Общество
Михаил Васюков больше 10 лет служит артистом в камерном театре «Триада», а в этом году поставил в родных стенах первый полноценный спектакль.
Однако режиссерские опыты начались еще восемь лет назад, когда он вместе с коллегой по «Триаде» Юрием Шарымовым открыл собственную студию «Дом», где они занимаются с обычными хабаровчанами.
Еще Михаил пишет пьесы (инсценировку повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» для новой постановки он сделал сам), умеет обращаться со световой аппаратурой и звукорежиссерским пультом ― в общем, освоил, если можно так сказать, производство полного цикла. А ведь сначала вообще не планировал связывать жизнь с театром.
Сила шпаги
― Я хотел поступать в «железку», в университет путей сообщения, хотя внутри на это решение, конечно, ничего не откликалось, ― улыбается он. ― Знаете, какое у меня было главное увлечение? Шахматы. Я обожаю их с детства. А так никакого творчества, если не считать танцев еще в начальной школе и гитары для себя. Мне просто попалась рекламная брошюра института культуры. И там все было так красиво расписано: нас обучат даже фехтованию и езде на лошадях! И все. Я побежал к маме: «Мама, хочу быть актером!» Это был внезапный взрыв, все стало происходить на каком-то другом уровне. Понимаете, мне было надо. Просто надо…
Родители, конечно, удивились.
― Однако какого-то сильного давления с их стороны не было, ― объясняет Михаил. ― Обычные разговоры и предупреждения: «А какую ты себе работу найдешь? А как будешь семью содержать?» Но потом все стало складываться само собой, и они, естественно, радовались.
Зоркий глаз мастера
Художественный руководитель «Триады» Вадим Гогольков заметил студента Васюкова еще на первом курсе. И неожиданно предложил ему присоединиться к труппе.
― Тут у нас проходили пары по пантомиме, ― вспоминает актер. ― Вадим Сергеевич посмотрел на меня левым глазом, правым глазом и сказал: «Хочу видеть вас у себя в театре». Хотя никаких выдающихся способностей, мне кажется, я тогда не демонстрировал.
Но мастер решил иначе. Михаил пришел и остался.
― Затем Вадим Сергеевич взял меня в свою преподавательскую команду педагогом по актерскому мастерству, и мы четыре года ставили спектакли со студентами. Он присматривался, решал, можно ли доверить мне такую работу. Затем я долго носил ему литературу, в том числе даже собственную пьесу. Все было отвергнуто, кроме Джерома К. Джерома, на нем мы наконец остановились.
Еще год понадобился на инсценировку ― Михаил работал тщательно. Полноразмерный дебют представили зрителям в конце марта. Получился спектакль-игра про взрослых детей с деревянными человечками, лодкой на веревочке и бутафорской лондонской архитектурой. Очень светлый.
Ради свободы и природы
Актерство, режиссура, преподавание, драматургия… Зачем еще и студия?
― Там ты свободен, ― объясняет собеседник. ― А люди, с которыми работаешь, очень горят желанием выступить на сцене. Им, может, иногда не хватает опыта или видения, но стремление творить все компенсирует. Для меня все это ― исследование природы творчества, которой, к сожалению или к счастью, нет ни конца ни края. Вроде ты только что вскрыл одну грань ― а за поворотом еще одна, и еще… Кроме всего прочего, так учишься терпению и смирению.
Студийные опыты, кстати, тоже можно увидеть на подмостках «Триады» ― в рамках проекта «Свободная сцена». А Михаил Васюков тем временем мечтает создать что-то новое через сотворчество:
― Мне очень нравились эксперименты, когда я приходил к ребятам с идеей, и мы «разгоняли» ее вместе, отталкиваясь от их внутренней природы. Нравится, когда процесс идет не через преодоление и боль, а через мощное погружение, радость и азарт. Хочется писать дальше, развиваться, а это прежде всего большая внутренняя работа. Нужно смотреть, читать, пробовать что-то создавать… и быть готовым сделать много ошибок. В этом, наверное, тоже есть смирение.