Интервью
Городское хозяйство можно назвать самой беспокойной сферой. Это сложный комплекс, обеспечивающий стабильность функционирования населенного пункта. С 20 июля этого года на должность заместителя мэра Хабаровска по городскому хозяйству назначен Алексей Богданов. Об итогах года и планах на будущее по курируемым направлениям — в нашем интервью.
— Алексей Владимирович, сегодня много говорят о строительстве ТЭЦ-4. Чем она будет принципиально отличаться от ТЭЦ-1, на месте которой будет построена? Какие проблемы сможет решить? Чем она хороша с точки зрения экологии?
— Хабаровскую ТЭЦ-4 построят на участке существующей Хабаровской ТЭЦ-1, которая после будет выведена из эксплуатации и демонтирована, за исключением некоторых объектов ее инфраструктуры, необходимых для работы новой станции. В зоне теплоснабжения ТЭЦ-1 (ТЭЦ-4) находятся 1786 многоквартирных жилых домов и частных домовладений с численностью населения около 270 тыс. человек.
На Хабаровской ТЭЦ-4 планируется смонтировать 4 газотурбинные установки с котлами-утилизаторами, 5 водогрейных котлов и 3 паровых котла. Все оборудование будет изготовлено в России. Преимуществом современных газотурбинных установок (по сравнению с используемыми на Хабаровской ТЭЦ-1 паротурбинными) являются значительно лучшие маневренные возможности (способность быстро изменять мощность в соответствии с потребностями энергосистемы), меньшие удельные затраты топлива, значительно меньшая потребность в воде, большая компактность оборудования.
Новая станция будет работать на природном газе, самом экологичном виде топлива. Поставка природного газа будет осуществляться от действующей ГРС-1 и ГРС-2, строительство которой запланировано АО «Газпром газораспределение ДВ» в период 2021—2023 гг.
ТЭЦ-4 заместит Хабаровскую ТЭЦ-1, часть котлов которой работает на каменном угле. Соответственно, полностью исключаются выбросы золы и необходимость ее хранения в золоотвале, в несколько раз снижаются выбросы окислов азота и серы.
Установленная тепловая мощность ТЭЦ-4 превысит действующую ТЭЦ-1 на 14,5%, а проектная среднегодовая выработка электроэнергии составит 1,6 млрд кВт•ч.
В ближайшие 10 лет, помимо Хабаровской ТЭЦ-4, строительство новых электростанций не запланировано.
Энергосистема Хабаровского края имеет достаточные резервы мощности. Дефицита тепловой энергии для Хабаровска, согласно схеме теплоснабжения города до 2035 года, также не прогнозируется.
— Но появление ТЭЦ потребует реконструкции имеющихся энергетических сетей и прокладки новых. Это глобальная работа. Как и в какие сроки город планирует это сделать?
— Строительство станции планируется начать в 2021 году после получения в Главгосэкспертизе положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости, утверждения Правительством РФ нормативных документов, обеспечивающих реализацию проекта, и выбора подрядной организации на конкурсной основе. Планируемый срок окончания строительства — 2025 год.
Проект будет реализован за счет средств ПАО «РусГидро», привлечение средств федерального, краевого и местного бюджетов не планируется.
Окончательную стоимость строительства Хабаровской ТЭЦ-4 определят по итогам рассмотрения сметной части проекта Главгосэкспертизой. Стоимость складывается из затрат на строительно-монтажные работы, закупку оборудования, создание внеплощадочной инфраструктуры.
Внеплощадочная инфраструктура станции (линии электропередачи, тепловые сети, водоснабжение и т.п.) будет построена за счет средств ПАО «РусГидро».
Стоит отметить, что так как новую Хабаровскую ТЭЦ-4 построят на площадке существующей Хабаровской ТЭЦ-1 и она будет подключена к ее схемам выдачи электрической и тепловой мощности, масштабного строительства сетевой инфраструктуры не потребуется.
Также будет использована инфраструктура, обеспечивающая газом существующую Хабаровскую ТЭЦ-1.
— В следующем году планируется начать строительство магистрального водопровода от Воронежского шоссе к микрорайону Ореховая Сопка и магистрального канализационного коллектора. Об этом много говорят как о большом достижении, без которого нельзя развивать перспективный микрорайон. Что за проект и что значит его реализация для городских властей?
— С целью развития жилищного строительства в районе Ореховая Сопка выполнено проектирование и получено заключение экспертизы по объектам: «Строительство магистрального водопровода от Воронежского шоссе до ул. Совхозной», «Строительство магистрального канализационного коллектора до главного канализационного коллектора».
Заключено соглашение с правительством Хабаровского края на получение софинансирования из краевого бюджета в 2020—2021 годах на строительство объектов.
Стоимость строительства магистрального водопровода от Воронежского шоссе до ул. Совхозной составляет 141,63 млн руб. Размер софинансирования из краевого бюджета — 138,793 млн руб., из городского бюджета — 2%, или 2,832 млн руб.
В настоящее время ведутся конкурсные процедуры для выбора подрядной организации на выполнение строительно-монтажных работ. Срок ввода объекта в эксплуатацию — 2021 год.
Что касается строительства магистрального канализационного коллектора до главного канализационного коллектора, то его стоимость — 131,74 млн руб. Размер софинансирования из краевого бюджета составляет 129,108 млн руб., за счет средств городского бюджета — 2% или 2,634 млн руб. Строительство будет осуществлять ООО «Благострой». Срок ввода объекта в эксплуатацию — 2021 год.
Кстати, уже сейчас на сайте администрации Хабаровска в разделе «Структурные подразделения» можно открыть страницу управления энергообеспечения, топлива и инженерных коммуникаций и там увидеть полный график отключений горячей воды и всех планируемых ремонтных работ на будущий год — это очень удобно и информативно!
— В этом году завершилась важная работа — МУП «Водоканал» подвело воду к микрорайону Красная Речка. До сих пор качество воды из-под крана здесь вызывало возмущение жителей, теперь эта проблема решена. Главным направлением на будущее называют ремонт ветхих сетей водоснабжения и водоотведения и реконструкцию очистных сооружений канализации. Что и где в первую очередь будут реконструировать и менять?
— Существующие очистные сооружения канализации построены в 1982 году и имеют производительность 220 тыс. м3/сут., при потребности в 300 тыс. м3/сут. Физический износ, степень очистки сточных вод не соответствуют качеству сбрасываемой очищенной воды.
С целью решения этих вопросов в городе Хабаровске ведется строительство объекта «Расширение и реконструкция (2-я очередь) канализации в г. Хабаровске». Проектная мощность — 320 тыс. м3/сут.
Стоимость строительства объекта по заключению государственной экспертизы в ценах соответствующих лет — 15 млрд 589 млн руб. Остаточная стоимость строительства — 12 млрд 837 млн руб.
С 2014 года прекращено финансирование строительства объекта из средств федерального бюджета, с 2016-го — из краевого бюджета. Строительство объекта продолжается только за счет средств городского бюджета.
Техническая готовность объекта 17,9%. Уже построены напорный коллектор, обводной самотечный коллектор с дополнительными подключениями, здание ультрафиолетового обеззараживания, сооружение насыщения кислородом, камеры и резервуары, сети технологические, водоснабжения и канализации, тепло- и электроснабжения.
В 2021 году продолжится работа по реконструкции главной насосной станции, перекачивающей все стоки города, с заменой технологического оборудования и встроенной трансформаторной подстанцией, строительству приемного резервуара главной насосной станции, защитного сооружения ГО на главной насосной станции, внутриплощадочных сетей на площадке главной насосной станции.
Мероприятия по реконструкции, капитальному ремонту сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения выполняются в соответствии с инвестиционной и производственными программами МУП города Хабаровска «Водоканал».
Протяженность городской системы канализации составляет 663,45 км, из которых требует замены более 80% существующих сетей. На сетях работают 42 перекачивающие станции (КНС) и Главная канализационная насосная станция (ГНС).
Комплекс мероприятий по развитию системы водоотведения включает замену изношенных сетей, развитие системы водоотведения, в том числе строительство напорных коллекторов от пос. им. Горького, с реконструкцией КНС, более 20 км, подключение пос. Красная Речка к городским сетям водоотведения более 20 км, строительство напорных коллекторов, 33 км.
В настоящее время выполняется реконструкция магистрального канализационного коллектора от КНС 5а до обводного самотечного коллектора (р-н ул. Черноморская). построенного в 1974 году. По коллектору транспортируется 60% канализационных стоков города. Работы планируется завершить в 2023 году.
Общая протяженность сетей водопровода города составляет 730,534 км. Нуждается в замене порядка 48%.
Для профилактики возникновения аварий и утечек на сетях, уменьшения объемов потерь проводятся плановые работы по замене запорнорегулирующей арматуры и сетей водопровода с истекшим эксплуатационным сроком. Для замены и строительства новых сетей водопровода используется современные материалы: полиэтилен и ВЧШГ.
При перекладке сетей используются бестраншейные технологии ремонта трубопроводов. Для перекладки трубопроводов в труднодоступных местах и под оживленными магистральными улицами используется метод протаскивания трубопровода меньшего диаметра в существующей трубе. Технологии бестраншейной перекладки и прокладки трубопроводов отличаются короткими сроками производства работ с быстрым введением в эксплуатацию и представляют собой не только недорогую альтернативу открытому способу перекладки, но и высококачественный метод обновления трубопроводов, что позволяет увеличить их работоспособность, безопасность и срок использования.
Проблемным вопросом в части сетевого водопроводного хозяйства является недостаточная пропускная способность сетей или их отсутствие в отдельных частях города, в основном это территории Краснофлотского района, территории малоэтажной застройки всех районов города, истечение срока эксплуатации трубопроводов из чугуна и стали, а также истечение срока эксплуатации запорно-регулирующей арматуры.
Во многих районах города разводящие сети малой пропускной способности, диаметр их не превышает 300 мм, что является преградой для развития нового строительства.
Для решения имеющихся в сфере водоснабжения потребителей Хабаровска проблем необходимо строительство сетевых сооружений. обеспечивающих подключение новых потребителей согласно Генеральному плану города; расширить централизацию водоснабжения для всех потребителей с учетом малоэтажной и индивидуальной застройки; с целью сокращения потерь воды провести замену ветхих сетей и обеспечить сокращение уровня износа сетевых сооружений; продолжить работу по приему на обслуживание бесхозных сетей; провести реконструкцию первой очереди ГОСВ.
В 2021 году будет выполнено:
— строительство водопроводной насосной станции в микрорайоне ДОС (Большой аэродром). ВНС необходима для обеспечения гидравлического режима в микрорайоне, так как переданная Министерством обороны РФ в 2018 году ВНС находится в аварийном состоянии и непригодна для эксплуатации;
— реконструкция магистральных водоводов диаметром 400-800 мм по ул. Бийской и ул. Воронежское шоссе. Указанные водоводы имеют большой износ и аварийность. Выполнение реконструкции, с увеличением диаметров, позволит увеличить пропускную способность, увеличит надежность системы водоснабжения, создаст условия для подключения новых потребителей
Кроме того, МУП города Хабаровска «Водоканал» ежегодно выполняется капитальный ремонт порядка 20 км сетей водоснабжения и водоотведения.
— Алексей Владимирович, вы пришли на эту должность в непростое время, когда нарастала сложная паводковая ситуация. Устранены ли сейчас все последствия и как город готовится к следующему лету?
— В настоящее время все последствия паводка устранены. Временные сооружения разобраны, насосное оборудование городского резерва обслужено и поставлено на хранение.
Вместе с тем режим ЧС еще не снят по причине неоплаченных правительством края аварийно-восстановительных работ на общую сумму 13,5 млн руб.
Документы администрацией города подготовлены и направлены в соответствующие структуры края. Просто надо понимать, что требуется некоторое время.
Из каждой ЧС мы стараемся сделать полезные выводы и скорректировать свою работу. Например, в этом году мы апробировали дорожную карту предупредительных мероприятий, в которой заблаговременно, исходя из возможных уровней воды в реке Амур, предусмотрели мероприятия, которые нужно выполнить при достижении определенных уровней воды в реке Амур и после схода воды.
К сожалению, не все зависит от городских властей, и по-прежнему остаются нерешенными вопросы:
— недостроенная перекачивающая насосная станция ливневой канализации в районе ул. Флегонтова – ул. Пионерской, строительство которой было начато ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», правопреемником которого в настоящее время является ФГУП «Главное военно-строительное управление № 6»;
— так и не начатое строительство объекта «Инженерная защита территории пос. Красная Речка в городе Хабаровске», решение
о строительстве которого было принято правительством края после наводнения 2013 года, однако сроки реализации проекта отложены до лучших времен;
— в случае паводка в будущем опять возникнет необходимость засыпки судоходного прохода в затон на объекте «Защита от затопления территории Южного округа на участке ул. Пионерской от дендрария до ул. Союзной», т.к. применение плавсредства (понтон-батопорт) в настоящее время невозможно по причинам неготовности монолитного порога (основания) под понтон-батопорт и запланированных завершающих испытаний его на 2022 год.
Тем не менее оставаться в стороне мы не имеем права, и поэтому успешно примененная практика создания насосных групп различной мощности из городского резерва и возведения временных водозащитных сооружений, успешно применяемая на наиболее сложных участках уже два года, нами будет продолжена, до момента постройки дамб и станции.
— Сейчас уже понятно, что ряд городских территорий, таких как улица Богачева, например, или Большой Уссурийский остров, будут затапливаться и впредь. Как защитить их? Правда ли, что до сих пор еще не все пострадавшие обратились в администрацию за справками о затоплении? Это значит, не всем еще оказана материальная помощь?
— В соответствии с требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, межведомственная комиссия на основании заявления собственника жилого помещения может принять одно из следящих решений: о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, подлежащим капитальному ремонту, реконструкции, либо рекомендовать собственнику жилого дома предоставить заключение специализированной организации.
По состоянию на 16.12.2020 межведомственной комиссией рассмотрены обращения собственников 12 жилых домов, попавших в зону паводка 2020 года.
В отношении 10 жилых домов межведомственной комиссией приняты следующие решения:
— 3 жилых дома признаны непригодными для проживания (№ 58 по ул. Приемной, № 26 часть 2 по ул. Архаринской, № 38 по ул. Архаринской);
— 4 жилых дома признаны пригодными для проживания (№№ 24, 26 по ул. Гомельской, № 25 по ул. Керченской, № 17 по ул. Барнаульской);
— 1 жилой дом признан подлежащим капитальному ремонту (№ 17 по ул. Архаринской);
— 1 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу (№ 19 по ул. Мельничной).
Собственнику жилого дома № 25 по ул. Барнаульской межведомственной комиссией рекомендовано предоставить заключение специализированной организации о техническом состоянии жилого дома.
В отношении двух жилых домов (№ 36 по ул. Архаринской, № 15 по ул. Барнаульской) вопрос о признании их пригодными (непригодными) для проживания будет рассмотрен на очередном заседании межведомственной комиссии.
Компенсационные выплаты пострадавшим в результате ЧС гражданам осуществлены за счет средств краевого бюджета в полном объеме (3,18 млн руб.), в том числе:
— единовременная материальная помощь в связи с нарушением условий жизнедеятельности (по 10 тыс. рублей 118 гражданам) в сумме 1,18 млн руб.;
— финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости (по 50 тыс. руб. 38 гражданам) в сумме 1,90 млн руб.;
— финансовая помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости (100 тыс. руб. одному гражданину) в сумме 0,10 млн руб.
— Еще одна важнейшая проблема — это, конечно, расселение аварийного жилья и бараков. Все ли удалось в этом году, с какими проблемами столкнулись, что планируется на будущий год по этому направлению?
— Ключевыми показателями выполнения I этапа адресной программы (2019—2020 гг.) для города Хабаровска являются:
— расселение 186 человек;
— общая площадь 2 546,04 кв. м.
Заключено 66 муниципальных контрактов по приобретению 66 квартир, которые позволят расселить 186 человек.
48 квартир для 109 человек предоставлены по договорам социального найма/мены;
15 квартир для 54 человек находятся на стадии предоставления;
3 квартиры для 23 человек — вопросы о принудительном переселении решаются в судебном порядке.
Ключевыми показателями выполнения II этапа Адресной программы (2020—2021 гг.) для города являются:
— расселение 246 человек;
— общая площадь 3 600,60 кв. м.
В 2020 году необходимо приобрести 73 квартиры. В настоящее время заключены муниципальные контракты на приобретение 58 квартир, по пяти квартирам контракты находятся на стадии заключения.
По 10 закупкам заявки повторно размещены на торговой площадке.
В соответствии с планируемыми изменениями адресной программы Хабаровску в 2021 году необходимо обеспечить расселение 2 845,15 кв. м общей площади аварийного жилья.
Расселение указанного количества жилья соответствует приобретению 74 квартир. Учитывая, что на вторичном рынке жилья квартир для приобретения и достижения целевых показателей крайне недостаточно, приоритетным способом переселения граждан в 2021 году будет являться заключение с застройщиками, планирующими сдать многоквартирные дома в эксплуатацию до октября 2021 года, договоров на приобретение жилья в будущем или договоров долевого участия в строительстве.
— Как вообще сказалась сложная эпидемическая ситуация этого года на осуществлении планов муниципалитета?
— В целом она существенно не повлияла на реализацию планов структурных подразделений, входящих в блок городского хозяйства, но вместе с тем управлением по делам ГО и ЧС были выполнены следующие мероприятия:
— в начальный период распространения новой коронавирусной инфекции была организована деятельность двух обсерваторов на базе гостиниц «Пять звезд» и «Турист» вместимостью 100 и 150 человек (заключение договоров на их содержание, проживание и питание граждан) для проживания в течение 14 дней граждан, прибывавших в Хабаровск из-за границы и других регионов;
— руководство управления регулярно проводит рейдовые мероприятия в городском общественном транспорте и объектах торговли с целью контроля соблюдения гражданами и организациями установленных правил поведения в целях нераспространения новой коронавирусной инфекции;
— выполнение непосредственно управлением и другими структурными подразделениями администрации города поручений оперативного штаба правительства Хабаровского края и городского оперативного штаба по мониторингу ситуации и принятию экстренных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.
Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, все мероприятия, запланированные в рамках муниципальных программ «Формирование современной городской среды на 2018—2024 годы» и «Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на 2014—2020 годы», будут выполнены в полном объеме.
В 2020 году выполнено благоустройство 121 дворовой территории и шести проездов к дворовым территориям многоквартирных домов на общую сумму 140,9 млн руб., в том числе:
— 77,2 млн руб. — бюджет города Хабаровска;
— 27,5 млн руб. — бюджет Хабаровского края;
— 36,2 млн руб. — средства собственников МКД.
В составе данных 121 объектов:
— 63 объекта — ремонт дворовой территории;
— 56 объектов — устройство детских площадок, спортивных и других площадок отдыха и досуга;
— 3 объекта — устройство заглубленного контейнера для сбора твердых коммунальных отходов.
Организации, осуществляющие управление жилым фондом (УК, ТСЖ, ЖСК), с целью недопущения распространения коронавирусной инфекции на постоянной основе проводили мероприятия по дезинфекции мест общего пользования в МКД.