Интервью
Главный тренер «Амура» Владимир Воробьев рассказал о том, как встретился с командой, за что собирается штрафовать хоккеистов, про «другой» хоккей, почему в команде опять одни чехи и многом другом.
Будем меняться
— Владимир Анатольевич, как встретил Хабаровск, как обустроились?
— Город встретил очень хорошо, можно сказать, что уже освоился, с первого дня включился в активную жизнь. Побывал на набережной, посетил храмы. Если говорить о рабочих моментах, то познакомился с тренерским штабом: подобрались профессионалы своего дела — это очень важно и для меня как главного тренера, и для команды. Диалог ведется, все хоккеисты в сборе.
Первые впечатления от Хабаровска — очень солнечный город. Конечно, немножко душновато, что влияет на тренировочный процесс: надо думать и о здоровье хоккеистов. Пытаемся корректировать тренировки: где-то заменить бег на велотренажеры, определенные упражнения выполнять на льду, а не на улице. Главная задача сейчас — подойти к сезону в хорошей физической форме и без травм.
— Это из-за жары отменили тест Купера, о чем уже успели радостно сообщить некоторые хоккеисты?
— Погода — это лишь одна из причин. Тест Купера — очень хорошая проверка физического состояния, в котором игроки приходят из отпуска. Но я думаю, что его надо проводить для всех без исключения. У нас не получилось, потому что все хоккеисты приехали в Хабаровск в разное время.
— Вы уже встретились с командой, провели первые тренировки на земле и на льду. Каковы впечатления?
— Провели силовое тестирование, посмотрели, в какой форме ребята. Видно, что соскучились по хоккею — настроены на работу очень серьезно. Перед клубом в этом году поставлены серьезные задачи: надо меняться, выходить на новый уровень, показывать другой хоккей.
— Другой — это какой?
— Я следил за «Амуром» в прошлом сезоне: были неплохие игры в Хабаровске, победа над казанским «Ак Барсом», но есть что менять. В принципе, руководство КХЛ тоже об этом говорит, что много оборонительного хоккея, надо от него отходить, вспоминать советскую школу созидательной игры. Конечно, тренер не должен забывать, что результат — это главное. Попытаемся варьировать стиль игры, сделать его более гибким, есть определенные схемы, которые будем нарабатывать и придерживаться в сезоне. Нет плохих тактик — есть плохое их исполнение. Поэтому сейчас важно создать коллектив единомышленников, в котором у каждого будут свои задачи. Ну и надо помнить, что в первую очередь мы играем для болельщиков.
— В своем первом интервью клубной пресс-службе вы сказали, что когда команда соберется, обсудите внутренние правила. Что в них?
— Обычно обсуждаем систему штрафов, и команда ее уже приняла. За опоздание, нарушение игровой дисциплины, за умышленную порчу имущества. Бывает, что если у игрока что-то не получается, он может сломать клюшку о бортик. Но это достаточно дорогое удовольствие для клуба. Вот за эти и другие нарушения игроки будут платить штрафы в командную кассу, которые мы используем для каких-то мероприятий, выходящих за рамки клуба. Ведь в наше время хоккей заключается не только в играх, перелетах и тренировках. Хоккеисты – медийные люди, и мы занимаемся социальными проектами, встречаемся с детьми, ветеранами, обычными горожанами. И цель понятна — в Хабаровске дети должны мечтать стать новыми Горшковыми, Йорданами, Аликиными, чтобы вместо компьютера выходили на улицу и играли в хоккей. «Амур» проводит много интересных социальных акций, и я в них включился с самого первого дня пребывания в Хабаровске.
Недавно провели мастер-класс для молодых хоккеистов из нашей хоккейной школы и спортивного клуба «Трансбункер» из Ванино. На мероприятие приехал и председатель попечительского совета Михаил Дегтярев. Очень здорово, что глава региона такое внимание уделяет спорту и хоккею в частности.
К чехам претензий нет
— Московское «Динамо», где вы еще недавно работали, ассоциируется у болельщиков с «баллонами Крикунова». Собираетесь внедрять их в Хабаровске?
— Скажу так: мы их всегда держим в голове (смеется). Мы с Владимиром Васильевичем постоянно на связи, вот на днях общались, помогает словом и советом. Он хоккейный мэтр нашей страны, многое прошел.
А что касается баллонов, то почему бы и нет? Шипачев писал, что всегда старался от них убежать, а так все тренировались с ними и живы. Я не исключаю, что они появятся и у нас. Тренировки должны быть разными, мы их обсуждаем всем тренерским штабом. У каждого есть право голоса, ведется диалог.
— То есть вы тренер-демократ?
— Нельзя так сказать. Просто знаю, что за результат будут спрашивать меня, поэтому окончательное решение тоже принимаю я. Не факт, что это решение будет в итоге единственно правильным, но это моя зона ответственности.
— Как в команде с вакцинацией? Понятно, что дело это добровольное, но начало прошлого сезона показало, что где-то следует подчиниться на благо общему делу.
— Согласен с тобой. Тренерский штаб вакцинировался уже на второй день начала сборов в Хабаровске. Обстановка такая, что, скорее всего, этот сезон тоже будет ковидным, и мы должны быть к этому готовы. Не дело, когда по десять и более человек выпадают из команды. В общем, никого заставлять не буду, но постараюсь убедить, что ради собственного здоровья и команды в целом лучше прививку сделать.
— Скажите, а вы принимали участие в селекции клуба?
— Ты, наверное, хочешь узнать, почему в «Амуре» опять одни чехи? На самом деле мы вели переговоры и с финскими хоккеистами, и со шведами, которых я хотел видеть в команде, но так получилось, что в Хабаровск приехали только представители Чехии. Но я не имею ничего против. Ленц был лидером своего клуба, Томашек праворукий с хорошим броском. Я просматривал их на этапе подготовки к чемпионату мира, очень хорошие характеристики им дал Дима Яшкин.
— Будете пробовать всех чехов в одном звене?
— На сегодняшний день они и играют вместе: четыре легионера и Илья Зубов. На тренировках я вижу, что взаимопонимание между ними есть. Но не будем забывать, что Томашек может и в центре сыграть, поэтому варианты посмотрим разные. На предсезонке проведем 11 игр – этого достаточно, чтобы попробовать различные сочетания игроков в деле, а не на тренировке.
— Мне как болельщику обидно, что из «Амура» ушли игроки, которые исполняли послематчевые штрафные броски и играли в формате «три на три». Будете искать новых исполнителей и вообще собираетесь ли уделять особое внимание отработке этих компонентов?
— Это очень ответственные элементы игры, и у нас, конечно же, должны быть штатные буллитеры, которые обязаны решать исход матча. Томашек, Алексеев, Зубов – думаю, эти игроки отточат свое мастерство на тренировках.
Когда я говорил по поводу переговоров с легионерами, то не назвал фамилий. Но вот Юусо Хиетанена я звал в том числе и потому, что с исполнением штрафных бросков у него полный порядок.
— Какие бы задачи ни ставились, такие команды, как «Амур» должны в первую очередь думать об обороне. Учитывая, что большинство наших защитников за 90 кг, вы планируете зацементировать нашу часть площадки?
— Мы не собираемся играть в оборонительный хоккей, мы будем действовать от обороны, то есть внимательно. Вряд ли хабаровские болельщики хотят видеть обороняющихся «тигров». Мы станем использовать все – разницу в часовых поясах, фактор домашней площадки, изучать соперника, применять гибкую тактику, но отсиживаться в своей зоне точно не будем.
— Получается, что возвращение в КХЛ «Адмирала» нам на руку — теперь соперники не будут прилетать на одну игру в Хабаровск, им придется планировать свои силы минимум на два дальневосточных города.
— Ты и сам все понимаешь. Не буду выдавать всех секретов, но особый акцент планируем сделать именно на первом периоде. Дома надо пытаться многое решить в течение 20 минут.
— Спрошу про состояние Железкова и Файзуллина, которые много игр в прошлом сезоне пропустили из-за травм.
— Про Артема скажу, что мне очень нравится его отношение к делу. Мы с ним разговаривали, сказал ему, в чем и как надо добавить. Парень работоспособный, с огромным желанием расти и развиваться, из него получится хороший хоккеист. Главное, направить энергию в нужное русло.
Про Даниила тоже скажу только хорошие слова. Он много делал для команды в прошлом сезоне, играл в первом звене, но вот травмы прилипают к нему, и никуда от этого не деться.
Сейчас смотрим всех. У нас практически шесть полных звеньев, варьируем. Неплохо смотрятся вместе Архипов, Шаров и новенький Зырянов. Они должны принести пользу.
Обыгрывать можно всех!
— В вашей концепции каков функционал каждой пятерки?
— Мы постараемся сформировать пять полноценных взрослых звеньев. Ковидный сезон плюс не забываем про перелеты, должны быть всегда свежие ребята. В моей концепции первые два звена обязаны определять результат – ставка будет на них. Задача третьего звена – выматывать соперника, держать всегда в напряжении вратаря. Четвертое звено – молодые, наглые ребята, которым есть что доказывать на площадке.
Но самое главное, что я сказал ребятам на первом собрании, играть и обыгрывать можно всех.
— Скажите, если бы у вас была возможность сформировать звено из любых игроков КХЛ, то кого бы вы взяли?
— Я всю жизнь ждал, когда хоть кто-нибудь задаст мне этот вопрос (смеется). Даже пытался в голове всегда держать эту пятерку, думал: сейчас меня спросят, а ответ уже готов! И вот носишь в себе этих игроков и начинаешь сомневаться: этого я, наверное, зря включил, а тот в последних матчах ничего особенного не показал.
Шипачев будет в моем звене — это точно. Яшкин и Хиетанен. Кто им может помочь? Кагарлицкий, наверное. От Мозякина бы точно не отказался. Вратаря можно взять?
— Вам можно.
— Тогда Женю Набокова из «Сан-Хосе» — это мой друг и для меня он номер один среди вратарей. Коварж, Зарипов — тут можно «дрим тим» собрать, мне только дай волю!
— Завершая тему звеньев, хочу вот что спросить: Сергея Светлова, как и Николая Заварухина из «Сибири», болельщики иногда критиковали за то, что они любили постоянно менять игроков, и никто не мог знать, в каком сочетании команды выйдут на очередную игру. Вы приверженец сыгранности или же готовы на изменения в составах?
— Я во главу угла поставлю все-таки сыгранность: игроки должны притереться, чувствовать друг друга на площадке. Но не будем забывать, что в хоккее случаются травмы, хоккеисты могут находиться в разной физической форме в силу индивидуальных особенностей. Поэтому сейчас сложно загадывать, как оно будет на самом деле.
— По прошлому сезону два момента. «Амур» лишь однажды победил, проигрывая после второго периода, и ни разу не перевел игру в овертайм, сняв вратаря. Могу предположить, что не особо уделялось внимание психологии именно последней двадцатиминутки и не было четкой схемы реализации большинства при пустых воротах.
— Это характер и психология победителя. Мы с первой тренировки внедрили упражнения на наказания. Если ты выигрываешь, то ничего не делаешь, если проигрываешь, то круг скорости или отжимания. Побеждать легче — победы сплачивают, дают массу эмоций, ты становишься лучше, крепче, не надо прятаться от болельщиков на улице. Без психологии в современном хоккее никуда.
— Календарь нового сезона изучили? Довольны?
— Не буду ни на что жаловаться. Он принят, и надо относиться к нему как к должному. Начинаем в Сочи, потом еще три игры на выезде. Затем непростая домашняя серия — московское «Динамо», «Северсталь» и «Магнитка». Повторюсь, мы должны побеждать любую команду, ведь именно от этого зависит количество набранных очков.
— Мне не очень нравится, что начинаем в Сочи. Команда, которую нужно побеждать, будет излишне мотивирована в первом домашнем матче.
— Мы тоже будем мотивированы. У нас будет генеральная репетиция на Кубке мэра, играем с хорошими командами, немного отдохнем. Думаю, что болельщикам «Амура» настроение не испортим.
— 35 игр из 56 выпадают на первые три месяца сезона, которые «Амур» традиционно проваливает.
— Ты же понимаешь, что надо команду настраивать так, чтобы она вышла в хорошей физической форме к началу сезона? И наш тренерский штаб это видит и понимает. Для нас хорошо стартовать очень важно. Мы на это настраиваемся.
— Сейчас уже есть понимание, как провести месяц перерыва на Олимпиаду?
— Мы об этом думаем, но пока не определились, как лучше использовать эту паузу и каким образом подводить к ней игроков и выводить после нее. Наверное, в сентябре какой-то общий план сверстаем, а по ходу чемпионата, в зависимости от ситуации в турнирной таблице, подкорректируем. Мы все особенности предстоящего сезона держим в голове, но пока о феврале думать рано. Есть другие задачи, которые надо решать.
— Кстати, мы за весь разговор ни разу не упомянули про задачи на сезон. При этом вы сказали, что они высокие.
— Задач на самом деле много — развивать молодежь, радовать болельщиков своей игрой, побеждать как можно чаще. Выход в плей-офф — это минимум, что необходимо сделать. Понятно, что попадание туда с седьмого или восьмого места любой команде продлевает сезон на небольшое количество игр. Поэтому, конечно, хочется занять в итоговой турнирной таблице место как можно выше. Получится? Я не готов сейчас обещать, ведь точно такие же задачи ставятся и перед другими клубами. Я очень хочу, чтобы в этом сезоне «Амур» нашел свою игру, обрел уверенность и создал настоящий коллектив. Это как у альпинистов — нельзя сразу пытаться покорить самую высокую вершину, надо двигаться к ней от горы к горе. В хоккее очень легко определить, в правильном ли направлении ты движешься. Если трибуны заполнены болельщиками, значит, все делается правильно. А результаты придут со временем.
— Начало сезона уже ждете?
— Да все ждут! Хоккеисты очень не любят эти месяцы перед первыми матчами — приходится много силовых упражнений выполнять, ежедневно повторять одно и то же. Но это фундамент, на котором весь сезон и будет строиться игра команды.
Могу сказать, что предвкушение и волнение есть. Я еще когда хоккеистом был, думал: ну когда же это пройдет? В девятнадцать не проходит, в двадцать пять не проходит, и в тридцать пять все так же. А сейчас понял, если пройдет, значит, с хоккеем пора завязывать.