Беречь, как свою любимую
logo

Общество

Беречь, как свою любимую

Ярослав ТИТОВ

Думали ли вы о том, какой путь проходит военная техника, подбитая в сражении? Что с ней происходит потом и как её удаётся вернуть на передовую в довольно быстрый срок? Специалисты ремонтного батальона - профессионалы своего дела. Именно они занимаются восстановлением, а порой даже берутся за, казалось, бы безнадёжные машины.

БМП, БТРы, танки и автомобили на ремонтно-восстановительную базу надо доставить быстро. Обычно на это уходит не более двух суток. А дольше и нельзя - подразделение не должно стоять на месте, если потеряло боевую машину. Особенно это актуально сейчас, когда на южно-донецком направлении идёт наступление Вооружённых Сил РФ.

Процесс доставки бывает разный. Ремонтники честно признаются, что техника, добирающаяся своим ходом, вызывает больше радости: половина проблем уже отпадает. А вот когда в ход идут средства эвакуации, тогда становится понятно, что нужно основательно поработать.

На базе специалисты дают боевым машинам вторую жизнь. Одни отвечают за боевую часть, другие - за механическую. Техника надёжна, но даже ей необходимо техническое обслуживание.

…Ремонтный техник с позывным «Кардан» очень устал. Его внешний вид вряд ли может вызвать положительные эмоции: весь в саже и гари. Да и сильный запах мазута в цехе не настраивает на долгий диалог.

Но Кардан - отличный специалист. В своей профессии почти 20 лет. Он самый опытный в подразделении, никто быстрее и качественнее не докопается до поломки и методов починки. А внешний вид - ерунда, таковы уж издержки работы Кардана - «купаться» целыми днями приходится во всяком. Отмывать лицо и чистить вещи нужно по несколько раз в день.

- Задач на сегодня много. Вчера от инженеров наших пригнали экскаватор, который окопы рыл и минные поля помогал форсировать. Прилёт беспилотника в него был, теперь ремонт нужен. Ковш, дуги, «мангал» - всё пересобрать надо будет. Думаю, что справлюсь за дней пять, больше нельзя - машина эта в зоне СВО на вес золота, - рассказывает старший мастер Кардан.

По его словам, после попадания «камикадзе» обычно бывает хуже. В данном же случае обошлось: лишь трещины в некоторых местах и деформация железа. И самое главное - водитель остался жив. В общем, очередной случай, когда «мангал» выручил.

Кардан добавляет:

- Слесарные и сварочные работы - вот моя главная стезя. Внутренности тоже часто приходится пересобирать с нуля. Ходовая часть, мосты и коробки часто выходят из строя. Но только в тех боевых машинах, которые работают на износ и отдыха не знают. К сожалению, это стало происходить чаще, наступаем же. Жаль технику, ведь какая-нибудь БМП - это же как ребёнок. Хотя нет, скорее, как девушка красивая - за ней постоянно уход нужен. Приласкать, подарок вручить, ну то есть смазать вовремя, не беспокоить, когда просит - всё это нельзя забывать.

Командир ремонтного отделения с позывным «Панама» занят чем-то в стороне, за соседним столом. Он быстро раскладывает детали перед собой и осматривает каждую. По их внешнему виду понятно - машина попала в бой и теперь точно не на ходу. Всё залито маслом, следы гари окрасили их полностью в чёрный цвет.

- Танк или тяжёлая арта сработала. Спросить у ребят не успел, но на глаз почти всегда точно определяю, - рассказывает Панама. - Течь масла и всё сопутствующее тут.

- С мастерами попытаемся довести до ума и наладить ходовую часть: это первоочередная задача всегда. Быстро передвигаться и вести огонь - вот главная задача БТРа, а как он внешне будет выглядеть, помятым или обгоревшим, дело последнее, - добавляет мужчина.

Со слов командира, в его практике были случаи, когда удавалось буквально воскресить, казалось бы, безнадёжную груду метала. Например, после попадания вражеских РСЗО, не прямым снарядом, конечно, но в нескольких метрах. Или другой случай, когда украинский танк под Угледаром вступил в бой с нашей БМП. Силы, естественно, неравные - прямое попадание, разлёт башни и гусениц, пожар внутри и снаружи. За месяц машину пришлось собирать с нуля, приводить в порядок буквально всё, ну и, конечно, обильный косметический ремонт. Сейчас БМП, которая, говоря медицинским языком, пережила клиническую смерть, успешно помогает нашим силам в наступлении под Курахово.

- Выбор моей специальности на СВО совпал с желанием. На гражданке я любил чинить автомобили, но не работал профессионально, это было как хобби. Друзья и знакомые при малейших проблемах в своих «конях» обращались лишь ко мне. А я и денег не брал - просто нравилось копаться. Почти всегда в короткий срок всё делал и ремонтировал успешно, они не дадут соврать. Могут сказать, что с закрытыми глазами двигатель перебирал, и не обманут ведь, - уверяет Панама.

И ему очень даже верится. Во время диалога мужчина сыпал терминами, объяснял на пальцах, разжёвывал всё как в начальной школе. Отдельно он рассказывал про благодарности, которые долетают ему с передовой после хорошо проделанной работы.

- Ребята постоянно передают с фронта записки разные, какие-то символические подарки, с некоторыми общаемся по телефону. Если честно, я столько добрых слов даже в день рождения не слышал, такие вот мужики там добрые. Они только с виду грозные, а комплименты получше многих делать умеют.

В ближайших планах отделения - наращивание работы. Началась зима, и задач у рембата прибавилось. Повышенная проходимость техники на заваленных снегом вперемешку с грязью дорогах - вот над чем будут трудиться специалисты на базе. Их работа часто недооценена, но эти мужчины знают своё дело. Их чёрные и липкие от масла, в мозолях и волдырях руки возвращают российскую технику в строй.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)