Богатырский штурм
logo

Общество

Богатырский штурм

Александр ИВЕЛЬСКИЙ, фото Сергея ГЕЛАШВИЛИ


Преодолев ожесточенное сопротивление противника, военнослужащие гвардейской мотострелковой бригады из Забайкалья не так давно освободили важный населенный пункт Богатырь. В результате проведенной операции снабжение противника на участке было нарушено, а господствующая высота перешла под контроль воинов России. Участники штурмовых действий рассказали, как готовились к наступлению, с чем столкнулись в бою, и поделились с корреспондентом своими планами.

«Зима»

Ефрейтор Богдан с позывным «Зима», уроженец Забайкальского края, на СВО с весны 2023 года. Выполнял задачи в составе гвардейской зенитной ракетной бригады, а когда понадобились штурмовики, был направлен в мотострелковое подразделение.

— Когда наши заходили в Богатырь, то подгадали момент с погодой, сначала шли через лесополосы, потом уже потихоньку начали «закатываться» в населенник, — рассказывает Зима.

Погода в тот день была для штурма замечательная: с утра стоял густой туман. Единственной помехой стали заминированные дороги, поэтому бойцам нужно было постоянно смотреть под ноги.

— Я как командир отделения заходил первым. Со мной шли еще пять человек, — вспоминает Зима. — Смотрели под ноги, если что-то видели —предупреждали друг друга. Далее разместились на заранее подготовленных точках. Работу начали по команде. Нас поддерживал беспилотник, связь с командиром была устойчивой, и мы понимали, где двигаться влево, где вправо. Работали без наушников, потому что при движении по лесополосе ветки цепляются за провод от радейки, и в наушниках плохо слышны вражеские беспилотники.

Штурм предваряла воздушная разведка. Оператор БпЛА осматривал пути подхода, после этого двигалась разведка пешая (цветущие кусты, к примеру, с воздуха осмотреть невозможно). В итоге определили безопасный маршрут, по которому без потерь прошла штурмовая группа.

— Выручило то, что все проходили иинженерную подготовку, хотя штатных саперов в штурмовой группе нет. Если противник установил на пути что-то простое, типа растяжки, снимаем ее без проблем, а если попадаются сложные участки дороги, которые нужно расчистить, то в резерве всегда находятся профессионалы из нашего батальона, имеющие большой опыт.

Другим важным фактором успеха Богдан называет качество связи — переговоры велись практически без помех, обстановка этому благоприятствовала. При этом штурмовики знают, как действовать в различных случаях.

— Занял точку, поставил выносную антенну, проверил связь. Если вдруг нештатные ситуации, непогода, ветер, дождь или обстрел, то нужно выходить и проверять целость антенны. Бывали случаи, что отработает артиллерия, перебьет вынос — все, считай, полезли вдоль траншеи, а то и на дерево. Либо сами восстанавливали, либо, поскольку никакое оборудование не вечно, можно было выйти на открытое пространство и связаться с командирами. Оборудование немного позже нам скидывали с «птички». Помогало то, что установилась ясная погода, и видимость была хорошая.

На картах штурмовиков были отмечены все выявленные позиции противника, нанесены названия улиц с номерами домов. По необходимости группа разбивалась на подгруппы по функциональному принципу: кто-то оставался на закреплении, а кто-то шел в разведку. Противник осознавал важность Богатыря, вспоминает Зима, поэтому упорно сопротивлялся.

— Враг огрызался отчаянно, вступая даже в стрелковый бой. В принципе, им было проще отработать «птичкой», чем посылать живую силу. По нам работала вражеская артиллерия, висели «птички-глазки», летели «камикадзе», да и «Баба Яга» навещала. Били они иногда просто в молоко, громили и поля, и домики. Иногда пытались выманить артобстрелом, думая, что мы неподготовленные, испугаемся и побежим, но этого они не дождались.

Сами штурмовики чаще работали из стрелкового оружия и гранатометов. Для применения последних условия нельзя было назвать идеальными: поначалу противник сидел в домах и местах, куда можно выстрелить, однако позже ВСУ поменяли тактику.

— Они перебрались в подвалы, которые выходят на такую местность, что к ней на выстрел из «мухи», допустим, не подойдешь. Мы приближались постепенно, закидывали укрытия гранатами и с прострелом заходили. Некоторые из вэсэушников сдавались. Самому брать пленных мне не приходилось, но товарищи брали, — говорит Зима. — Пленные не скупились на подробности при допросе, понимая, что чем больше текста они произнесут, тем дольше будут жить. Даже тэцэкашники среди сдавшихся попадались.

Все бойцы в группе Зимы справились со страхом и бились достойно. Аналогичным образом проявили себя и командиры.

— Наши не могли завозить нам припасы на мотоциклах — дороги враг закидывал «кассетками» и минами. Но и в этих условиях командование не бросило. «Птичками» доставляли необходимые грузы: и попить, и покушать, и сигареты… Грех жаловаться. И «птицеводы» наши свою работу твердо знают.

Гражданская специальность Зимы — бармен. Не захотев «сидеть на шее» у деда, он пошел работать туда, где была открыта вакансия и нормальная зарплата. После трех дней стажировки вышел в свою первую смену. Эта профессия пришлась по душе Богдану.

— Хороший бармен — он как психолог. Кто-то приходит не только ради кухни и напитков, но и пообщаться, и неизвестно, что для человека на самом деле важнее. Многие идут в бар, по сути, «на работников». Много думал о будущем и понял, что для меня самая главная задача — это обзавестись семьей. Я до сих пор неженат, детей у меня нет. Вернуться домой и жениться! Дочку хочу… Ну и, если с дальнейшей службой в армии после окончания СВО не сложится, то пойду в общепит. Люди всегда воевали, ели, пили, а работу эту я уже знаю.Пользуясь возможностью, прошу передать привет моей матушке Оксане Александровне и еще одному человеку, Роману Андреевичу и его семье. Дочке моего товарища скоро год будет, и он хочет, чтобы я стал ей крестным папой.

Желающим подписать контракт мужчинам Зима советует предварительно все взвесить и правильно настроиться на службу.

— Тому, кто желает прибыть сюда, советую десять раз подумать и уж ни в коем случае своим решением никому ничего не доказывать. Сюда приходишь и о деньгах думаешь в последнюю очередь, если думаешь вообще. Главное, чтобы не торопились и приняли взвешенное решение, тогда и воевать станет не в пример легче.

«Тихий»

Позывной ефрейтора Андрея — «Тихий», родом он из Борзинского района Забайкалья. Его мирная профессия — помогать людям выздоравливать. Работая медбратом, осенью 2023 года принял решение присоединиться к другим воюющим борзинцам. Свои навыки он сумел применить на передовой.

— На боевых заданиях я помогал раненым. Для этого беру всегда побольше медикаментов и перевязочных средств, чтобы в случае чего суметь оказать помощь товарищу. Начинал в минометке, когда освобождали от ВСУ село Никольское. Было сложно, но служба пришлась по душе, — говорит он.

К СВО Тихий был морально готов. В объективной оценке ситуации и своих сил ему помогли товарищи, с которыми он общался по телефону, а также лично, когда последние приезжали домой в отпуск. Боевая подготовка началась уже после поступления на службу.

— Здесь, в нашей бригаде, мы до седьмого пота готовились, инструкторы обучали по интенсивной программе. Эти уроки помогают в бою. В первый свой боевой выход я шёл, стараясь перебороть страх, и у меня получилось. Благодаря занятиям уверенности в себе хватало. Заходили мы пешим порядком, смотрели под ноги — много мин, а работали под «птичкой». Нас по радио вели командиры и спасибо им большое за это. Ну а потом все пошло по накатанной: пришли, взяли населенник, зачистили, закрепились.

Андрей женат, есть дети, старший в следующем году пойдет по призыву в армию. Пользуясь случаем, и он передает привет близким:

— Привет моей семье, супруге Диане, сыну Тимофею и дочери Марии. Знаю, что они меня ждут, и я обязательно вернусь с победой!

«Сварной»

Штурмовик-пулеметчик с позывным «Сварной» «на гражданке» трудился слесарем-механиком бронетанкового ремонтного завода в пригороде Читы, чинил в том числе и технику, поврежденную на СВО. В 2024-м он сам отправился на передовую, боевое крещение прошёл при штурме села Улаклы в ДНР. На боевой задаче ему помогли приобретенные на полигоне навыки, за эту науку он благодарен инструктору.

— Со ста метров стоя спокойно попадаю в диск из пулемета. Работе с оружием меня учил инструктор с позывным «Шага». Он опытный воин, все пройденное с ним я помню и применяю на практике.

Решение об отправке на СВО Сварной принимал осознанно, имея представление о реальной обстановке в окопах — рассказы друзей позволяли ознакомиться с обратной стороной красивой картинки из телевизора. Конечно, это не может заменить собственного опыта и чувств, которые испытываешь в бою.

— На первом штурме страх пришел, когда я осознал, что кругом железо, кровь и в худшем случае — смерть. Но товарищи не дали растеряться и подбодрили. За несколько минут до броска на врага чувства совсем не такие, как на полигоне. Таких ощущений и концентрации на задаче в мирной жизни никак не встретить. Вокруг тебя ничего больше нет, остается только братское плечо и цель — выполнить задачу и выжить.

Сварной часто думает о семье. Уже после его отправки в зону СВО у него родился сын, и главное желание теперь связанно с наследником.

— Возможно, удастся убыть к семье в отпуск. Меня переполняют эмоции, встречи с новорожденным сынишкой я жду с огромным нетерпением. Передаю привет супруге Должин, брату Сергею, сестре Юле и дяде Валерию Николаевичу. У нас все хорошо, вернемся с победой.

Сын Сварного родился в трудное для страны время. Словно цветок, который пророс сквозь разбитый снарядами бетон военных дорог и смягчивший огрубевшую от пережитого солдатскую душу. Надежду и веру в российского солдата не уничтожить никаким боеприпасом, и тем, кто оставил мирные профессии, своих жен и детей и пришел на помощь не только своим друзьям, но и всему русскому Донбассу  почет и уважение, сейчас и всегда. Расти в мире, малыш, пока твой папа делает этот хрупкий мир прочным. Такая у него сейчас профессия. Сам выбрал.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)