Интервью
Первые полгода Романа Шаронова в Хабаровске получились насыщенными. Строя абсолютно новую команду с нуля, главный тренер «СКА-Хабаровск» стартовал с трех поражений подряд и массой критических стрел в свой адрес, зато завершил осеннюю часть рекордными пятью победами подряд и минимальным отставанием от зоны стыков.
― У СКА была самая продолжительная победная серия в Первой лиге ― 5 матчей. От одного из тренеров я слышал любопытную фразу: «Мы все знаем, как вести себя с игроками, когда проигрываем. А вот как вести себя с командой, когда она выигрывает…». Как вы реагировали на эту серию? Важно было не дать парням расслабиться или не сбивать кураж?
― Очень хорошая фраза, но мои требования не меняются, в зависимости от того, выиграли мы или проиграли. Конечно, результат матча влияет на эмоциональный фон, но в то же время он не должен перерастать в эйфорию. Всегда должен быть баланс, поэтому мы много работаем над ментальностью. Чтобы не было зависимости от счета. Я часто говорю игрокам: «Мы должны знать, какой счет, но не должны думать о нем». Мы будем продолжать учиться этому.
Мы много работаем с игроками ― тренировки, теории, восстановление, индивидуальные беседы и прочее. Но важно, чтобы каждый футболист был профессионалом и дополнительно готовил себя к матчу. Это достаточно тяжёлый труд. Взять недавнюю игру с «Краснодаром-2»: мы отдали много эмоций в предыдущей встрече с «КАМАЗом», потом перелёт в Москву, долгая дорога на поезде до Сочи, потом на автобусе до Крымска, в какие условия приехали… Для меня парни – большие молодцы. Они справились со своей задачей, показали себя настоящими профессионалами в плане подготовки. Потому что они могли посмотреть в турнирную таблицу и расслабиться. Этого не было. Мне понравилось, как мы провели тренировочный цикл и в итоге выиграли. Тяжело, но выиграли. Вот эта эмоциональная среда невероятна важна, и мы будем ее улучшать.
Мы ― единое целое. Я вижу, как скамейка реагирует на голы. Как футболист не играет, а потом выходит на замену или в старте. Это легко потерять, и мы продолжим над этим работать. Самое главное: не я, а команда!
― Какой момент пока для вас был самым тяжелым?
― Не буду врать, это начало сезона, когда мы проиграли три первых матча. Дело не в том, что я потерял веру в то, что мы делаем. Важно было, чтобы у игроков не появились сомнения. Когда появляются сомнения, невозможно продолжать тот путь, который мы выбрали. Мы справились с этими результатами и дальше через труд, через командную работу двигались шаг за шагом. Проходить такие этапы ― это сложный, но хороший опыт. Думаю, это сделало нас сильнее.
― На ваш взгляд, какая из игр СКА в первой части сезона была самой целостной в плане содержания?
― Каждая игра ― это отдельная история. Есть сопротивление соперника. Были удачные отрезки в каждой игре ― это касается как атаки, так и обороны. Но я хочу отмотать назад до предсезонных сборов. Это 20 минут с московским «Динамо». Это та сбалансированная игра, которую я хочу видеть: атака, оборона, прессинг. Нужно добиться стабильности и далее уже работать над нюансами.
― Игрок, который очень скромно и незаметно перешёл летом в нашу команду и по-настоящему раскрылся по ходу сезона. Речь про Никиту Мирошниченко, ставшего одним из главных открытий Первой лиги.
― У меня была информация, что у Никиты есть хорошие качества, начиная от интеллекта игрока, заканчивая техникой. Но ни один игрок не сможет прогрессировать, если не будет партнеров. Я хочу сказать про всех игроков: моё мнение, каждый футболист стал лучше. Больше или меньше – это другой вопрос. Мы обсуждали это с тренерским штабом: все улучшили свои качества. Я не люблю выделять игроков, это командный вид спорта, но, если сказать про Никиту, это его отдача игре. Это труд.
Под каждого игрока мы подбираем определённую роль. Каждого игрока мы адаптируем, исходя из его качеств. Есть ряд футболистов, которые ещё не до конца себя нашли. То есть не реализуют свои качества настолько, насколько могли бы. Прогрессировали ― да, но не так, как могли.
― Много говорят о Шарле, который мощно ворвался в сезон. Летом он очень долго находился на просмотре. Поначалу не впечатлил вас?
― У него была достаточно специфичная техника, было много пробелов. Они и сейчас есть. Но я увидел, что игрок прогрессирует в плане работы с мячом. Его скорость мы сразу увидели, дальше работали над пониманием игры, как ему действовать в той или иной ситуации. Он становился все лучше и лучше, поэтому приняли решение его оставить. В любом случае, ему нужно еще много работать для того, чтобы превратиться в еще более качественного игрока.
― Многие тренеры, работая со взрослыми профессиональными командами, не уделяют такое внимание индивидуальной работе с футболистами. Считается, что сложившегося игрока уже сложно исправить. Вы же на тренировках углубляетесь вплоть до азов футбола ― как поставить корпус, какой частью ноги ударить… Получается, учиться играть в футбол никогда не поздно?
― Ну не научиться с нуля, но улучшить себя ― да. Нюансы могут быть ключевыми в отдельных эпизодах. Очень много детализации, эта информация, которой игроки должны пользоваться. Дальше уже всё зависит от футболиста ― сможет он это применить в игре или нет. Я убежден, что в любом возрасте можно учиться и можно себя менять. Просто есть определенные трудности: привычки, заложенные продолжительное время назад, тяжело менять. Это одна из главных проблем.
Иногда не нужно бегать, иногда нужно просто стоять. Как поставить корпус, куда пробить, зачем пробить. Над этим всем мы продолжим работать, потому что именно эти детали помогают игрокам прогрессировать. Но, опять же, я не буду работать с игроком над дриблингом, если ему это не дано и по позиции не надо применять. Мы исходим из качеств каждого игрока.
― По ходу сезона неожиданно основным вратарем стал Ислам Имамов, который начинал третьим номером. Его место в старте ― это аванс, стечение обстоятельств или плоды заслуженной работы?
― Понятно, что есть определённое стечение обстоятельств. Так получилось, что Володя Сугробов и Женя Помазан получили травмы, и Ислам сыграл. Но это и его работа. Не хочу заострять внимание на Исламе. Все наши игроки знают, что никому не гарантировано место в составе. Я выбираю состав для того, чтобы мы выигрывали.
Если взять Женю Помазана, то он большой профессионал. Каждый футболист хочет играть. У вратарей своя специфика в плане игровой практики. Это не полевые игроки. Но ни на одной тренировке Женя не дал усомниться в том, что мы можем на него рассчитывать. Он показывал это в том числе в матчах, в которых выходил на замену. Это здорово.
― Возвращаясь к Исламу, бросается в глаза его уверенность в себе и отличная игра ногами. Важные компоненты для вас?
― Да. Если мы говорим про вратаря, то игра ногами – это один из тех обязательных навыков, которым он должен владеть. Мы на этом участке создаем преимущество и много двигаем мяч вперед. Но это не значит, что Исламу или любому другому игроку не над чем работать. Если под одним давлением футболист справляется, то под другим давлением решение нужно принимать быстрее. Поэтому совершенству нет предела.
― Ваши вратари играют смело, участвуют в начальной стадии атак. Это создает численное преимущество для ваших игроков, но иногда это выглядит очень опасно. Один раз нас за это наказали. Вам самому не бывает тревожно в моменты, когда наших вратарей высоко прессингуют? Эта задумка на все сто процентов себя оправдывает?
― Страх не помогает. Есть авантюра, а есть риски. Я часто повторяю игрокам, чтобы они принимали решения, осознавая, рискуют они или это авантюра. Далее, в эпизоде задействован не только игрок, владеющий мячом. Участвуют все футболисты, которые в данный момент на поле. Важно, чтобы они все вместе оценивали момент. Если есть потеря, то мы быстро готовы вступить в отбор. Поэтому страха у меня нет. Я вижу, чего мы добиваемся за счет этого преимущества.
― Владимир Сугробов вряд ли будет готов к мартовским матчам. Будете искать вратаря или эта позиция закрыта?
― На данный момент мы не ищем вратаря, потому что Володя восстанавливается, мы с ним продлили контракт и, естественно, на него рассчитываем. У нас три полноценных голкипера. Но, если говорить про селекцию в целом, то она никогда не останавливается.
― Какую бы оценку поставили команде за первую часть сезона? Вы довольны проделанной работой?
― Я не буду ставить конкретную оценку по какой-то шкале, но я доволен. В первую очередь тем, что игроки верят в то, что мы делаем и в целом выполняют наши требования. Они отдают себя футболу. Следующий момент, мы ― единое целое. Я доволен, как мы идем шаг за шагом.
― 14 января команда начнет сборы в Турции. Какого уровня будут спарринг-партнеры?
― Пока точные соперники неизвестны, но я озвучил свои пожелания ― это сильные противники. При этом каждый матч мы рассматриваем не как игру на результат, а в плане улучшения своей игры. И тактически, и физически ― речь про все аспекты. Поэтому, помимо игр, основная задача тренерского штаба ― сделать насыщенные тренировки, плюс футболисты должны хорошо восстанавливаться. Все условия для этого у нас будут.
― Какие позиции требуют усиления?
― В каждую линию по игроку.
― Планируете пригласить на сбор кого-то из второй команды?
― Да, у нас есть фамилии, но озвучим мы их ближе к сборам.
Полная версия интервью на сайте СКА-Хабаровск