Управление транспортом
logo

Интервью

Управление транспортом

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

Почему дорожает проезд в автобусах и трамваях, куда направят московские вагоны и что дала отмена кондукторов в троллейбусах? Об этом и многом другом мы поговорили с начальником управления промышленности, транспорта, связи администрации г. Хабаровска Владимиром Ощановским.

— Владимир Иосифович, начнем с самого болезненного вопроса: почему же дорожает проезд?

— На стоимости поездки отражаются различные факторы. В первую очередь связанный с пандемией — снижение пассажиропотока. Удорожание топлива и запчастей тоже влияет на цену. С октября некоторые перевозчики стали повышать стоимость билета. Первыми повысили на 88-м маршруте, потом и остальные тоже стали. Перевозчики вынуждены пересматривать цену.

— Практически все маршруты за год выросли на 5 руб.?

— Нет, сегодня пять организаций подали уведомление. По закону они должны за месяц нас предупреждать. Думаю, процесс необратим, везде растут цены, значит, и тут они изменятся тоже. Для горэлектротранспорта комитет по ценам и тарифам правительства Хабаровского края пересмотрел тариф на перевозку пассажиров: с 19 декабря днем цена билета 30 руб., после 20.00 — 33 руб.

— Получается, «ГЭТ» самый маленький шаг сделал — всего на 2 руб. Остальные на пятачок шагнули сразу!

— Повторюсь, это не было решением самого предприятия, а определил краевой комитет. ГЭТ подал документы, где обоснована себестоимость практически в 50 руб. Комитет рассмотрел их расчеты и принял решение о повышении на 2 руб. с учетом того, что ежегодно администрация города заключает контракты на регулируемые тарифы, и из бюджета «ГЭТ»у предусматривается поддержка. В этом году порядка 159 млн руб.

— Получается, каждого пассажира они везут себе в убыток.

— Электротранспорт сегодня востребован у хабаровчан. Трамвайные пути пересекают весь город от «Химфармзавода» до поселка им. Кирова, троллейбус — от аэропорта до Комсомольской площади. Пока «ГЭТ» арендует часть транспорта у конкурсного управляющего «ТТУ». Но еще ни один предприниматель не принял участие в торгах. Наверное, потому что условия торгов — выполнять услуги по перевозке пассажиров. Конечно, это накладно для бизнеса. Имущество «ТТУ» перейдет администрации и будет использоваться «ГЭТ»ом, думаю, это случится в 2022 году. Последние торги пройдут в конце февраля. Есть федеральные программы, в которых в обязательном порядке будет участвовать мэрия, и это позволит привести в порядок все контактные сети, подстанции, полотно, приобрести новые трамваи и троллейбусы.

— При каких условиях имущество достанется ГЭТу?

— Если никто не заявится, то кредитор по закону имеет право передать данное имущество администрации города.

— А как показали себя «москвичи», которых вы привезли в троллейбусный парк?

— Московские троллейбусы выходят на линию, но климатические условия сказываются. Сегодня троллейбус этот недостаточно утеплен, но работа по замене оборудования ведется. Они комфортные, внутри удобно и пассажирам, и водителям. Далее мы с Москвой оформляем документы на поставку девяти трамваев в 2022 году. Четыре из них мы планируем выставить на «пятерку». Сейчас там ходят сорокалетние вагоны, их ремонтируют практически каждый день, но, тем не менее, проблема остается. К июню доставим точно.

— Насколько помню, по «пятерке» ходят именно старые вагоны РВЗ и КТМ, потому что там узкие пути, не позволяющие пройти современным, более широким вагонам. Планируете менять сеть?

— Да, надо менять контактную линию, привести в соответствие полотно, по которому движется трамвай. Частично уже сделали в районе 10-й больницы, на Гупре поменяли, постепенно сделаем все. Ко времени прибытия вагонов должны привести в соответствие.

— А будут ли эти трамваи морозоустойчивые?

— Да, у нас такие уже есть — на «единичке» работают Усть-Катавские вагоны с оранжевыми бортами. Они удобные и теплые даже в условиях нашей зимы.

— Раз уж о «пятерке» заговорили, то перед эфиром пришла жалоба — люди сетуют, что долго ждать ее, ходит не по расписанию, часто ломается.

— Мы бы добавили водителей, но сейчас не хватает работников. Сегодня девять вакансий вагоновожатых!

— Вот еще негодуют горожане, что застревают трамваи на Шеронова. Продумываете ли, как помочь пассажирам? Ведь они теряют время и нервы.

— Конечно, чтобы популярность трамвая росла, надо исключить все пробки по его пути следования: на Ленина, на Муравьева-Амурского. Мы работаем над созданием скоростного трамвая, что позволит быстрее доставлять пассажиров. Нам необходимо трамвайное полотно отделить от проезжей части, чтобы автомобилисты не заезжали, подрегулировать светофоры, предоставляя преимущество трамваю. Все вопросы будут решаться после передачи имущества «ТТУ» администрации.

— То есть все дружно загадываем желание на Новый год, чтобы это произошло.

— Да, как только свершится, мы начнем участвовать сразу во всех программах.

Ежедневно в Хабаровске выходит на линию около 550 единиц подвижного состава. За неделю услугами общественного транспорта пользуются 1 млн 300 тысяч пассажиров.
— По стране мало городов, где сохранен муниципальный авто- и электротранспорт. Изучаете ли вы опыт других городов? Есть что перенять нам?

— Да, изучаем многие города. Например, в Твери сначала убрали трамваи, заменив их автобусами, сейчас они задумались о том, чтобы вернуть их. Но это дорого — около 2 млрд руб.

— Заменить автобусами можно, если те не толкаются в общем потоке. Как это было раньше на Краснореченской. Сейчас там убрали выделенную полосу для общественного транспорта, и пассажиры жалуются, просят ее вернуть.

— К нам обратились и перевозчики, направили письмо о возвращении полосы. Мы обосновали тем, что по Пионерской транспорт сегодня идет, надеемся, в ближайшее время мы ее откроем.

— Пришла жалоба от пассажира на 30-й маршрут. Говорит, что там ходят старые, холодные автобусы. Отрадно, что переживает не только за себя, пишет, мы проехали и вышли, а водителю с кондуктором весь день в холоде.

— В октябре перевозчик приобрела пять новых автобусов среднего класса, но до сих пор не может их застраховать. Проблема с этим есть. Обратились в прокуратуру, надеемся, что к Новому году они смогут выйти на маршрут.

— А в целом как обстоят дела с автопарком?

— Порядка 50 процентов автотранспорта обновлено — это около 300 транспортных средств. В 2021 году наши перевозчики за свой счет приобрели 68 автобусов разного класса на общую сумму 240 млн руб. В перспективе эта работа будет продолжаться. Надо заменить еще 255 автобусов, имеющих срок эксплуатации более семи лет. На это потребуется более 2,08 млрд руб.

С перевозчиками этот вопрос мы постоянно прорабатываем. Организовано сотрудничество с поставщиками и производителями отечественных автобусов. При проведении открытых конкурсов маршрутов за новый подвижной состав добавляются баллы, что тоже стимулирует обновлять автопарк. С 2018 по 2020 годы коммерческие перевозчики вложили в новые автобусы более 2,3 млрд руб. в том числе с привлечением кредитов и лизинга на 1,6 млрд руб.

— По соцсетям гуляет видео, где кондуктор троллейбуса курит в салоне. Как на это отреагировали?

— Его уволили, а с остальными провели беседу. На моей памяти такой случай впервые, чтобы кондуктор так себя вел.

— Честно говоря, меня больше поразило, что в троллейбусе вообще был кондуктор. Сколько доводилось ездить на «рогатых» последнее время, всегда расчет у водителя. Отказ от кондукторов дал экономический эффект?

— В этом году в порядке эксперимента убрали кондукторов, правда, ожидаемого эффекта не получили. Видимо, недостаточный контроль со стороны водителя за пассажирами. Недополучили около 300 тыс. руб. за месяц. Это приличная сумма. Пытались запускать только через переднюю дверь, чтобы рассчитывались сразу на входе, но пошли жалобы от хабаровчан.

— Конечно, передняя дверь уже, и зайти с габаритными вещами или просто крупному человеку трудно.

— Пробовали все двери открывать — не то. Вот и недополучили сумму.

— В других городах стационарные валидаторы на входах.

— Мы тоже устанавливали, в пяти транспортных средствах: один трамвай и четыре троллейбуса. Но наши граждане оказались еще не готовы к этому. Хотя при переходе на такую систему и в Москве тоже теряли.

— У них все на карте «Тройка» завязано, они же и нам предлагали.

— Сегодня валидаторы у нас принимают абсолютно все карты. Мы с «Тройкой» провели переговоры, но они не поддерживают некоторые наши продукты. Отрабатываем, если будут положительные результаты, тогда даст результат. У нас и городская транспортная карта хорошо себя показала.

— Пассажиры жаловались на температуру в 89-м и «единице». Говорят, даже пар изо рта шел.

— На единичке «Волгобасы», которые не предназначены для таких холодов, как у нас. Они не справляются, не получается у них обогреть салон, на остановке двери открываются, и тепло выходит. На них устанавливают дополнительные печи. На 89-м автобусы среднего класса, они требуют замены, перевозчик работает над этим. Каждый день мы с ними на эту тему ведем переговоры.

 


 

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)