Экипаж в бою
logo

Общество

Экипаж в бою

Ярослав ТИТОВ, фото из личного архива Фрезы

Командир танкового взвода с позывным «Фреза» выполняет боевые задачи в зоне СВО с осени 2022 года. В первый раз я побеседовал с ним четыре месяца назад, когда подразделение Фрезы обеспечило прорыв штурмовиков к Покровску. Проведя двухнедельный отпуск на малой родине в Республике Бурятии, воин вернулся на передовую. Сейчас танкисты находятся на тыловом полигоне ДНР, где закрепляют боевые навыки и готовятся к возвращению на ЛБС.

В начале лета взвод Фрезы перебросили на новопавловское направление, где развернулись ожесточённые бои. В Днепропетровской области боевики ждали захода наших Вооружённых Сил и укрепили оборонительные линии, чтобы задержать наступ­ление. Фреза рассказывает, что его подчинённые были готовы к сопротивлению и поэтому не испугались трудностей.

– Весной мы с боем вышли к границам ДНР. И тот марафон был очень непростой: опорные пункты каждые два-три километра, дроны-разведчики, минные шлагбаумы отнимали время. Но после того, как мы взяли село Разлив, ВСУ стали отступать быстрее, – говорит Фреза.

Каждый новый бой – задача повышенной сложности для танкистов. Во многом из-за того, что противник меняет тактику и действует осторожнее. Фреза вспоминает, как его подразделение уничтожило один из укреп­районов ВСУ.

– Чаще всего работаем с закрытых огневых позиций, в лобовую атаку идём редко. В конце августа разведчики подразделения БпЛА вычислили точку запуска дронов-камикадзе вэсэушников, а рядом с ней и полевой узел связи. Мы заняли позицию в нескольких километрах, получили координаты и нанесли удар. Пять фугасных снарядов легли кучно, боевики даже не успели отступить.

Четыре месяца назад в нашей беседе Фреза признался, что его единственное боевое ранение – перелом таза после атаки FPV-дрона противника – преследовало более года. С каждым днём из-за нагрузок боль в бедре нарастала, но танкист никому не признавался в этом, даже собственной семье.

– В отпуске наконец-то занялся своим здоровьем, прошёл курс реабилитации, подлечил позвоночник, пообщался с сослуживцами из бригады. Постепенно боль уходила. Теперь не хромаю и не испытываю дискомфорта даже при беге, – добавляет Фреза.

В июле воин отправился на эвакуацию подбитого танка вблизи передовой. В его голове сразу же промелькнули тревожные мысли. Первое ранение Фреза получил при схожих обстоятельствах, поэтому теперь рассчитывал лишь на свой опыт.

– Вышли из лесополосы и увидели наших, а сверху кружат вэсэушные дроны: ждут, пока прибудет эвакуация, чтоб накрыть всех разом. Я принял решение, что экипаж мы заберём, но танк оставим здесь, это упростит задачу и сохранит нам жизни. Оперативно доставили товарищей в пункт временной дислокации, по пути сбив два дрона из ружья. Сейчас ребята подлечились и уже с нами в строю, – отмечает командир взвода.

– На ту задачу мы выдвигались как обычно: рано утром, с полным БК и в сопровождении беспилотника. Опорный пункт ВСУ находился в трёх километрах, но дорога к нему простреливалась и хорошо просматривалась сверху. За нами шла пехота, – буднично рассказывает Фреза.

Танкистам предстояло подавить огневые точки противника, обеспечив проход штурмовых групп в глубь «укрепа», за которым находился населённый пункт Хорошее. Первую линию обороны военнослужащие прорвали за несколько минут, хоть и встретили сопротивление.

– Сначала по нам летели FPV-дроны, но наваренная защита помогла выстоять, – добавляет танкист. – Затем мы слышали разрывы тяжёлых мин вокруг и чувствовали, как осколки бьются о броню. Чем ближе мы подбирались к Хорошему, тем активнее оборонялись боевики. Штурмовики заняли ближайшую лесополосу и ждали, пока мы прорвёмся дальше.

В ходе боя «восьмидесятку» Фрезы атаковал вражеский расчёт противотанкового ракетного комплекса «Стугна-П». Машина выдержала два попадания и осталась на ходу. Фреза продолжает:

– Это случилось, когда мы подошли вплотную и оказались на открытом пространстве. При первом попадании танк лишь немного качнуло, после второго он заглох. Казалось, что сейчас нас будут добивать, но мехвод оживил машину, мы быстро сменили позицию и пошли на прорыв дальше.

Решительные действия экипажа Т-80БВМ позволили штурмовым группам начать зачистку и закрепление на фортификациях ВСУ. Через несколько дней пехота уже брала Хорошее.

– Сейчас я чувствую, что по-настоящему счастлив находиться рядом со своим взводом, – говорит воин. – Экипаж – уже не просто товарищи, а боевая семья, которая поможет, протянет руку в трудный момент. В то же время танкисты не намерены останавливаться на достигнутом. Впереди ещё сотни вёрст, и мы пройдём их с боем и пеплом.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)