Интервью
Недавно граждане нашей страны познакомились с новым мобильным приложением «Госуслуги.Дом», где собственники недвижимости многоквартирных домов могут самостоятельно решать вопросы в сфере ЖКХ. А куда обращаться тем, кто не является собственником, а, к примеру, живет по договору найма в служебной квартире? Об этом и не только рассказал врио начальника отдела надзора (за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами) — старший помощник военного прокурора Восточного военного округа подполковник юстиции Александр Захаров.
Цель — предупреждать нарушения
— Александр Николаевич, для начала уточним: какие вопросы в сфере жилищно-коммунального хозяйства требуют внимания военных прокуроров?
— Спектр весьма широкий. В их числе бесперебойное снабжение военных городков коммунальными ресурсами, надлежащее обслуживание жилого фонда, своевременный вывоз твердых бытовых отходов. Отмечу, что наша главная цель — предупреждение возможных нарушений закона. Если же прокурорская проверка фиксирует такие факты, то применяется весь необходимый правовой инструментарий в целях восстановления прав граждан и режима законности. К примеру, проведенной военной прокуратурой Восточного военного округа проверкой установлено, что на протяжении полугода ведомственная компания-поставщик коммунальных ресурсов необоснованно завышала тариф при расчете платы за поставку тепловой энергии для 1,5 тыс. жителей девяти многоквартирных домов на ул. Подгаева. Общая сумма образовавшейся переплаты составила свыше 370 тыс. рублей. Принятыми мерами прокурорского реагирования гражданам произведен перерасчет, излишне внесенные ими суммы учтены в счет будущих платежей, а ответственное должностное лицо за реализацию коммунальных услуг учреждения привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ (завышение регулируемых государством тарифов) в виде штрафа в размере 25 тыс. руб.
— А какие еще районы и улицы Хабаровска попадают под надзор органов военной прокуратуры?
— В нашем ведении, помимо упомянутых домов на ул. Подгаева, находятся также несколько домов по ул. Запарина вблизи штаба Восточного военного округа, квартал домов офицерского состава (Большой Аэродром), мкр. Красная Речка и с. Князе-Волконское.
В поле зрения
— Расскажите, на какую организацию сегодня возложены полномочия по предоставлению коммунальных услуг?
— В настоящее время обязанности по предоставлению жильцам ведомственных жилых домов коммунальных услуг возложены на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России. Исключение составляют те ведомственные дома, где часть квартир приватизирована собственниками. Например, дома № 1, 1а, 1в, 2, расположенные по ул. Подгаева (управляющая компания «ГРАНД») и ДОСы 1, 2, 3, 3А (Большой Аэродром, управляющая компания «Жилмассив»). Также в ряде случаев контракты на водоотведение, электро-, тепло-, газо- и водоснабжение могут быть заключены со сторонними ресурсоснабжающими организациями. Безусловно, все эти вопросы находятся в постоянном поле зрения прокуроров. Мы проверяем соблюдение законности в сфере формирования аварийного запаса котельного топлива, получение необходимого оборудования и исправность специальной техники для проведения регламентных работ, функционирование круглосуточной оперативной диспетчерской службы и расходование выделенных на эти цели бюджетных средств.
— Александр Николаевич, из чего складывается квартплата на ЖКХ и где можно узнать информацию о начислениях?
— Ежемесячно поступающие гражданам квитанции за жилищно-коммунальные услуги — это платежный документ, счет от управляющей компании за коммунальные услуги и содержание общедомового имущества за предыдущей месяц по фактическому потреблению. Эту плату можно разделить на пять категорий: коммунальные услуги (электроэнергия, горячая и холодная вода, отопление, газ, водоотведение), вывоз мусора, содержание дома (услуги, которые оказывает управляющая компания: содержание лифта, уборка, оплата охраны или консьержа, содержание и ремонт домофона и т. д.), взносы на капитальный ремонт (наниматели служебного жилого фонда освобождены от их оплаты). Для получения информации о начислениях за жилищно-коммунальные услуги можно обратиться к поставщику услуг, в управляющую компанию или ТСЖ, обслуживающие многоквартирный дом, проверить информацию на официальных сайтах местных или региональных властей, которые уполномочены на установление тарифов. Если ошибка в едином платежном документе допущена по вине самого жильца (например, неправильно указаны показания счетчиков), перерасчет будет произведен при обращении в управляющую компанию или расчетный центр. В этом случае может быть выписана новая квитанция, либо сверх оплаченная сумма будет зачтена в будущие платежные периоды. Помимо этого, действует горячая линия по вопросам таких начислений, куда можно позвонить не только при установлении ошибки, но и для получения информации о тарифах и действующих льготах — 8(4212) 31-29-96.
Не оставляем без внимания
— Какие предусмотрены льготы при оплате ЖКХ?
— Законодателем определена категория лиц, которая имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Это Герои Советского Союза и России, полные кавалеры Ордена Славы, блокадники, члены семей погибших участников/инвалидов ВОВ, граждане, отмеченные званием «Герой Социалистического Труда», инвалиды, ветераны ВОВ и их близкие родственники, состоявшие на иждивении, нетрудоспособные родственники военнослужащих, погибших в боевых действиях или вследствие приобретенных на службе заболеваний, люди, пострадавшие от радиации, участвовавшие в ликвидации аварий на АЭС; инвалиды всех групп, дети-инвалиды, семьи, ухаживающие за детьми-инвалидами, ветераны боевых действий (включая участников специальной военной операции). Кроме того, на территории Хабаровского края право на получение указанной компенсации имеют реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий. труженики тыла, ветераны труда и военной службы, малоимущее граждане пожилого возраста, имеющие длительных трудовой стаж, одиноко проживающие граждане старше 80 лет, а также супружеские пары, в которых оба супруга достигли возраста 80 лет. члены малоимущей семей, проживающие совместно с инвалидами с детства, достигшие совершеннолетия, многодетные семьи. Также есть возможность получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, право на нее имеют граждане, у которых оплата указанных расходов превышает 22 процента от совокупного дохода семьи.
— Куда идти за назначением компенсации и субсидии?
— Есть несколько вариантов. Сделать это можно в центре социальной поддержи по месту жительства, в филиале МФЦ либо через портал государственных и муниципальных услуг.
— В какие инстанции граждане могут обратиться, если им кажется, что услуги ЖКХ оказываются неправильно или тарифы на коммуналку рассчитаны неверно?
— Полномочия по контролю в сфере ЖКХ разделены между Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (ФАС России) и Государственной жилищной инспекцией (ГЖИ). ФАС России контролирует деятельность региональных тарифных органов: проверяет обоснованность установленных тарифов и отменяет их, если они не соответствуют законодательству. ГЖИ, которая представлена в каждом субъекте Российской Федерации контролирует, чтобы плата за услуги ЖКХ в итоговой квитанции рассчитывалась верно. Кроме того, в жилищную инспекцию следует жаловаться на недобросовестные управляющие компании, работники которых, например, не отремонтировали лифт, не обеспечили готовность дома к зимнему периоду эксплуатации или не помыли полы в местах общего пользования, таких как подъезд или лестничные пролеты, однако размер ежемесячного платежа за фактически не оказанные услуги не уменьшили. Следует также учитывать, что в 2014 году постановлением Правительством Российской Федерации № 400 определены предельные индексы размера платы граждан за коммунальные услуги. Превышение предельного индекса по региону поставщиком коммунальных услуг (тепла, воды, газа или электроэнергии) или неправильный расчет тарифов на оказываемые услуги влечет нарушение прав жителей многоквартирного дома. В таком случае с нарушителем будет разбираться ФАС России. К жалобе в указанный орган следует приложить квитанцию на оплату коммунальных услуг. В свою очередь ГЖИ обращает внимание на тех поставщиков коммунальных услуг, которые в своей деятельности не удосужились руководствоваться утвержденными предельными индексами по муниципалитету. Подчеркну, что военные прокуроры не оставляют без внимания ни одного факта ущемления прав и свобод граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, иных нарушений закона. В военной прокуратуре Восточного военного округа постоянно действует телефон доверия — 8 (4212) 37-82-43, по которому в том числе принимаются сообщения о возникших проблемах в сфере жилищно-коммунального хозяйства.