Общество
Как у всякого настоящего потомственного казака, у старшего сержанта Виктора Гришина богатая событиями биография. О жизни, заслугах своих предков он не без гордости поведал по возвращении из первой боевой командировки. О себе же военнослужащий Окружного учебного центра особо рассказывать не стал, аргументируя тем, что пока ещё ничего героического в жизни не совершил. Вскоре Виктор, попрощавшись с родными, вновь убыл в зону боевых действий. С той поры, а вернее, с начала 2023 года, мы с героем этой публикации по мере возможности коротко общаемся в соцсети.
В «ожидании подвига»
Некоторые размышления, рассуждения и выводы инструктора по вождению старшего сержанта Виктора Гришина послужили своего рода вступлением к разговору о том, как в боевых условиях открываются практически у каждого военнослужащего не только истинные патриотические чувства, но и новые грани таланта у людей с творческой жилкой. И для знакомства читателя с героем публикации – несколько фрагментов бесед с ним.
– На момент начала спецоперации я находился в Хабаровске. Сразу стал искать возможность пойти добровольцем. После первой командировки это в полной мере осознал. Завтра буду узнавать насчёт перевода в артдивизион. Документы из округа пришли, надеюсь, скоро отправлюсь на СВО. Не могу сидеть на месте, пока мои братья и друзья там, за лентой, – говорил мой собеседник.
– Последнее время нахожусь на базе. Готовим обеды, закупаем продукты. Когда появляется время для отдыха, веду по вашему совету дневниковые записи. Хочу рассказать сегодня не о себе, а о своих сослуживцах, героях в полном смысле этого слова. Это тот случай, когда подвиг совершается в будничной боевой обстановке. Пятого января ВСУ начали наступление на хутор Бердин. Наши батареи открыли огонь по противнику. Боеприпасы у артиллеристов подходили к концу, пришлось даже немного использовать НЗ. В это время ребята из взвода обеспечения дивизиона, получив указания начальника штаба, находящегося на пункте управления, в срочном порядке получили снаряды на складе РАВ.
Они произвели разгрузку практически под огнём противника и уехали за второй партией. Привезли боеприпасы уже в темноте, а противник всё продолжал вести прицельный огонь по нашим батареям. Парни подоспели вовремя. Именно тогда, когда нашим отстреливаться было нечем. За рулём был опытный шофёр Владимир Васильевич Золотарёв, а задачу непосредственно выполняли два совсем юных воина – Тагир и Кирилл. Один худенький такой, на подростка похож. Но они не испугались ни пуль, ни взрывов. Всё сделали как надо, практически выручив подразделение. Благодаря им дивизион выполнил задачу, отстояв хутор. При этом наши войска ещё и два населённых пункта отбили. Вот бы кому медали вручить…
А вот ещё несколько фрагментов.
– Мы тут остановились в одной деревушке. Обнаружили заброшенный небольшой памятник нашим солдатам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Я предложил командиру дивизиона его подновить. Он согласился. К 9 Мая должны успеть, чтобы отдать должное светлой памяти героев.
– Добрый вечер. Вы сообщили, что сейчас в краевом центре в крещенские морозы храбрый народ ныряет в прорубь. У нас дома, в казачьем обществе, был дедушка, который до 80 лет окунался. Я очень ему завидовал. Всегда пытался себя перебороть и войти в жгучую воду. Но духа не хватало. В прошлую командировку я стал одним из зачинщиков далеко не летнего купания. Правда, это было 10 марта на Азовском море. Сейчас, 19 января, решил проверить свои возможности непосредственно в зоне проведения СВО на реке Псёл. Из шести человек, проживающих в нашем домике, моему примеру последовали трое. Было психологически сложно сделать первый шаг в холодную воду, но я преодолел нерешительность. Да к тому же вода здесь намного теплее, чем в Амуре. Вернусь и обязательно окунусь на Крещение в Амуре или дома, в Чегдомыне. К слову, Азовское море тогда запомнилось не только купанием. Родились стихи.
Мой Мариуполь
Тут каждый день похож
на предыдущий...
Ночь, караул, солёная вода...
Разбитый город и проспект
бегущий,
Меня зовут неведомо куда...
На небе тучи... Снега
не дождёшься...
Лишь мелкий дождь припорошит свинцом...
А если вдруг однажды
улыбнёшься,
То, значит, вспомнил свой
далёкий дом...
Тут море серое Азовским
называют,
А в тишине разорванных аллей
Куда-то люди по делам
шагают,
И фонари ночами освещают
Осколки зданий – память
мирных дней.
– Виктор, а как давно вы пишете стихи?
– С детства. Активно потянуло к поэзии после двадцати. Но окончательно творчески я проснулся именно сейчас, когда выполняю задачи в зоне СВО. Нужные слова, рифмы, сюжеты ложатся в строку именно здесь. Не зря говорят, чтобы стать настоящим казаком, нужно сочинить свою песню или стих. Вот и сочиняю. Этот эмоциональный настрой не случайно отметили создатели двух фронтовых, так называемых окопных альманахов, включив туда мои стихотворения.
Без высоких фраз
Как оказалось, член комитета Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов» старший сержант Виктор Гришин занимал (и продолжает занимать) должность товарища атамана Хуторского казачьего общества «Станица Новоалбазинская». Многие казаки этого общества, включая атамана, сегодня принимают участие в спецоперации. А Виктор не один год активно занимается волонтёрством и работой с подрастающим поколением, направленной на формирование патриотизма, гражданственности и духовно-нравственных ценностей.
В одном из фронтовых альманахов Виктора Гришина именуют не иначе как поэтом, бардом – участником СВО. Есть в книге и стихи погибших мастеров слова.
Перечитываешь заново страницы, перемешанные с болью и неприкрытым откровением окопной правды, и веришь в то, что это непрофессиональное, но искреннее искусство обязательно достучится до сердца каждого.
– Это означает, что творческие люди более эмоционально воспринимают реалии, – комментирует успех поэтических фронтовых альманахов Виктор. – Строки, написанные участниками СВО, отражают их переживания, чувства и, самое главное, показывают всю правду, увиденную глазами обычного солдата, находящегося в эпицентре событий.
С этим мнением невольно соглашаешься. Быть может, и требуют лёгкой литературной доработки некоторые плоды творчества авторов в погонах, но в их стихах – искренние откровения. Как в послании Виктора Гришина любимой жене. Вот строки из этого стихотворения.
А знаешь, здесь тревожными
ночами
Нам снится дом и ласковый
рассвет.
И кажется, есть мир под
небесами.
Что нет войны. И взрывов
больше нет...
Опять обратно, в дальнюю
дорогу,
Собрались мы, как много
дней назад...
Летим домой... Домой.
И слава Богу!
…А утром снова в бой
идёт солдат.
Служу казачеству, значит, служу Отечеству
Старший сержант Гришин немало гордится своей главной государственной наградой – медалью Жукова. Правда, за что получил её, не сообщает.
– Остальные у меня больше общественные, – буднично докладывает Виктор. – От Российского союза писателей медали Блока и Грибоедова, есть и от казачества. К примеру, за возрождение казачества, юбилейные Амурского и Уссурийского войск.
И ещё на момент беседы стало известно, что наш герой награждён главой Российского союза писателей медалью «Сергей Есенин 130 лет», которая имеет статус общественной награды, вручаемой за вклад в развитие русской литературы.
– Она для меня тоже значимая, – признаётся армейский поэт. – Я очень люблю стихи Сергея Есенина. Что же касается нашего творчества в целом, то с начала спецоперации непрофессиональными авторами было создано множество произведений, посвящённых теме СВО. И это здорово, поскольку нынешняя литература становится своеобразной исторической хроникой, которая помогает нам помнить о важных событиях, происходящих в нашей великой стране, и передаёт чувства людей в эти непростые времена. А стихи слагать мы будем. Ведь даже из них понятно – нас победить нельзя.
– Виктор, судя по всему, вы продолжите службу?
– Лично я буду здесь столько, сколько потребуется. Во все времена у меня один девиз: служу казачеству, значит, служу Отечеству.