак повлиять не мог. Конечно, переживал, а разрешат ли вообще играть? Разрешили, но на пустом стадионе.
— Скоро «СКА-Хабаровск» вступит в борьбу за Кубок России. Вы, как генеральный директор, будете настаивать на полной отдаче в кубковых играх или же порекомендуете сосредоточиться на чемпионате?
— В данной ситуации я за чемпионат. Мы на эту тему с Алексеем Поддубским еще не разговаривали (наша встреча состоялась 18 сентября. — Прим. авт.), да и Кубок России — турнир сам по себе тоже интересный. Но наша главная задача — поправлять дела в чемпионате. Я думаю, что кубковый матч в нашем положении — хорошая возможность заявить о себе тем футболистам, которые сейчас не попадают в состав.
— Говорили, что придет время, и вы доберетесь до проблем СКА-2. Добрались?
— Я, скажем так, уже вовлечен в процесс. Давай начнем с того, что мы вернули вторую команду в Хабаровск. Я не знаю, почему это не было сделано раньше. Сейчас команда играет на стадионе «Энергия», который мы привели в порядок, показывает хорошие результаты, болельщики ходят.
Еще бы сказал про соревнования ЮФЛ, в которых принимают участие наши мальчишки. Тоже ведь были проблемы со стадионом, а играть надо! А сейчас хабаровские мальчишки везде лидируют, родители рады, мы тоже! Но самое главное – это прогресс наших воспитанников. Дмитрий Гришанов получил вызов в юношескую сборную России. И хорошо там смотрелся: принял участие в трех товарищеских матчах и забил три мяча. Сезон он завершит в аренде в юношеской команде столичного «Спартака», которая выступает в федеральном турнире ЮФЛ.
Еще один наш воспитанник Дмитрий Гончарук до зимы будет играть в СШОР «Зенит» из Санкт-Петербурга. Эта команда также выступает в главном турнире Юношеской футбольной лиги. Как мы отмечали ранее, ребята ушли не насовсем, «СКА-Хабаровск» подписал с ними профессиональные контракты и рассчитывает на них в будущем. Подписали первые контракты с родным клубом и несколько других ребят из наших команд ЮФЛ, и эта практика будет продолжаться.
Есть цель — нет препятствий?
— Вы, как генеральный директор, какую задачу поставили команде, скажем, до перерыва в чемпионате? С какого места «СКА-Хабаровск» должен уйти на новогодние каникулы?
— Мы должны быть в первой десятке. Если учесть все наши проблемы, которые были и есть, я надеюсь, что мы способны бороться за что-то.
— Вы надеетесь или поставили такую задачу?
— Себе я такую задачу поставил. Алексей Поддубский такой же амбициозный человек, как и я. Поэтому, уверен, что он думает точно так же.
— В завершение нашего разговора хотелось бы узнать, чего вы ждете от болельщиков и что вы можете им пообещать?
— В первую очередь нам нужна поддержка. Клубу сейчас очень тяжело, проблемы я озвучил. Их надо решать как можно быстрее, но мы не волшебники, на все нужно время.
Во вторую очередь пожелаю болельщикам терпения. Мы сделаем все возможное, чтобы команда как можно быстрее вернулась в Хабаровск, чтобы стадион ожил. Но результатов добиться можно только в одном случае — когда мы будем все вместе.
Что пообещать? Конечно же, обещаю, что клуб снова станет открытым, как и прежде. Как только команда вернется в родной город, мы обязательно встретимся со всеми, кто ждет нашего возвращения!
*СиЛ — стадион имени Ленина.