Интервью
Если вы думаете, что работа кассира заключается лишь в продаже билетов, то глубоко заблуждаетесь. Это очень ответственная должность, ведь именно они создают первое впечатление о самом театре.
Кассир должен быть начитанным книгами и насмотренным спектаклями ― иначе как анонсировать потенциальным зрителям очередное сценическое действо? А также иметь грамотную речь, опрятный вид и знать все, что происходит в городе. Немало, согласитесь?
Мужчинам ― полегче
Он первым встречает посетителей, и от него (точнее, нее ― за театральной кассой обычно сидят представительницы прекрасного пола) зависит, захочет ли человек пойти в театр или навсегда покинет его, так и не прикоснувшись к искусству. Надо увлечь, расхвалить, убедить ― работа сложная. Практически весь театр держится на хрупких кассировых плечах! Потому и был создан отдельный праздник для них ― День театрального кассира отмечается в первый понедельник марта.
Светлана Кадетова в мире искусства с 2002 года. Сначала работала в театре драмы и вот уже более шести лет встречает зрителей в кассе краевого музыкального театра.
― Кто не покупает билеты онлайн, первым делом идут ко мне, ― говорит Светлана. ― Обязательно спрашивают, какой спектакль стоит посмотреть. Я могу порекомендовать по интересу, по возрасту, для детей или взрослых. Бывает, люди прочитают название спектакля, но не знают, о чем он, подойдет ли им. Поэтому вместе с ними начинаем выбирать.
― Опытным взором вы можете вычислить новичков?
― Конечно! Сейчас благодаря Пушкинской карте в театры стала приходить молодежь. И среди них уже есть те, кто стал постоянным зрителем, что очень радует. Вроде недавно только эти девочки первый раз переступили порог театра, выясняли, на какой спектакль им лучше отправиться. А уже смотришь ― они с цветами идут на определенных артистов! Конечно, с новеньким кассиру надо работать и все подробно рассказывать, узнавать, что им по душе: может, мюзиклы или исторические. Если понимаешь, что жена ведет с собой супруга, а он особенно и не рвется сюда, надо им выбрать что-то легкое ― мужчины не готовы к театру. Им тяжело высидеть столько времени, поэтому надо что-то такое, чтобы не отпугнуть навсегда.
Заменимых нет!
― Чтобы рассказывать про спектакли и советовать, надо самой сначала все увидеть.
― Обязательно. Кассир должен знать весь репертуар! Когда есть возможность, я смотрю спектакль, иногда, правда, удается частями. Премьеры ― всегда. Мне же потом зрителям советовать надо! Знаю всех актеров. Есть горожане, которые приходят на определенных артистов, спрашивают, в каких они спектаклях задействованы.
― А кого обычно спрашивают?
― Часто про Дениса Желтоухова и Татьяну Маслакову ― это наши звезды. Приятно, что и на молодых актеров идут и знают их.
― У вас уже должна быть такая насмотренность, что вполне можете и режиссеру или актерам советы давать.
― Да вы что! Артистов это может обидеть, а их надо любить, холить и лелеять! С ними надо очень бережно! Даже если покажется, что есть в постановке неудачное место или где-то актер недотягивает, никогда про это нельзя говорить. Своим мнением как зритель еще можно поделиться, но опять же аккуратно, чтобы не задеть их.
― Часть зрителей покупают билеты на сайте. Реально ли живого кассира заменить бездушной техникой?
― В теории можно. Но ведь людям хочется поговорить с человеком, спросить совета, иногда обсудить увиденные спектакли. Есть постоянные зрители, мы с ними общаемся годами, у них и сотовый мой есть. Могут позвонить и зарезервировать билеты.
Те, кто редко к нам приходит, не могут определиться со схемой зала. Не знают, где удобно будет смотреть спектакль. Обычно все хотят в серединке, но с краю тоже есть хорошие места.
Дресс-код и елки
― Что должна знать кассир театра?
― Все, что происходит в городе. Мы читаем новости, анонсы, материалы о культурной жизни. Приедет, допустим, человек в Хабаровск, хочет вечером сходить в театр. Приходит, а у нас билетов на вечер уже нет. Тогда надо посоветовать ему другие театры, спросить у коллег, остались ли у них свободные места. С кассирами хабаровских театров мы поддерживаем отношения, они всегда помогают в таких ситуациях.
Кассир должен быть добродушным. Я рада любому зрителю, готова рассказать ему, чтобы он пришел и посмотрел. Да, случается, люди говорят: «Вы посоветовали, а нам не понравилось. Больше мы к вам не придем». Это совершенно неправильная позиция! Спектакли надо смотреть, даже если не впечатлил один — понравится другой. И в этом надо убеждать зрителей.
― У театральных кассиров есть дресс-код?
― Дресс-кода нет, но есть самодисциплина. Не будешь в чем-то ярком, броском на работу идти ― одеваешься строго. Все-таки в театре служишь! Зритель должен чувствовать эту атмосферу во всем, в том числе и глядя на кассира.
― Работа наплывами — от спектакля до спектакля?
― Бывает затишье, но редко. Люди всегда приходят с вопросами. Самый тяжелый период ― ковидный, когда мы остались без зрителей и очень скучали. А самый суматошный период ― зимой, когда идут новогодние спектакли и елки. Выдыхаем только числа 15-го января. По идее, нам Новый год только тогда и можно отмечать.
― Прямо как в анекдоте: «Какой Голливуд, у меня елки!»
― Да, это про нас анекдот точно.
― Мы как-то покупали билеты в театр, и кассир нам очень строго сказала, что мы должны явиться заранее и ни в коем случае не опоздать. Зачем такие предупреждения?
― Потому что многие люди опаздывают на спектакль и начинают пробираться по рядам, мешая другим зрителям и самим артистам. Вот мы и предупреждаем всегда. И еще просим выключать звук на телефонах, к сожалению, и это часто забывают сделать.