Общество
Людей, стремящихся к успеху и, как правило, добивающихся его, отличают постоянное стремление к новым знаниям и овладение новыми полезными навыками. Военных специалистов это касается в первую очередь – за техническую или тактическую отсталость приходится платить очень большую цену, в том числе кровью. Поэтому старший оператор расчёта БпЛА мотострелкового полка из Забайкалья с позывным «Гомер» учится постоянно. Сейчас он осваивает управление трофейным гексакоптером «Баба Яга».
Используемый Гомером для боевой подготовки беспилотник некоторое время назад заряженным летел к позициям забайкальцев с очевидной целью. Специалисты радиоэлектронной борьбы «птицу» посадили нежно, не допустив повреждений, и передали электронщикам, которые её перепрошили. Новая прошивка необходима для защиты от перехвата дрона противником.
– Теперь я учусь на ней летать, узнаю все нюансы, чтобы работать этой техникой, – говорит Гомер.
По словам воина, при наличии операторских навыков управлять «Ягой» несложно. Сам Гомер работал и с «Мавиками», и с FPV-дронами. Полученный на службе опыт позволяет ему быть уверенным в результативном применении этого гексакоптера:
Сфера беспилотной авиации сильно подвержена изменениям. Меняются частоты, механика управления, постепенно в работу внедряется искусственный интеллект. Поэтому, чтобы быть в теме, оператор БпЛА должен постоянно заниматься самообразованием.
Трофейный дрон Гомер оценивает как неплохую машину. Грузподъёмность 15 кг и дальность полёта в 15 км позволяют реализовать различные тактические замыслы, а наличие девятикратного приближения облегчает наведение.
– Можно прицепить туда тээмку, можно завезти провизию и БК на передок. Чтобы на максимум использовать эту технику, мы приобрели некоторое дополнительное оборудование. Теперь всё работает без сбоев.
Подготовкой боеприпасов в расчёте Гомера занимается второй оператор – инженер с позывным «Малой». Он же отвечает за наведение перед сбросом, большой экран позволяет ему точнее оценить обстановку.
– Место сброса определяю я. Здесь влияют несколько факторов: ветер, температура и влажность воздуха. Высота, с которой бросаем, у этого гексакоптера при работе по вражескому укрытию, например, метров тридцать, если растительность там позволяет. Когда старший оператор видит, что я закончил наведение прицела, он активирует сброс.
Старательное освоение новой для себя машины такими парнями, как Гомер и Малой, станет очередным подтверждением того, что учиться никогда не поздно, а на передке – ещё и необходимо.