Интервью
«Очередной хабаровчанин стал жертвой мошенников». Согласитесь, такие заголовки уже привычны, но по-прежнему удивляет, с какой легкостью люди поддаются внушению и по звонку переводят огромные суммы в неизвестность.
Настал новый день и новые потерпевшие пополнили список обманутых. На этот раз аферисты получили около 2 млн руб. от 82-летний пенсионерки из Хабаровска. Действовали по одному из сценариев ― пожилой женщине позвонил «банковский работник», который поведал, что кто-то пытается прямо сейчас снять деньги с ее счета. Виной всему утечка данных, в этом уже разбираются, но надо срочно спрятать от злоумышленников бабушкины накопления. Он продиктовал «безопасный счет», велел никому не говорить о происходящем и действовать быстро. Заботливый «банковский работник» вел старушку по телефону, пока деньги не оказались на нужном ему счете. После чего он потерял к ней интерес.
О видах мошенничества и том, как можно противостоять аферистам, если уже ответил на звонок, мы поговорили с Андреем Кокориным, врио начальника УМВД России по г. Хабаровску.
― Андрей Викторович, какие способы телефонного мошенничества сегодня самые распространенные?
― Все сценарии, которые используют мошенники, хорошо известны: мы постоянно говорим о них гражданам, пишем в сводке, рассказываем на встречах с населением, в СМИ. Кажется, у людей должна сразу срабатывать защитная реакция, когда им звонят «из банка» или «следователи» и «полицейские». Но, к сожалению, каждый день мы получаем новые заявления от потерпевших. Нередко они признаются, что знали о подобных преступных схемах, и сами не понимают, как смогли попасть на удочку злоумышленников. Это говорит о том, что мошенники умело манипулируют людьми.
Чаще всего хабаровчане берут кредиты и переводят их после звонков от «сотрудников банка». Их пугают, что на них оформляют кредит, и они по настойчивому совету «специалиста» берут займы в нескольких банках и отсылают деньги на некие «безопасные» счета.
На втором месте жертвы, установившие себе на телефон по звонку «из банка» программу от мошенников. В таком случае аферисты получают возможность управлять счетом гражданина.
― Отчего же так верят «банковским работникам»?
― Бывают случаи, когда человек не поверил звонку, прервал разговор, но мошенники будут звонить ему снова и снова, выступая в разных ролях, пока не поймут, как его заставить сделать то, что надо им. Не получилось с «работником банка» ― станут «майором следственного отдела» или строгим «лейтенантом полиции». Люди привыкли верить представителям власти, и, если мошенники хорошо разыграют свой сценарий, им поверят.
― Классический «развод» про попавших в ДТП родственников еще актуален?
― Да, хотя про него говорят уже много лет, но и сейчас есть те, кто пострадал от такого вида мошенничества. В основном, здесь жертвами становятся пожилые люди. Они быстро пугаются, услышав про беду, в стрессовой ситуации готовы выложить последние деньги, чтобы помочь мнимым родственникам. Якобы надо срочно заплатить потерпевшим в ДТП или инспектору ДПС, чтобы избежать уголовного наказания. Надо помнить, что если вы передаете деньги для взятки, то сами станете фигурантом уголовного дела. Рекомендуем гражданам не поддаваться эмоциям, если вам поступил такой звонок. Прекратите разговор, постарайтесь успокоиться. Перезвоните своим родственникам, если не удается ― обратитесь к соседям или позвоните в полицию.
― Что надо раз и навсегда запомнить, чтобы не пополнить список жертв мошенников?
― Надо усвоить самим и рассказать другим, что никогда сотрудник банка не будет по телефону спрашивать данные счета, просить назвать код карты, расположенный на оборотной стороне пластика, наставить, чтобы человек взял кредит и перевел его на «безопасный счет». Нет такого понятия ― безопасный счет, если он был открыт не вами!
Сотрудники полиции и других силовых структур не станут рассказывать по телефону о каких-либо уголовных делах, не будут пугать, что на оформленный на ваше имя кредит идет финансовая поддержка недружественной страны. Настоящие полицейские или следователи могут позвонить и только пригласить в отделение. По телефону не обсуждаются никакие материалы.
Звонят через мессенджеры, используя подменные номера. Запомните, что представители официальных структур никогда не будут звонить по мессенджерам!
― Часто слышим, что мошенники обратились к жертве по имени-отчеству, поэтому удалось убедить.
― Да, но люди спокойно сами оставляют свои персональные данные, и их нетрудно найти злоумышленникам. Они могут назвать имя-отчество, сказать, где вы живете, где храните свои средства. Иногда эти сведения они получают заранее, предложив гражданам поучаствовать в «социальном опросе» также по телефону.
― Несколько раз попадалось в сводке, что человека обрабатывали ни один день. Так, хабаровчанка продала квартиру и отправила деньги мошенникам, напуганная их историями о несуществующем уголовном деле. Почему человек не обращается за помощью, когда с ним так долго «работают» аферисты?
― Они убеждают человека, что он не должен никому говорить. Запугивают уголовным преследованием. Жертвами становятся как пожилые люди, так и молодые. И все объясняют, что все это время жили, как в тумане.
― Какая самая крупная сумма, отданная мошенникам в этом году?
― Около 15 млн руб. Злоумышленники несколько дней убеждали человека, в итоге он сдался и перевел им свои личные накопления. Затем понял, что стал жертвой мошенников и обратился в полицию. Проводятся оперативные мероприятия по установлению личности злоумышленников, но найти виновных не просто. Зачастую след уводит за пределы Российской Федерации. Поэтому запомните главные правила: прекращайте разговоры с неизвестными, кем бы они не представлялись по телефону, не спешите выполнять то, что они от вас требуют. Сомневаетесь, все ли в порядке с вашим банковским счетом ― обратитесь в отделение банка.