«Бук» прикроет небо
logo

Общество

«Бук» прикроет небо

Ярослав ТИТОВ

Боевая машина замаскирована в одной из лесополос вблизи Угледара. Ракеты готовы сорваться с места и взмыть за густые облака, но расчёт находится в режиме ожидания. Работа по воздушной цели сегодня ещё обязательно будет, а пока что экипаж проверяет все системы зенитно-ракетного комплекса, подготавливая машину к бою.

Военнослужащий Зима на связи с командиром взвода с позывным «Марс». Они оба из Бурятии и уже не первый год служат вместе.

- Зима, как слышно?

- Отлично слышу, ошибок нет, машина готова.

- Даю цель! - говорит Марс.

Между военнослужащими абсолютное взаимопонимание и быстрый контакт. И это несмотря на то, что Марс находится в десяти километрах от расчёта.

В радиолокационной станции «Купол», которая подсвечивает летящие вражеские цели, военнослужащий координирует действия нескольких «Буков» одновременно. Дежурные силы зенитчиков в этом районе находятся ежедневно. Такие будничные и монотонные диалоги могут показаться скучными, но всё это до тех пор, пока самоходка не начинает боевое дежурство. Направляющие с ракетами поворачиваются вправо и выпрямляются почти под 90 градусов. Воздушное пространство под контролем.

Пока Зима вновь «на проводе» с РЛС, общаемся с механиком-водителем. Громкий рёв двигателя не мешает разобрать его речь.

- Здесь мы защищаем просторы неба от ракет, самолётов, а также от беспилотных летательных аппаратов. Выезжаем на позиции каждый день и работаем по несколько часов. В последнее время чаще всего сбиваем Himars и Atacms, которые летят по нашим мирным людям в тыл. Но не долетают, мы сбиваем абсолютно всё в этом районе, - рассказывает мехвод Гиря, тоже, между прочим, бурят.

Он добавляет, что «Бук-М1» способен перехватить как низко-, так и высоколетящую цель на самой разной скорости. Натовские баллистические ракеты вполне подвластны российскому ЗРК.

- Интересно, кстати, то, что, прикрывая других, иногда сами становимся целью противника. Например, месяц назад РЛС обнаружила двигавшуюся к нашему квадрату ракету. Вычислив траекторию, поняли, что это не мимо нас, а именно к нам. В итоге всё нормально - сбили. Машину посекло осколками, а ступень в нескольких метрах с грохотом упала.

Гиря с гордостью повторяет, что все расчёты «Буков» в этой лесополосе не пропускают ни одной цели, работая круглосуточно. Интенсивность высокая, прибывающие сюда с других направлений зенитчики обучаются быстро.

Следующие полчаса прошли в дороге. Необходимо было отыскать станцию обнаружения целей: ту самую РЛС, которая отслеживает любую активность в воздухе. Её маскировка оказалась эталонной. В деревьях под камуфляжными сетками стояла машина, напоминавшая старый тягач.

Внутри всё пестрело яркими панелями и ежесекундно звучал писк радара. Командир взвода Марс также был здесь. В перерывах между задачами уделил минутку для общения.

- Сегодня всё тихо. На десятки километров по высоте и дальности никакого движения. А если было бы, то никакой паники. Засекли и уничтожили - наше главное правило. У врага пока что нет таких ракет, с которыми нельзя справиться. Их самолёты, а тем более вертолёты, здесь тоже больше не летают. Но иногда случается так, что заходят в зону нашего радара - разворот на 180 и быстро назад. ПВО выявляют, хотят обнаружить нас. На мелочи не реагируем, ждём «рыбку» покрупнее. Тот же хвалёный F-16, например. В ВСУ заявляли, что он может переломить ход войны, поэтому мы его с удовольствием ждём. Хотим на этот перелом посмотреть.

Два оператора «Бука» в это же время осматривали технику и тянули соединённую пару чёрных проводов к РЛС. По словам военнослужащих, это постоянная практика. Если с беспроводными каналами связи что-то случится, а такое уже бывало, то прямой контакт всё равно останется.

- Опасные ситуации возникают постоянно. Наша машина всегда должна работать в паре с СОУ, и враг об этом знает. За кем-то из нас постоянно идёт охота. Так, например, в конце сентября под Угледаром по лесопосадке, где мы стояли, начали бить из ствольной артиллерии. Затем «Баба Яга» в ход пошла. Одновременно с этим противник РЭБом пытался глушить наши каналы. Тогда пришлось срочно вывозить расчёты в безопасное место, - вспоминает оператор Гранит. - После того как ушли, вэсэушники по РЛС били из миномётов. К сожалению, достали, и на какое-

то время мы с ребятами связь потеряли. Обошлось без потерь, но выводы мы сделали и ошибки учли. Риск - дело благородное, но больше без предварительной разведки местности нашими БПЛА мы не работаем.

Гранит с нескрываемым восторгом рассказывал о «Буках», которые сейчас поступают в войска, постепенно заменяя машины старого поколения. По словам воина, на определение и перехват цели сейчас уходит на несколько секунд меньше. Да и связь лучше работает. Специальная военная операция наглядно показала, на что способны нынешние баллистические ракеты в руках врага и как им противодействовать.

- Если вы заметили, то о вражеской авиации почти не слышно на ЛБС. Их самолёты летают только в той Украине, куда мы ещё не дошли. «Бук» и тот же эшелон ЗРК «Тор», который нас часто прикрывает, полностью подавили авиацию ВСУ. Как только их лётчики окажутся в местном небе, на них попрёт столько ракет, сколько есть. И обязательно догонят, ведь по опыту могу сказать - от нашего расчёта никто ещё не уходил.

Два часа боевого наблюдения за квадратом оказались спокойными. На прощание военнослужащие расчёта наперебой передавали приветы в родную Бурятию и близким в Новосибирск. Раз пообещал, значит, придётся передавать. Хочется верить, что и этот текст тоже станет символической весточкой семье прямиком с фронта.

Не далее чем через час после отъезда с позиций стало известно, что «Бук» всё-таки поймал две высотные цели и уничтожил их. Это снова были Atacms, готовившиеся ударить по нашему тылу. Внутри боролись два чувства. С одной стороны, было очень жаль, что не увидел счастливые лица парней, спасших много жизней. С другой, было радостно от того, что расчёт ПВО в очередной раз закрыл небо от вражеских ракет.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)