Интервью
Традиционно подводим итоги выступления футболистов «СКА-Хабаровска» в этом году с генеральным директором клуба Алексеем Кандалинцевым.
Много достойных игр
— Алексей Сергеевич, как оцените выступление команды в первой части чемпионата?
— Как очень достойное: потрепали нервы всем, занимаем достаточно высокое место в турнирной таблице, да и календарь в следующем году позволяет нам бороться за попадание в четверку и участие в стыковых матчах. И это не только мое мнение — мне регулярно звонят знакомые и коллеги из других регионов и спрашивают: неужели вы и вправду собрались в Премьер-лигу? Да, есть такая цель. И хочу отметить, что здесь мы с главным тренером команды смотрим в одном направлении. Поэтому этот год для хабаровского футбола я бы оценил на четыре с плюсом.
— Тогда что это было в последних трех выездных играх? Ребята мыслями уже находились в отпуске?
— Не думаю, что с Сергеем Юраном можно уйти в отпуск раньше времени — у него не забалуешь. Мне тяжело судить, почему такое произошло. Могу только предположить, что появилось какое-то психологическое чувство преимущества над командами, занимающими более низкие места. И еще я заметил, что мы прибавляем после того, как начинаем проигрывать. И ведь сразу создаем большое количество моментов! Это какой-то стиль команды теперь: нам надо пропустить, а потом мы начинаем играть. Шучу, конечно, но вот как-то так получается.
Про игру с «Торпедо» скажу, что получился очень достойный матч — было видно, что на поле лидеры чемпионата, которые не хотят уступать. А вот что случилось в Красноярске, не знаю. Возможно, манеж, где сложно дышать после игр на открытом воздухе. Думаю, Сергей Юран проведет разбор полетов и сделает нужные выводы.
— Какой матч считаете лучшим в этом году?
— Было много достойных игр в сезоне, но если надо выделить одну, то с «Енисеем» в Хабаровске. Проигрывать 0:2, затем 1:3 и в итоге победить 4:3 — это было красиво! Да, красноярцы потом написали письмо с претензиями к судейству. Но я считаю, что мы выиграли по делу. А уж какие были эмоции у болельщиков!
— Про болельщиков, кстати. Заметил такую вещь — они в прошлом сезоне радовались, когда команда поднялась с 15-го места на 8-е, а в этом уже ругали, когда «СКА-Хабаровск» с 4-го места опустился на 6-е.
— К хорошему быстро привыкаешь, наверное. В этом году появилась цель, к которой мы последовательно идем. С начала чемпионата не было провалов, мы не покидали верхние строчки в таблице — отсюда и результат. Ну и некоторые наши конкуренты играют ниже своих возможностей.
— Но Сергей Юран неоднократно говорил, что с таким составом мы еще достаточно высоко забрались. Вы согласны?
— Это его мнение, и, возможно, он прав. В таком случае он умеет из имеющихся футболистов выжимать максимум. Соглашусь, что в нашем составе нет суперзвезд. У нас ровная команда, интересная, и, думаю без самоотдачи нельзя забраться так высоко. А ведь могли быть еще выше. Так что если главный тренер говорит, что мы прыгнули выше головы, то ему виднее.
— В последнее время пишут, что к Сергею Юрану проявляют интерес то «Химки», то уже «Спартак». Мы вообще его увидим после паузы?
— Он яркий тренер и в Хабаровске показал, что может добиваться результата. Его пресс-конференции пользуются популярностью. Не зря у него прозвище было «Танк» — он так идет по жизни. Поэтому не удивительно, что он постоянно на виду, в том числе и у руководителей различных клубов.
Скажу так: у него действующий контракт, и на сегодняшний день беспокойства по поводу главного тренера у нас нет. Никаких конкретных предложений по его кандидатуре в клуб не поступало, поэтому работаем дальше. А писать в наше время можно разное.
— Читаете, что пишут про нашу команду?
— Особо времени на это нет, но пресс-служба регулярно делает обзор различных публикаций. Меня, как генерального директора, больше всего волнует мнение о нашей работе, и бывает, что на конструктивные предложения мы реагируем достаточно быстро.
Например, получили письмо от болельщика, который долго не ходил на футбол. Пишет: в кассах перед матчем очередь, а электронные билеты перестают продавать за час до начала. Мы сделали так, что теперь билет в интернете можно купить до конца первого тайма. На два входа на стадион (КПП № 2 и 3) купили ручные сканеры, которые считывают билет с экрана смартфона. Если у людей конструктивные предложения, то почему не пойти им навстречу?
Есть и обратные примеры. Читаем периодически, что, мол, руководство сидит, ничего не делает, почему нельзя попросить губернатора края, чтобы тот выделил деньги на купол для запасного поля… Мы этот вопрос изучали. Все, что может появиться на набережной, требует согласования, которое купольная конструкция на «первой линии» не получила.
В общем, на все замечания стараемся реагировать, со всеми вести диалог. В том числе и напрямую, при личной встрече. Другое дело, что, видимо, не всем это надо. Приглашаешь человека в клуб — не идет, проходит время — вновь видим негатив. Наверное, для него выступления с интернет-трибуны — средство самовыражения.
Когда болельщики спят
— В этом сезоне футбол наконец-то стали показывать по телевизору. Чья в этом заслуга?
— Правительство Хабаровского края закрыло этот вопрос, нам лишь нужно было предоставить график домашних матчей. Тут дело даже не в Хабаровске — во многих районах хотят смотреть футбол, но через интернет это не всегда возможно.
— Никаких противоречий с «Яндексом» не произошло? Они же являются правообладателями на трансляции игр ФНЛ.
— Я так понимаю, что представители «Яндекса» без нашего участия общались с нашими «Панорамой» и «Губернией», и, если футбольные матчи показывают по телевизору, значит, сумели договориться. Хочу сказать, что картинка из Хабаровска — одна из лучших, если не лучшая в России. И это правильно — наш город далек от центра, но мы не должны быть при этом «в болоте». Даже на Дальнем Востоке некоторые вещи можно делать лучше, чем везде.
Раз уж заговорили об этом, то скажу, что пресс-служба «СКА-Хабаровска» очень креативная. Например, наша программа «РаСКАдровка» пользуется большой популярностью, такого больше никто не делает.
Или вот пример. На выезде нам приходится часто играть в то время, когда в Хабаровске уже ночь. И многие болельщики спят. А утром они уже видят в наших соцсетях и фото, и интервью с тренерами, и какую-то статистику. Вроде ничего особенного, но это значит, что кто-то из наших ребят не спал ночью, а готовил все это.
Вообще, в этом сезоне многие наши подразделения сработали на отлично. Тот же коммерческий отдел, благодаря которому у клуба появилось много партнеров. С одним из них — компанией «Сосновская роса» — мы наладили совместный выпуск воды.
— Здесь, скорее, надо благодарить Сергея Юрана, который много воды пьет во время матчей.
— Но ведь надо еще и договориться! Теперь наш логотип есть на бутылках, и три рубля с продажи каждой идет на развитие детского футбола.
С местной компанией «Зайца» запустили красно-синее мороженое. В теплое время года перед матчами раздаем детям бесплатно по 75 порций. Мебельная компания «Династия» изготовила для VIP-кабинок стадиона столы с нашим логотипом, «Додо Пицца» кормит наших парней после матчей и так далее. И здесь все просто — если предприниматели видят хорошую команду, интерес болельщиков, то они ищут возможности быть нашими партнерами.
— Давайте вернемся к делам футбольным. Чем закончилось ваше обращение в комитет по этике в связи с высказываниями главного тренера «Нефтехимика» Кирилла Новикова?
— Очень неприятная была ситуация. У любого тренера или футболиста должно быть свое мнение, но в публичном месте, а пресс-конференция к таковым относится, надо все-таки за своими словами и эмоциями следить. Если есть доказательства, говори, если нет — молчи.
Заседание комитета по этике состоялось на этой неделе, и он признал нашу правоту: Новикова оштрафовали на 50 тысяч рублей.
— Вообще в этом сезоне часто приходилось официально жаловаться?
— Мы лишь писали в судейский комитет по поводу матча с «Оренбургом», где нам поставили два пенальти. Один признали правильным, другой — нет. Но ведь результат матча от этого уже не изменится. Думаю, надо просто побеждать и не тратить свои силы и нервы на выяснение отношений. Мы не скандальный клуб.
— А как же ситуация с «Торпедо»?
— Ну, там они сами виноваты. Мы играли выездную серию и перед матчем на Кубок с «Торпедо» просили начать матч чуть раньше, чтобы нам успеть в этот день на самолет — мы же летаем только регулярными рейсами. Но «торпедовцы» нам навстречу не пошли. Поэтому, когда «Торпедо» прилетело к нам, назначили начало матча на шесть утра по московскому времени. Мы имеем на это право, ничего не нарушали, но, к сожалению, проиграли.
Репутация у нас хорошая
— Вы часто говорили о нежелании футболистов ехать в Хабаровск. Но в этом сезоне полный комплект: был момент, когда в клубе числились четыре вратаря и шесть нападающих.
— На сегодняшний день репутация у клуба очень хорошая — все финансовые обязательства мы выполняем. Да, зарплаты невысокие, но платятся вовремя. Мы идем вверху турнирной таблицы, задачи всем известны и понятны. Поэтому сами футболисты должны решать, хотят они играть в команде, которая может выйти в Премьер-лигу, или же поискать что-нибудь ближе к центру России.
— Хочется по персоналиям пробежаться. Самой непонятной для меня в этом сезоне была ситуация с Дмитрием Хомичем.
— А что тут непонятного? Очень опытный и хороший вратарь к нам пришел, но получил травму и долго восстанавливался. К тому моменту Володя Сугробов уже набрал такую форму, что плотно занял пост № 1. И на тот момент Хомич стал практически третьим голкипером. Он не хотел с этим мириться, поэтому мы расстались по обоюдному согласию.
— Я слышал, что имело место нарушение спортивного режима.
— Есть официальная формулировка нашего расставания, я ее озвучил.
— А вообще нарушают?
— Бывает, наверное. Но сейчас таких историй стало намного меньше, чем, скажем, в мое время. Думаю, глупо сравнивать разные поколения, но нынешние футболисты стали более профессионально относиться к своей работе – посещают фитнес-залы, следят за своим здоровьем. Поэтому если и нарушают иногда, то по сравнению с теми временами, когда я играл, это мелочи.
— Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу линий и, если уже есть понимание, о возможных изменениях. Вратарская, получается, у нас очень молодая — самому «пожилому» Сугробову всего 25 лет.
— Мы планируем в межсезонье найти еще одного вратаря. Пока не определились как раз по возрасту – искать ли молодого или более опытного, чтобы составлял конкуренцию Сугробову и Самку. Скажем так, мы определились с позициями, которые нуждаются в усилении, но каких-то конкретных требований к потенциальным кандидатам еще не обговаривали. На данный момент у нас есть Сугробов, который, когда в хорошей форме, творит чудеса, и хорошо себя зарекомендовавший Самок, закрывающий еще и позицию молодого игрока.
— Но Самок же находится у нас в аренде?
— Да, мы его взяли из «Сочи», и у нас есть варианты, чтобы он остался в «СКА-Хабаровске».
— Тогда сразу спрошу: с арендованными игроками проще работать, чем с теми, кто на контрактах?
— У нас на данный момент пять футболистов, взятых в аренду, — Самок, Галимов, Алиев, Смирнов и Магомедов. Они ничем не отличаются от остальных, но есть опасения, что их могут у нас забрать. Вот у Алиева и Смирнова в контракте прописано, что их клубы могут отозвать из аренды в январе.
— Как оцените защитную линию, которую уже в шутку прозвали «украинской обороной».
— Эмерсон — очень колоритный футболист, играющий порой на грани фола. Его любят болельщики, и есть за что. Когда он на поле, за оборону можно быть спокойным. Но и другие защитники — Фомин, Грачев — добротные игроки. Просто Владис очень габаритный. Если говорить о возможном усилении, то мы планируем взять еще одного защитника. Но пока это только планы. Для начала нам с Сергеем Юраном надо определиться с игроками, с которыми будем расставаться. И вот на их позиции и станем искать усиления.
— Что касается полузащиты, то мне очень нравятся изменения, произошедшие с Ираклием Квеквескири.
— Соглашусь. Он, если можно так выразиться, возмужал по-футбольному, стал настоящим дальневосточником. Шутка ли — четвертый сезон и более ста матчей за «СКА-Хабаровск». Мне кажется, именно конкуренция в линии полузащиты сделала его спокойнее. Может, и рождение второго ребенка поспособствовало. Мы с ним разговаривали, и он сказал, что хочет в Хабаровске и закончить свою карьеру. С таким отношением к игре я только за, но хочется, чтобы это было не скоро. Что касается усиления полузащиты, то тоже будем смотреть.
Если говорить про атакующих полузащитников и нападающих, то тоже каждый из них вносит свою лепту в итоговый результат. Перестал забивать Караев, взял на себя игру Гонгадзе. Барков в любом матче выполняет большой объем работ, Алиев — игрок из Премьер-лиги.
Вообще, сейчас в команде каждый может отличиться. Фомин забивал нужные голы, Носов, Смирнов. Поэтому повторюсь, Сергей Юран создал прежде всего коллектив, где все играют ради общей цели. А кто будет забивать, не столь важно.
— А есть в команде футболист, играющий, как Алексей Кандалинцев?
— Ну и вопрос. Меня называли умным игроком, и я был достаточно техничным. Наверное, Давид Караев ближе мне по стилю.
— Подведем итог — сколько же футболистов покинет команду и, следовательно, сколько новичков появится?
— У нас есть определенный бюджет. Сначала мы определим людей, кто покинет нашу команду. В ком-то Сергей Юран разочаровался, кто-то не тянет. Мы по списку уже пробежались, но окончательное решение по персоналиям еще не принято. Вообще, поиск новичков – достаточно непростое дело.
— Сейчас у команды большой перерыв. Какие планы?
— 10 января отпуск заканчивается, и команда вылетает в Турцию, где мы проведем три сбора по 14 дней. Пока не знаем, как будет развиваться ситуация в мире, но на сегодняшний день планы такие. Почему именно в Турцию, думаю, объяснять не надо — там для проведения сборов самые оптимальные условия. Мы в прошлом году жили в этом же отеле, и нас все устраивало. Официально между сборами будет два-три выходных дня. Прямиком из Турции и полетим на игру в Краснодар.
Теперь еще и бренд!
— Хотелось бы поговорить вот о чем – этот год для «СКА-Хабаровска» юбилейный. Понятно, что коронавирус, пандемия, QR-коды помешали клубу отметить 75-летие с размахом, но что-то юбилейное сделать все же удалось?
— Я бы сказал, что сделать удалось много. Во-первых, были поздравления от коллег, бывших армейцев, болельщиков. К нам приходил губернатор края Михаил Владимирович Дегтярев. На моей памяти такое впервые, чтобы глава региона поздравлял клуб. И это очень здорово, когда ребята видят, что клуб нужен краю.
Во-вторых, мы выпустили исторический альбом «СКА-Хабаровск». Без четверти век» — тоже не помню, когда в последний раз такое издание видело свет. И в-третьих, мы провели грандиозную встречу с болельщиками, которая стала уже традиционной.
— Не боялись собирать такое количество людей в непростое вообще-то время?
— Были опасения. Мы советовались с Сергеем Юраном и пришли к выводу, что эпидемиологическая обстановка на тот момент позволяла нам устроить праздник для болельщиков. Угощали шашлыками, пиццей, мороженым, пригласили музыкальную группу, дали возможность людям напрямую пообщаться с футболистами — нас до сих пор благодарят за эту встречу.
Еще бы отметил, что в этом году у нас появилась вторая команда. Поверь, это очень большой шаг вперед. Было много обсуждений, согласований, но в правительстве края нашу идею по созданию футбольной вертикали поддержали. Ожидаемо столкнулись с негативом: дескать, создали команду, а где местная молодежь? К сожалению, пока невозможно собрать клуб только из своих воспитанников. Сергей Галицкий, например, организовал в Краснодаре очень мощную академию, но и ему пока осуществить свою мечту не удалось.
Вторая команда позволила нам дать возможность играть нашим воспитанникам. Да и футболисты основы, потерявшие по разным причинам место в составе, получают игровую практику. Там и Никифоров играл, и Батютин, и Першин. Могу сказать, что уже сейчас Сергей Юран присматривается к некоторым молодым игрокам, чтобы взять их на сборы.
— То есть не разочарованы появлением второй команды?
— Нет конечно! Если честно, то ожидал, что на игры будет приходить больше болельщиков. Вроде как те самые местные воспитанники, молодежь наша, но не оправдались ожидания. Возможно, интерес еще появится, мы попали в «золотую группу», где сыграем весной.
Надо отдать должное РФС за то, что в этом году на Дальнем Востоке появилась Юношеская футбольная лига. Это очень серьезный турнир, в котором играют дети 2006 года рождения. Чемпионат создан по образу и подобию крупных соревнований: их возят, кормят, размещают в гостиницах — все за счет РФС.
— Достаточно много событий для юбилейного года.
— И это еще не все! Буквально на днях мы получили свидетельство о регистрации товарного знака. Мы долго к этому шли, и теперь могу с уверенностью сказать, что отныне «СКА-Хабаровск» — это бренд, защищенный законодательством. Не у каждой команды ФНЛ такое свидетельство есть. Теперь любая компания, желающая выпускать продукцию с нашей символикой, обязана получить наше разрешение. В противном случае мы в праве преследовать нарушителей по закону.
— Недавно была неформальная встреча с Михаилом Дегтяревым, на которой он сказал, что правительство края и дальше будет поддерживать спорт. В частности, в следующем году на стадионе имени Ленина необходимо закончить восточную трибуну и заменить газон.
— Так и есть. Про трибуну мы уже говорили много раз, а что касается газона, то в правительстве края о нашей проблеме знают и обещали ее решить. В противном случае мы можем не получить лицензию на следующий сезон.
— А еще губернатор сказал, что если в этом сезоне не получится выйти в Премьер-лигу, то в следующем году перед клубом такая задача будет поставлена.
— Я не буду говорить, что если после новогодних каникул «СКА-Хабаровск» станет побеждать, то мы будем притормаживать тренеров и игроков. Нет, мы морально готовы к стыковым матчам уже в этом сезоне. Но тут губернатор прав: все должно быть поступательно. Надо усилить состав, наладить взаимоотношения на поле, перестать проигрывать аутсайдерам, научиться контролировать эмоции, то есть стать настоящей командой Премьер-лиги, а не гостями на год.