Общество
Обучение на полигоне ДВОКУ имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского идёт круглосуточно и при любой погоде. Это позволяет делать современная материально-техническая база самого большого учебного полигона в Сухопутных войсках. Здесь моментально внедряют передовой опыт. Сейчас, например, досконально разбирают опыт тактических действий в ходе специальной военной операции. За штурмом опорного пункта «противника» наблюдала наш корреспондент.
– «Чита», я – «Чёрный». Расчёт ПТУР, мельница, задача двадцать! – твёрдым, уверенным и на удивление спокойным голосом командир взвода ставит задачу подчинённым.
Над головой то и дело появляются дроны. На них незамедлительно реагирует отделение по борьбе с БпЛА. Одни сбивают из гладкостволки, другие принуждают к посадке с помощью противодронового ружья.
Внизу, используя складки местности, наступает штурмовой отряд. Три группы, как в театральной постановке, выходят на сцену каждая в своё время.
Когда оно наступает, решает Семён Щекунов – именно он командует взводом. И хотя парню всего 21 и он сам ещё курсант-третьекурсник, будущий офицер не боится брать на себя ответственность за вверенный личный состав.
Взрывы, стрельба, неожиданные вводные от руководителя занятий – он хладнокровно реагирует на любое изменение обстановки.
Вот оператор разведывательного коптера засёк скопление живой силы «неприятеля».
– Наблюдаю группу пехоты в окопах, красный дом, близость 20, – проводя дрон над траншеей опорного пункта условного противника, рапортует курсант.
Семён направляет бронетехнику на левый фланг. Несколько БМП-1, ведя непрерывный огонь из крупнокалиберного пулемёта, решительно сокращают дистанцию. Из-под гусениц вырываются клубы снежной пыли. Окутывают боевую машину, как облако, так что издалека она больше напоминает рой агрессивно настроенных пчёл. Рёв двигателя, грохот оружия.
На правом фланге к позиции приближается группа захвата на двух снегоходах. Их бело-чёрная окраска помогает слиться с местностью. Лавируя между деревьями и сугробами, штурмовики обходят «противника».
С фронта наступает огневая группа закрепления. БМП-2 с десантом появляется неожиданно. На бешеной скорости бронетехника устремляется прямо в лоб «неприятелю».
Смело, дерзко, даже отчаянно. На переднем крае «враг» установил минное поле. Кажется, что боевая машина подорвётся, как вдруг раздаётся оглушительный грохот, и в середине поля вырастают чёрные столбы, устремлённые в небо. Это сработали инженеры. Проход в «минно-взрывном заграждении» безопасен для движения. Стальная колесница, выполнив почти полицейский разворот, останавливается напротив этого коридора.
Двери десантного отделения распахиваются, и курсанты спрыгивают в мягкий снег. Первая двойка, ведя огонь из автоматов, продвигается вперёд и падает на землю аккурат на входе, олицетворяя собой что-то наподобие дверного проёма, через который в логово «противника» заходит остальная группа.
– Непосредственно перед началом наступления я подготовил личный состав, вооружение, технику, организовал взаимодействие с операторами БпЛА, в том числе привлёк FPV. Спрогнозировали несколько возможных сценариев развития событий и возможных ответных действий «противника». Провели боевое слаживание, радиотренировку, разведку боем. И только после этого перешли непосредственно к выполнению задачи по захвату опорного пункта, – объяснил курсант 3-го курса факультета применения мотострелковых подразделений в горной местности Семён Щекунов, а сегодня по совместительству командир штурмового взвода.
– Обратила внимание, что действуют несколько разных групп и по численности, и по технике. Какая задача была у каждого?
– Да, нас назначили штурмовой группой, которую я разбил на несколько подразделений. Подгруппа управления – это я, оператор БпЛА, а также наблюдатель, который вёл огонь по «вражеским» беспилотникам. Штурмовая подгруппа закрепления – она же огневая – действовала в центре, преодолела проход в минно-взрывном заграждении и нанесла огневое поражение «противнику». Подгруппа захвата действовала на снегоходах, чтобы быстро зайти в окоп «противника», произвести зачистку и далее закрепиться. Вторая подгруппа захвата, которая действовала на другом фланге, выполняла ту же самую задачу, только на бронетехнике, – добавил Семён.
Оказалось, что обстановка и сценарий действий взяты из реальной операции, проведённой морпехами бригады Тихоокеанского флота в Курской области.
– «Чёрный», я «Таврия», один «триста», обозначен оранжевым дымом! – перекрывая шипение радиостанции, раздаётся доклад командира огневой группы.
Это тоже элемент тренировки: обеспечить эвакуацию раненого во время боя. Медики незамедлительно выезжают за ним на снегоходе.
Штурмовики тем временем начинают зачистку. Плотный огонь из АК на подходе, но прежде чем зайти в траншею, обязательно отработать гранатой.
Подрыв!
Оглушённый «противник» пытается укрыться, но курсанты ДВОКУ находят каждого. Опорный пункт захвачен. Взвод закрепляется и начинает подготовку позиций к обороне на случай контрнаступления.
– Впервые пришлось брать на себя управление подразделением или к третьему курсу уже богатый опыт? – уточняю я у Семёна.
– Каждый должен уметь руководить, потому что назначить могут любого, и он должен очень чётко, быстро и правильно принять решение в ходе боя. У нас есть специальный учебный класс, где мы отрабатываем разные сценарии действий, прежде чем приступить к практике на полигоне, – объяснил курсант.
– Тактику подбираете заранее или предпочитаете импровизировать?
– Никогда не действуем шаблонно. Да, есть отработанные элементы, которые выбираются в конкретный момент и для текущей обстановки. Преподаватель даёт очень много различных вводных. Это может быть атака FPV-дронов, мобильных миномётных расчётов, малых групп «противника» по три-четыре человека, а также работа его бронегрупп. Всё это выявляется работой нашего оператора БпЛА, который обнаруживает, сопровождает и даёт координаты цели. Несомненно, я могу сказать, что сейчас действуем гибко, нестандартно и используем опыт специальной военной операции.
– А где черпаете информацию?
– Наши преподаватели сами являются участниками СВО, так что наработки мы получаем из первых рук, как говорится. Читаем литературу. Если взять задачу, которую мы выполняли, то можно найти общие черты с действиями морпехов бригады ТОФ в Курской области. Общее то, что мы работали как штурмовая группа. Однако у нас разные погодные условия, местность и, конечно, обстановка в течение боя. Сегодня захватывали опорник, завтра могут дать приказ на штурм населённого пункта, отдельного здания или произвести зачистку лесополки. Полигонная практика очень разнообразная.
Знал, что станет офицером
Семён родился во Владивостоке – это столица Дальневосточного федерального округа. Портовый город, главная база Тихоокеанского флота. На улицах в любое время года можно встретить военного моряка, морпеха и даже военнослужащих других государств. Те нередко заходят туда с дружественными визитами. Красивые, статные, привлекающие внимание. Будучи подростком, Семён замечал их в толпе и мысленно примерял к себе их чёрную, белую, синюю, зелёную форму.
– В 16 лет я определился, что стану военным. Стал думать, какой род войск выбрать. Кто я в будущем: моряк, лётчик, десантник? Начал ходить в военно-патриотический клуб «Юный патриот Родины» там и определился окончательно, – поделился Семён.
Ему очень нравилось работать с альпинистским снаряжением. Изучать его помогали друзья-альпинисты. И когда прочитал о том, что есть горные подразделения и даже отдельные бригады, чья деятельность связана с покорением высот, то быстро нашёл место, где готовят таких специалистов. Им оказалось ДВОКУ.
В выпускном классе начал активно готовиться к поступлению на факультет горных подразделений.
– Ожидания оправдались полностью. Получил даже сверх. Думал, придётся зубрить. Друзья-студенты говорили, что высшее образование – это скучно. А здесь так много практики, причём разнообразной, что не успеваешь опомниться, как очередной год пролетел. Я разговаривал с парнями из ВПК – они кто в Рязанское ВДВ, кто в Московское ВОКУ поступили. Сравниваем обучение, и могу сказать, что в ДВОКУ полигонной учёбы намного больше, – рассказал курсант.
Сейчас он на третьем курсе. Мечтает окончить училище с красным дипломом и остаться служить на Дальнем Востоке, поближе к дому. Родители – папа автомеханик и мама зубной врач – планы сына поддерживают и гордятся им.
– Папа очень часто меня водил на различные выставки во Владивостоке. Помню детские впечатления: красивый причал, большие корабли. Меня это всё завораживало. И как-то незаметно внутри росло чувство, что я должен стать частью этого мира. Оказаться среди военных, обязательно получить офицерское звание. Меня воспитали патриотом. Родители, родственники – никто не препятствовал моему поступлению, наоборот, помогали, поддерживали, переживали, – поделился Семён.
День, когда он увидел училище своими глазами, парень помнит в мельчайших подробностях. Это было 17 июля 2022 года. В Тихоокеанском высшем военно-морском училище он прошёл профотбор и сдал физическую подготовку. Там от ДВОКУ работала выездная комиссия.
– Пришёл на КПП. Сердце стучит, душевный подъём очень сильный был. Началась «абитура». Распределили на факультеты, выдали форму и отправили на полигон. Так называемый курс молодого бойца длился месяц. Получали начальные навыки общевойсковой подготовки. Потом вернулись в город. Родители как раз на присягу приехали. В увольнение отпустили, смогли погулять вместе. Тяжело было: новый коллектив, а друзей и родителей нет рядом, но втянулся потихоньку. Если вначале часто звонил, то потом понял, что это взрослая жизнь. Так или иначе придётся от всего этого отходить, действовать самостоятельно. Теперь работаем, учимся, ездим в командировки. Наша задача – подготовиться к выпуску, потому что спецоперация ещё не закончилась и, скорее всего, до нашего выпуска не завершится, – объяснил Семён.
Раньше обучение в ДВОКУ длилось 5 лет, теперь же 3,5. Уже в декабре Семён, как и другие курсанты, получит первое офицерское звание и распределение в воинскую часть. Пока идёт учёба, он старается выжать из неё максимум. Прилежно учится и совершенствует навыки стрельбы из различного вооружения.
– Командир взвода – это такая должность, которая подразумевает, что ты должен сам знать и уметь всё, чтобы потом обучить свой личный состав. В бою всё зависит от подготовки людей и грамотности управления. Здесь есть преподаватели, они помогают, а в реальной службе есть ты и твои люди. Самое главное – не забывать, кем ты был и кем стал. Каждый человек – это личность, и относиться нужно к любому с уважением, независимо от его звания и должности. Я человек православный. Самый главный страх у меня это перед Богом и перед родителями, чтобы не опозорить их. Стараюсь ответственно подходить ко всему, что поручают. Думаю, задачу по захвату опорного пункта «противника» сегодня выполнили, как минимум, на хорошо, – сказал Семён Щекунов и побежал на построение.
Внедряя передовой опыт
– Экипаж, воздух! – отчётливо произносит руководитель занятия в радиостанцию.
В боевой машине пехоты начинается шевеление. Наводчик-оператор и командир открывают люки и, прихватив стрелковое оружие, изготавливаются подле бронетехники.
По замыслу тренировки, БМП подбита, бойцы ждут эвакуации и должны отразить атаку дрона-камикадзе.
Курсант Всеволод Лонжуков наблюдает за небом через прицел гладкостволки МС-155.
Палец на спусковом крючке. Патрон в патроннике. «Вражеский» FPV имитирует керамическая тарелочка, запущенная специальным механизмом.
– У каждой тарелки есть мёртвая точка, в которой она ненадолго останавливается. Мушкой слежу и именно в момент, когда цель замерла, произвожу выстрел, – рассказал третьекурсник.
Преподаватель кафедры вооружения и стрельбы капитан Денис Майборода нажимает кнопку на пульте, отправляя в полёт очередную мишень. Она летит на высоте 15–20 метров и дальности от 25 до 70.
Хлопок, попадание, осколки пикируют и теряются в снежном покрове. Курсанты возвращаются на исходную. И снова в рации звучит предупреждение о воздушной угрозе.
– О приближении коптера может предупредить дрон-детектор или же информацию передадут другие подразделения. В любом случае наибольшая вероятность, что его целью будет боевая машина. У экипажа есть оружие с патронами, начинёнными дробью. Нам не нужно конкретное попадание в сам дрон. Достаточно поразить лопасть или двигатель. И это возможно за счёт того, что боеприпас раскрывается, создаёт облако с поражающими элементами диаметром до 70 см, – объяснил преподаватель.
Кузница специалистов
Будущих офицеров готовят по четырём специальностям. Из вуза выпускаются морские пехотинцы, мотострелки и танкисты, специалисты горных и арктических подразделений. Есть и отдельный международный факультет по подготовке иностранных военных специалистов, где обучались курсанты из 40 стран мира.
Выпускники этого вуза участвовали во всех сражениях Великой Отечественной, внесли значительный вклад в оборону Москвы. Кстати, первые офицеры вышли из стен тогда ещё Владивостокского пехотного училища в 41-м. После войны его не закрыли, а, наоборот, продолжили активно развивать. За 85 лет Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище в Благовещенске подготовило около тридцати тысяч офицеров.
Афганистан, Северный Кавказ, Сирия – это только часть локальных конфликтов, где были задействованы выпускники. А теперь силу они показывают на СВО, уже 27 офицеров стали Героями России.